Как устранить люфт в рулевом управлении. Что нужно знать про рулевое управление автомобиля.

В процессе движения транспортного средства очень часто возникает необходимость в корректировке направления движения: например, при поворотах и развороте, перестроении, обгоне, опережении, объезде и т.д. Осуществление указанных маневров автомобиля обеспечивает система рулевого управления. В процессе эксплуатации автомобиля его узлы и агрегаты приходят в негодность. Неисправности рулевого управления – это один из наиболее актуальных вопросов технического состояния транспорта.

Признаки и причины неисправностей: технический аспект

Неблагополучное состояние дорог (особенно, российских), игнорирование водителем правил эксплуатации своего транспортного средства (нарушение периодичности обслуживания, низкое качество комплектующих), неквалифицированность при проведении технического и сервисного обслуживания и запредельный срок эксплуатации автомобиля приводят к нестабильной работе системы управления.

Наиболее распространенным признаком неисправности рулевого управления является люфт руля. Согласно техническим характеристикам, люфт – это нерабочая (или «холостая») стадия функционирования узла. Например, при повороте руля на некий угол до определенного момента не происходит перемещения управляющих колес. Это и есть люфт.
Основными причинами подобной дисфункции являются:

  1. износ так называемых «шаровых» (шарниров наконечников рулевой тяги);
  2. износ рулевого механизма (пары «червяк-ролик» или «шестерня-рейка»);
  3. износ подшипника рулевого вала.

Люфт, таким образом, возникает, прежде всего, как следствие длительной эксплуатации автомобиля.
Вторая вид неисправности – это стук и биение рулевого колеса, которые очень часто обусловлены износом пресловутой «шаровой» и разрушением подшипника на рулевом валу.


Часть неисправностей определяется проблемами функционирования гидравлического, электрического или пневматического усиления руля, связанными с износом узлов этой подсистемы (нарушением герметичности механизма, разрушением деталей насоса или компрессора и пр.).

Ликвидация указанных проблем сопряжена, как правило, с заменой изношенных и разрушенных деталей. Поэтому ремонт желательно осуществлять с привлечением узкоспециализированных профессионалов автосервиса.

Неисправности: правовой аспект

Нестабильная работа системы управления, по мнению специалистов, является серьезным фактором, дестабилизирующим дорожное движение. Действительно, подобное состояние автомобиля основательно «бьет» по безопасности на дороге. Водитель лишен возможности адекватным образом контролировать траекторию движения своего транспортного средства, что может привести к потере его управляемости и, как следствие, к плачевным последствиям.

Этим и определяется действие следующей правовой нормы, прописанной в ПДД: водителю категорически запрещается движение с подобными неисправностями. При их возникновении необходимо незамедлительно остановиться, попытавшись на месте ликвидировать их. В том случае, если такое невозможно, следует отказаться от эксплуатации автомобиля.

Указанные неисправности рулевого управления предусматриваются специальным нормативно-правовым актом — «Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации…».

  • Суммарный люфт в рулевом управлении автомобиля превышает установленные величины: для легковых автомобилей – 10 градусов; для автобусов и грузовых автомобилей – 20 и 25 (соответственно).
  • Есть перемещения узлов и деталей системы, не предусмотренных конструкцией автомобиля.
  • Имеется незафиксированность резьбовых соединений.
  • Отсутствует или находится в неисправном состоянии усилитель рулевого управления , предусмотренный конструкцией.

Даже беглый анализ данного перечня неисправностей позволят сделать вывод об их крайне отрицательной роли в деле обеспечения безопасности на дороге. Вполне обоснованными представляются и серьезные административные санкции за движение на неисправном транспортном средстве. КоАП РФ предусматривает отстранение водителя от управления автомобилем, задержание последнего, запрещение его эксплуатации, сопряженное со снятием с автомобиля государственных регзнаков, а также административный штраф в размере 500 рублей.

Подведем итоги

Любая неисправность транспортного средства может с разной степенью вероятности влиять на его управляемость. Однако нестабильность рулевого управления признается одной из наиболее серьезных, при наличии которой эксплуатация автомобиля категорически запрещается. Квалифицированный ремонт, своевременное сервисное обслуживание, высокое качество комплектующих, щадящий режим движения являются наиболее действенными средствами содержания системы управления в надлежащем состоянии.

Рулевое управление, и в том числе и свободный ход руля, должны проверятся при каждом очередном техническом обслуживании автомобиля или при возникновении такой необходимости. При осмотре следует обратить внимание и проверить:

— Расположение спиц рулевого колеса, которые при прямолинейном положении передних колес должны быть расположены симметрично относительно вертикальной оси.

— Состояние защитных чехлов и резьбовых соединений. Порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность резиновые чехлы надо заменить, иначе попавшие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут их из строя.

— Состояние шлангов и трубопроводов, соединяющих насос гидроусилителя рулевого управления, его бачок и рулевой механизм.

— Затяжку болтов крепления картера рулевого механизма к раме, затяжку клиньев или болтов крепления карданного вала рулевой колонки, надежность затяжки и стопорения гаек пальцев шаровых шарниров.

— Отсутствие зазора в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг, зазоры в верхнем и нижнем шарнирах и шлицевых соединениях карданного вала рулевой колонки, наличие зазоров в рулевом механизме.

— Отсутствие заеданий, стуков и помех препятствующих повороту рулевого колеса. Если стуки и заедания обнаружены, то следует отсоединить рулевые тяги от поворотных рычагов и повторить проверку. Если стуки и заедания не прекратились, но надо снимать и ремонтировать .

Неисправности влияющие на управляемость и курсовую устойчивость Уаз-3160, Уаз-3162 и Уаз Патриот рассмотренные в , также вполне применимы и к рулевому управлению Уаз Хантер с гидроусилителем руля.

Свободный ход руля или суммарный люфт рулевого управления Уаз Хантер.

Свободный ход руля или суммарный люфт рулевого управления, это угол поворота руля от положения соответствующего началу поворота передних колес в одну сторону, до положения руля соответствующего началу поворота передних колес в противоположную сторону. При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с запаздыванием реагирует на действия водителя.

Кроме того, увеличенный свободный ход руля, который не удается устранить регулировкой рулевого механизма, свидетельствует о какой то неисправности рулевого управления: ослабление крепления рулевого механизма, рулевых тяг, рычага или износ их деталей.

Максимальная величина суммарного люфта рулевого управления установленная заводом для автомобилей Уаз Хантер до 2010 года выпуска включительно, составляет не более 10 градусов. После 2010 года, неизвестно по какой причине, этот же люфт согласно заводской инструкции по эксплуатации увеличен и должен составлять не более 20 градусов.

На практике измерять свободный ход руля в градусах не очень удобно, поэтому следует перевести их в миллиметры по следующей формуле L = (G/360) x 3.14 x D . Где L — свободный ход руля в миллиметрах, G — максимально допустимая величина люфта, 3.14 — число Пи, D — наружный диаметр руля, мм.

Пример:

Для руля наружный диаметр которого составляет 400 мм, при величине максимально допустимого люфта установленного в 10 градусов, это же значение в миллиметрах будет составлять: L = (10/360) x 3.14 x 400 = 34.88 мм.

Проверка свободного хода рулевого колеса производится на автомобиле установленном на ровном площадке и только при работе двигателя в режиме холостого хода.

1. Передние колеса устанавливаются в положение соответствующее прямолинейному движению.

2. На панели приборов в сторону руля неподвижно крепится линейка, таким образом, чтобы она плоскостью касалась наружной поверхности обода рулевого колеса.

3. Руль медленно поворачивается в какую то сторону до момента начала поворота передних колес — в этом положении на обод руля любым способом наносится первая отметка.

4. Не меняя положения линейки, руль поворачивается в другую сторону, опять же до момента начала поворота передних колес — в этом положении на обод наносится вторая отметка.

Расстояние измеренное по ободу руля между отметками должно быть не более установленного значения суммарного люфта. В нашем случае, если исходить из примера выше — не более 35 миллиметров.

Если свободный ход руля оказался больше допустимого, то следует провести проверку рулевого управления и определить за счет какого узла получается увеличенный свободный ход, для чего проверить:

— надежность крепления руля и затяжки болтов крепления рулевого механизма,
— состояние шарниров рулевых тяг,
— затяжку гаек крепления сошки и рычага,
— затяжку болтов крепления карданного вала рулевой колонки, зазоры в его шарнирах и шлицевых соединениях,
— наличие зазоров в рулевом механизме.

Обслуживание системы гидроусилителя рулевого механизма Уаз Хантер.

Заключается в проверке натяжения ремня привода насоса гидроусилителя, проверке герметичности шлангов и их соединений, проверке отсутствия течей уплотнителей насоса и рулевого механизма, проверке уровня и замене рабочей жидкости в бачке гидроусилителя.

Рабочая жидкость в системе гидроусилителя руля должна соответствовать спецификации Dexron IID. Более подробно процесс замены рабочей жидкости и фильтра в бачке гидроусилителя руля, а так же параметры натяжения ремня привода насоса гидроусилителя руля на Уаз Хантер, изложен в отдельном материале

  • Система впуска воздуха и выпуска отработавших газов двигателя ЗМЗ-40906, устройство, обслуживание, возможные неисправности.
  • Неисправности рулевого управления, при которых запрещается эксплуатация автомобиля

    2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
    - легковые автомобили и созданные на из базе грузовые автомобили и автобусы – не более 10 градусов.

    «А что это за нерусское слово такое - люфт?» - часто приходится слышать этот вопрос от будущих водителей. Вот сейчас мы с этим и разберемся.
    Если вы встанете около одного из передних колес вашего автомобиля и попросите кого-нибудь покрутить рулевое колесо туда-сюда на небольшой угол, то «с ужасом» увидите, что колесо-то стоит на месте! Не пугайтесь, это нормальное явление. Прежде чем колеса начнут поворачиваться, выбираются все зазоры в рулевом механизме и в сочленениях рулевых тяг. Вот это и есть «люфт», то есть свободный ход рулевого колеса без поворота передних колес. Однако любой люфт должен быть в пределах нормы.

    Если суммарный люфт рулевого управления превышает 10О, то эксплуатация вашего автомобиля запрещена, так как движение по заданной траектории становится весьма проблематичным, а в условиях интенсивного движения просто невозможным. Автомобиль «рыскает» по дороге с большими перемещениями в поперечном направлении, что может повлечь за собой неприятные контакты с другими участниками движения. При движении за городом на большой скорости этот эффект может усилиться и, в конце концов, водитель просто потеряет контроль над поведением машины на дороге. Кроме того, повышенный люфт руля, требует постоянной коррекции направления движения автомобиля, вследствие чего водитель сильно утомляется, что не может не сказаться на общей безопасности дорожного движения.

    2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов; резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.

    Эксплуатация автомобиля очень опасна, если имеются проблемы в креплениях многочисленных шарниров рулевых тяг, рулевого механизма, когда сорваны или не затянуты резьбовые соединения, а также, если они ненадежно зафиксированы. При движении машины, из-за постоянных вибраций возможно разъединение элементов рулевого управления. А это уже ведет к полной или частичной потере управляемости автомобиля, что приводит к непредсказуемости траектории его движения. Причем водитель, независимо от его опыта, будет бессилен в этой ситуации.

    Вот почему в рулевом управлении все резьбовые соединения затянуты специальными гайками, которые еще и фиксируются шплинтами от самопроизвольного отворачивания. А в некоторых конструкциях применяются разовые самофиксирующиеся гайки. И не стоит экономить на «копеечных» деталях, повторно используя разовую гайку или погнутый шплинт, ведь эта экономия может весьма плачевно аукнуться.

    2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

    Для начала надо разобраться с тем, что такое «усилитель рулевого управления».
    Гидроусилитель (рис. 49) предназначен для облегчения работы водителя при повороте рулевого колеса. Он состоит из насоса, распределительного устройства и гидроцилиндра.

    При повороте рулевого колеса распределительное устройство направляет жидкость под давлением в одну из полостей гидроцилиндра, тем самым, помогая водителю на поворотах. При повороте налево, жидкость под давлением поступает в полость «А» (рис. 49), а при повороте направо в полость «Б». Когда двигатель не работает, поворот руля будет осуществляться с заметным усилием, так как гидроусилитель не действует.

    При неисправности усилителя, также значительно возрастает усилие поворота рулевого колеса автомобиля. Естественно, что при этом невозможно сразу же отреагировать на изменившуюся дорожную обстановку, что может вызвать опасные последствия. Кроме того, при неработающем усилителе руля, возрастает физическая и эмоциональная усталость водителя. После непродолжительной поездки он уже не в состоянии принимать правильные решения и может явиться виновником дорожно-транспортного происшествия.
    Хочется предупредить владельцев «Жигулей» и прочих наших «легковушек» - не ищите у себя под капотом усилитель, так как на отечественных малолитражных автомобилях его установка не предусмотрена.

    При неисправностях рулевого управления запрещается дальнейшее движение транспортных средств в соответствии с пунктом 2.3.1. Правил дорожного движения.
    Имеется ввиду – полное запрещение движения автомобиля! Если в пути произошел отказ в работе рулевого управления, то самостоятельно вы не имеете права проехать ни метра, да и навряд ли это удастся. Правда есть возможность устранить неисправность на месте, если вы «дока» во внутренностях автомобиля и возите с собой массу запасных деталей и инструментов. В противном же случае, вам предстоит вызывать передвижную службу автосервиса или специализированного буксировщика.

    Рулевое управление автомобиля

    - еще один механизм, без которого в машине не обойтись. С помощью рулевого управления можно поворачивать передние колеса автомобиля во время его движения. Состоит оно из рулевого привода и рулевого механизма. Во время движения колес на повороте необходимо чтобы управляемые колеса поворачивались на различные углы, иначе машина будет скользить. Механизм рулевого привода обеспечивает при поворотах такое изменение положения внутреннего колеса, при котором оно поворачивается на больший угол, а внешнее - на меньший. Иными словами рулевой привод регулирует поворот машины, делает его более безопасным и плавным. Устройство рулевого механизма у машин разных марок отличается, но основной принцип его действия одинаков у всех машин.

    Рассмотрим устройство рулевого привода более подробно. Средняя рулевая тяга связана с рулевой сошкой (рычагом рулевого механизма) и рычагом маятниковой подвески с помощью шарниров. При повороте рулевой сошки происходит передвижение средней тяги влево или вправо, а через боковые тяги и рычаги поворотных цапф происходит поворот колес.

    Шарниры рулевых тяг не должны иметь больших зазоров, которые автомобилисты обычно называют люфтами. С помощью специальных самоподвижных устройств можно устранить появление больших зазоров или устранить их. Шарниры на поворотных стойках и на боковых рулевых тягах смазывают через специальные пресс-масленки, чтобы было легче управлять машиной. В боковых тягах имеются специальные муфты, вращая которые можно изменять длину тяг, а также, регулировать схождение передних колес. Чтобы закрепить муфту в определенном положении используют специальную контргайку. Рулевая сошка передвигает среднюю тягу, которая через боковые тяги и рычаги поворачивает колеса. Рулевая колонка (труба в которую помещается рулевой вал) крепится к кузову автомобиля.

    Через рулевой механизм происходит своего рода общение водителя и автомобиля. Мы кладем руки на руль, жмем на педаль, и с этого момента машина начинает послушно выполнять все наши требования и пожелания, следуя даже малейшему движению руля. Поэтому рулевой механизм должен быть хорошо отрегулирован и полностью исправен.

    Если вы почувствовали что рулевое управление «не слушается» вас, то ради вашей же безопасности нужно проверить люфт. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать 10%. Проверяют его, когда колеса находятся в положении для движения автомобиля прямо. То есть 5% в одну сторону и 5% - в другую. Если вы почувствовали что рулевое управление «не слушается» вас, то ради вашей же безопасности нужно проверить люфт, который не должен превышать 25°. Проверяют его, когда колеса находятся в положении для движения автомобиля прямо. При повороте колес зазор может быть немного больше. Если люфт на рулевом управлении больше допустимого, то ездить на машине нельзя.

    Причиной увеличения люфта может быть ослабление крепления рулевой сошки, увеличиться зазор может и в результате износа в шарнирных соединениях. Дефекты рулевого механизма можно выявить во время поворота рулевого колеса в разные стороны. Многие автомобилисты, желая избавиться от люфта, затягивают рулевой механизм слишком туго. Но автомобилем в этом случае управлять становится опасно. Люфт рулевого колеса нужно почаще проверять. Шарнирные соединения удобнее всего осматривать, поставив автомобиль на смотровую яму или на эстакаду. Здесь же можно смазать и шарниры рулевого привода.

    Еще статьи про ""

    Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

    Согласно действующим Правилам дорожного движения суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать 10 градусов, что применимо только на бумаге, так как в реальной жизни даже незначительный люфт в рулевом управлении создает массу проблем во время езды. В частности, какой бы там ни было, суммарный люфт в рулевом управлении провоцирует во время еды по отечественным дорогам образования стука и виляние автомобиля по дорожному полотну.

    Логическим результатом чего может стать дорожно транспортное происшествие, которое точно будет иметь более чем негативные последствия не только для водителя автомобиля, но и для других участников движения, как показывает многолетняя практика опытных водителей. Небольшой люфт рано или поздно трансформируется в большой, и делает не только опасным, но и практически невозможным передвижение, чего можно избежать, если своевременно корректировать суммарный люфт в рулевом управлении до необходимых значений.

    Свободный ход руля не считается люфтом, так как присутствует в большинстве случаев сразу в нескольких элементах рулевого управления. В настоящее время имеется эффективный способ определения, в каком именно элементе присутствует люфт, для чего следует, чтобы один человек покачивал колесо в разные стороны в пределах люфта. А другой участник данной процедуры внимательно следил за шаровыми наконечниками рулевых тяг и расположенным возле рулевой рейки карданчиком. Либо червяком, если автомобиль оснащен червячной передачей. Кроме того, следует обращать внимание на соединение двух плотно заходящих друг на друга штанг.


    Они предотвращают передачу продольных усилий на колесо в случае лобового столкновения. Разбитые шаровые опоры заранее оповещают владельца о своем техническом состоянии посредством характерного стука во время езды, еще до появления заметного люфта. Тем самым требуя либо ремонта либо замены на новые аналоги. устранение люфта в рулевой рейке или червяке осуществляется посредством проворота специального регулировочного винта, конструктивно имеющего насадку под ключ – шестигранник.

    Единственно, что данная процедура невозможна для осуществления на сильно разбитой рулевой рейке, которую впоследствии придется заменить на новый аналог. Своевременно подогнанный под необходимые значения суммарный люфт рулевой рейки обеспечивает ее эффективный рабочий ресурс на протяжении 14 – 15 лет, без учета обнаружения свободного хода в карданчике, требующего только замены на новый аналог. Основной причиной износа данного элемента является отсутствие смазочных веществ, являющихся обычным солидолом, даже при отсутствии которого карданчик служит продолжительное время. Что не отменяет необходимости смазывания.

    Кроме того, люфт в рулевом управлении может быть в сопряжении двух штанг, спровоцированный износом уплотнительных резинок, и устранен посредством сварки с нанесением в разумных пределах. Имеется в виду точечная прихватка, эффективно сдерживающая штанги во время вращения, но не выдерживающая значительных приложений усилий во время аварии. Так как соединение разрушается, единственно, что без передачи силы удара на колесо.

    В настоящее время существует специальный прибор измеритель суммарного люфта рулевого управления – люфтомер, обеспечивающий определение зазора в рулевом механизме посредством замеров на рулевом колесе. Конструктивно люфтомер состоит из крепящегося на рулевой колонке сектора, и связанной с ободом рулевого колеса стрелки. Сектор прибора оснащается градуированной шкалой, посредством которой и определяется значение люфта. Кроме того существуют комбинированные приборы динамометры – люфтомеры, обеспечивающие измерение люфта при прилагаемом усилии, а также измеряющие силу трения и техническое состояние отдельных узлов.

    Принцип работы люфтомера, видео

    Ремонт двигателя

    ДТП

     

    Возможно, будет полезно почитать: