Классификация, виды и отличия дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Основные причины дтп

30-09-2012 в 12:09

Причины различны: от недисциплинированности других участников движения до рокового стечения обстоятельств.

Причины

Главная причина аварий – несоблюдение требований ПДД. Причем недисциплинированностью грешат не только водители, но и пешеходы.

Огромное количество ДТП происходит по вине пьяных водителей. Заторможенная реакция, неспособность адекватно воспринимать действительность, необоснованное желание лихачить и рисковать – то, что приводит к страданиям и гибели неповинных людей.

Многие серьезные аварии случаются по причине переутомления водителя. Он рассеян, не в силах сосредоточиться, контролировать ситуацию и оперативно реагировать на изменение дорожной обстановки. Уставший человек недооценивает возможные опасности, но при этом твердо убежден в том, что он ведет машину не хуже, чем всегда.

К серьезным ДТП нередко приводит техническая неисправность транспортных средств.

Невнимательность водителей – еще одна распространенная причина аварий. Не лучше ведут себя и пешеходы, излишне увлеченные разговором по телефону или чем-то еще.

Часто аварии происходят по причине неудовлетворительного состояния проезжей части, когда дороги изобилуют выбоинами, ямами и иными дефектами. Небольшого размера яма или ухаб может стать причиной опрокидывания автомобиля либо самопроизвольного выезда его на встречную полосу.

Нельзя не отметить также климатический фактор: мокрая или покрытая гололедом поверхность проезжей части может сделать автомобиль полностью неуправляемым.

Причиной серьезных аварий иногда становится неисправность технических средств организации дорожного движения (светофоров).

Много аварий случается по вине неопытных водителей: слабый уровень как теоретической, так и практической подготовки является еще одной причиной ДТП. Как показывает практика, такие водители зачастую неспособны быстро сориентироваться в сложной ситуации, оперативно принять единственно верное решение. В связи с этим предполагается отменить возможность сдачи экзамена в ГИБДД экстерном и обязать всех кандидатов в водители проходить обучение в автошколах, имеющих соответствующую лицензию.

Последствия

В зависимости от тяжести последствий все ДТП принято классифицировать на три вида:

– со смертельным исходом;

– с телесными повреждениями;

– с нанесением материального ущерба.

Самыми тяжкими считаются аварии, в которых имеются человеческие жертвы, и это неудивительно.

Что касается телесных повреждений, которые не повлекли за собой гибель людей, то они делятся на три группы: легкие, средние и тяжкие.

Если пострадавший в ДТП получил незначительное расстройство здоровья или утратил трудоспособность на непродолжительное время, то считается, что он получил легкие повреждения.

Когда полученные травмы повлекли за собой продолжительное расстройство здоровья или значительную утрату трудоспособности менее чем на 1/3 и при этом безопасны для жизни – они квалифицируются как повреждения средней тяжести.

Тяжкие телесные повреждения влекут за собой причинение серьезного ущерба здоровью пострадавшего, представляющее опасность для его жизни. Кроме того, к таким повреждениям относится и иной нанесенный здоровью пострадавшего вред, который послужил причиной значительной стойкой утраты трудоспособности более чем на 1/3 или повлек за собой прочие тяжелые последствия для здоровья.

По данным Всемирной организации здравоохранения , от травм, полученных в ДТП, в мире ежегодно погибает 1,2 млн человек и чуть меньше 50 млн травмируются. В России погибает более 36000, в Беларуси – более 1500.

Основная часть дорожно-транспортных происшествий (81,5%) состоит из аварий с участием МТС и пешеходов. Остальные 13,3% – транспортных средств. По вине пешеходов – 58,4% происшествий. В состоянии опьянения находилось 35,2% пешеходов, пострадавших в ДТП. По вине водителей произошло 41,6% аварий. В состоянии алкогольного опьянения были замечены 8,1% водителей.

Дорожные аварии происходят чаще всего с 16.00 до 20.00.

Лидирующий день недели – пятница (18,5%), минимум – в выходные (воскресенье – 9,5% и суббота – 11,2%).

Советы

Если после ДТП вам трудно контролировать себя, вы не можете сосредоточиться– позвоните близкому человеку и попросите его приехать к вам. Во-первых, вы получите моральную поддержку, во-вторых, он поможет вам разобраться в происходящем.

Постарайтесь успокоиться, потому что в подобного рода ситуациях это необходимо для вас в первую очередь.

После того как немного успокоитесь, как можно внимательнее оцените ситуацию: при каких обстоятельствах случилась авария, что делается после нее на проезжей части и в непосредственной близости. Помните, что ДТП может быть обусловлено не только виной конкретного человека, но и целым рядом внешних факторов, о которых многие водители не знают или забывают. Если отразить их в протоколе, то авария, причины ее возникновения и сопутствующие обстоятельства могут предстать в совершенно ином свете. Поэтому особое внимание обратите на нижеследующее.

– В каком состоянии находится поверхность проезжей части. Не исключено, что на ней имеются ямы, трещины, выбоины, ухабы и прочие подобные дефекты. В таком случае нужно их измерить по длине, высоте и ширине и внести полученные данные в протокол.

– Исправность технических средств организации дорожного движения (знаки, светофоры и другое), их внешний вид и порядок расположения (высота, место и другое), наличие и состояние дорожного оборудования. Например, если ДТП произошло по причине поломки светофора – все участники могут быть признаны невиновными.

– Специфические особенности места, где случилась авария. Возможно, это произошло в низине, где в момент происшествия был туман, или на недостаточно просматриваемом участке проезжей части.

– Наличие в месте аварии и непосредственной близости от него льда, луж, грязи, пятен масла и иных нефтепродуктов: если таковые имеются, следует их измерить и внести точные размеры в протокол.

– Наличие следов и факторов, имеющих непосредственное отношение к аварии: тормозной путь транспортных средств, обломки деталей и осколки стекол, вылетевшие из автомобилей предметы и вещи и другое.

– Вы вправе инициировать проведение дополнительных мероприятий, которые помогут установить истинную картину происшедшего.

– Если у вас имеется видеокамера или фотоаппарат, сделайте несколько снимков или небольшой видеосюжет, зафиксировав все подробности: место аварии, положение транспортных средств и пострадавших, особенности дорожного покрытия и другое.

– Проверьте, чтобы в протокол были включены данные об очевидцах происшедшего: нередко их показания играют решающую роль при определении виновника ДТП.

Никогда не стоит забывать о мелочах, потому что именно они могут сыграть решающую роль в сложившейся ситуации.

К сожалению, в мире в результате аварий ежегодно погибают десятки тысяч водителей, их пассажиров и пешеходов. А число тех, кто получает травмы, в десятки раз больше.

Немудрено, что каждый водитель хотел бы максимально обезопасить себя и своих попутчиков от аварий и их последствий. Для этого необходимо знать основные причины ДТП на дорогах.

Пьянство

Многие знают шутку о том, что для передвижения пьяного человека существует четыре типа машин: такси, скорая помощь, полицейский автомобиль и катафалк. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Несмотря на обширную пропаганду недопустимости управления автомобилем , автолюбители почему-то упорно игнорируют это требование.

Статистика

Говоря о том, каковы основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, пьянство нужно упомянуть первым. Ведь даже в странах с высоким уровнем благополучия, таких как Германия, США, Канада и Франция, очень часто происходят аварии с участием нетрезвых водителей. Примерно 35% всех дорожно-транспортных происшествий связаны с употреблением шофёрами алкоголя.

В России этот показатель ещё выше. Доля таких аварий достигает 45% от общего числа ДТП.

Алкоголь и реакция

Посредством многих тестов и исследований было доказано, что даже после пары бокалов пива у водителя снижается способность реагировать на форс-мажорные дорожные ситуации. А что уж говорить о той стадии опьянения, когда у человека теряется чувство реальности. В таком состоянии ему кажется, что он всемогущ и способен предотвратить любое ДТП. Однако это ложное впечатление, навязанное как раз алкогольными напитками.


Кроме прочего, алкоголь становится причиной чрезмерной сонливости человека. Отчасти это связано с тем, что спиртное принято употреблять вечером, когда в организме накопилась усталость.

Теперь представьте, сможет ли полусонный человек с замедленной реакцией и изменённым восприятием реальности эффективно отреагировать на сложную дорожную ситуацию? Вряд ли. Ведь для действий, направленных на избежание аварии, у водителя, как правило, есть лишь доля секунды.

Наказание

Нелишним будет напомнить, что за вождение в нетрезвом состоянии водителя лишают прав. А при повторном идентичном нарушении предусмотрена даже уголовная ответственность. Ведь всем известно, что пьяный водитель подвергает опасности не только себя, но и всех окружающих.

Гаджеты

Наказание

За разговоры по телефону во время управления машиной . Однако это не останавливает водителей в их стремлении пообщаться во время пути. Не последнюю роль в таком поведении шофёров играет безнаказанность. Ведь для того, чтобы быть наказанным за болтовню по телефону, нужно ещё быть пойманным. А далеко не каждый сотрудник ГИБДД разглядит в потоке машин водителя с прижатой к плечу телефонной трубкой.

К тому же находчивые водители привыкли прятать телефон в тот момент, когда обнаруживают в пределах видимости человека в салатовом жилете.


Телефон и реакция

А между тем, когда человек прижимает к уху телефон плечом, он отнимает у себя возможность быстро вывернуть руль в случае опасности. Да и управляет автомобилем неуверенно и криво. Для срочных ответов на звонки существуют телефонные гарнитуры, беспроводные наушники либо встроенные системы «свободные руки». Их использование разрешено.

Мессенджеры

Но не только телефонные разговоры могут сыграть с водителем злую шутку. В наши дни обилие различных мессенджеров соблазняет водителя печатать сообщения во время движения. Некоторые люди, находящиеся за рулём, даже умудряются фотографировать либо фотографироваться и публиковать эти снимки в соцсетях.

Едва ли стоит долго рассказывать о том, что может случиться с водителем, который смотрит в экран смартфона вместо того, чтобы следить за дорогой. Это всё равно что ехать с закрытыми глазами.

Навигатор

Не зря предусмотрена не только визуальная демонстрация маршрута, но есть ещё и голосовые подсказки. Представители ГИБДД просят водителей больше слушать навигатор, а не смотреть в него. Ведь в момент созерцания экрана водитель отводит взгляд от дороги, а это опасно.

Статистика

Статистика неутешительна. Среди всех водителей, попадающих в ДТП, от 15 до 20% в момент столкновения пользуются различными гаджетами.

Скорость


Наказание

По сути, установленную скоростную норму можно превышать на 10 км в час. За это, скорее всего, водитель не понесёт никакой ответственности, так как при назначении штрафов рассматривается возможность погрешности спидометра или радара. Однако если скорость превышена на 20–60 километров в час, водителя гарантированно ожидает ощутимый штраф. За превышение скорости более чем на 60 км в час водитель может лишиться удостоверения.

Но эти наказания мало пугают любителей скоростной езды. Причин для превышения скорости может быть масса. Человек сильно торопится, играет в гонки с другими участниками движения, хочет проявить себя умелым водителем перед окружающим или просто получает удовольствие от быстрого перемещения.

Последствия

Однако не нужно забывать, что при столкновении на скорости более 60 километров в час люди, находящиеся в машине, как минимум получат травмы. На скорости, равной 150 километрам в час, человека не спасает даже подушка безопасности. Её упругости недостаточно для того, чтобы отделить голову от твёрдых частей машины.

Человек, который находится в искорёженном авто, несколько секунд назад летевшем на бешеной скорости, оказывается сдавлен, а то и раздавлен пластами металла.

Статистика

Но никакие технические предостережения, запреты, прописанные в правилах, и наказания за нарушения не меняют того факта, что 12–15% всех происходящих аварий не случились, если бы водители передвигались с разрешённой скоростью.

Другие нарушения

Причины возникновения аварий могут также крыться в других нарушениях.

Знаки

Не зря вдоль дорог устанавливается огромное количество знаков. Они направлений движения, предупреждают о неровностях и пешеходах, требуют снижения скорости, запрещают остановку и стоянку.

Но не каждый водитель внимательно следит за дорожными указателями и выполняет их предписания. Это становится причиной различных ДТП.

Переезды

Часто дорожно-транспортные происшествия случаются на железнодорожных переездах. Водитель просто игнорирует значение знака STOP, требующего остановки перед продолжением движения. Автолюбитель въезжает на рельсы, не убеждаясь в безопасности этого манёвра, и попадает под поезд.

Пешеходы

Не захотел лишний раз притормозить перед «зеброй». Это становится причиной инцидентов, в которых получают травмы и гибнут пешеходы. Нужно быть внимательными и притормаживать перед полосатыми дорожками. К тому же не стоит игнорировать знаки «Осторожно, дети!». Это означает, что где-то поблизости есть детское учреждение и несовершеннолетний участник движения в любой момент может оказаться на проезжей части.


Говоря о пешеходах, нельзя снимать вины и с пострадавших. Часто они начинают движение по «зебре», не посмотрев по сторонам, перебегают дорогу в неположенных местах. Родители иногда недостаточно внимательно следят за детьми и допускают их вход на дорогу. Несомненно, к дорожному движению должны относиться одинаково ответственно и водители, и пешеходы.

Поломки

Водитель обязан тщательно следить за своим автомобилем. Ведь окончательный выход транспортного средства из строя - самая малая из возможных бед, вызванных техническими неисправностями. В своде ПДД подробно расписано, с какими поломками запрещена эксплуатация машины. Однако автовладельцы, гонимые жаждой экономии времени и денег, продолжают ездить на автомобиле с поломками.

Когда у машины отказывают тормоза, слетают колёса и теряется управление, на дороге случаются настоящие катастрофы.

Внешние факторы

К сожалению, нередко причиной аварий становятся и такие факторы, которые никак не связаны ни с одним участником движения.

Слепые зоны

Иногда аварии случаются при перестроении машины с одной полосы на другую. При таком манёвре добросовестный водитель обязательно посмотрит в зеркало заднего вида. Однако у этого устройства есть так называемые слепые зоны, в которых не просматривается находящийся чуть поодаль автомобиль.

Это не распространённая причина аварий, но часто именно на «слепые зоны» переносят ответственность виновники мелких ДТП, которые решили подрезать попутное авто или просто не захотели посмотреть в зеркало.

Дороги

В России состояние дорожного полотна весьма часто становится причиной как мелких, так и крупных ДТП. Наличие на асфальте ямы или колеи должно заставить водителя ехать максимально осторожно.

Ведь при попадании колеса в углубление машину начинает заносить. Она может несколько раз развернуться вокруг себя и даже вылететь на встречную полосу.

Увы, но при таком инциденте будет очень сложно найти виноватых. Нет, конечно, можно подать в суд на дорожные службы. Но стоит помнить, что уставом допускается наличие на дорожном полотне дефектов, однако они не должны выходить за рамки допустимых норм.

Чтобы проверить, соответствует ли яма нормам, будет собираться комиссия, она проведёт экспертизу. Но, скорее всего, к моменту выезда таких экспертов на место происшествия, дыру ответчик уже залатает. Вот и выходит, что доказать вину дорожников практически невозможно.

Отсутствие знаков и светофоров

Светофор, как и любое техническое средство, может сломаться. Поэтому на любом перекрёстке должны быть установлены знаки, определяющие приоритетность направлений движения. Если этих знаков нет и водители попросту не смогли разъехаться из-за того, что не знали, на чьей стороне преимущество, виноваты в аварии не они.

В таком случае водитель обязательно должен судиться. Доказать отсутствие знаков можно посредством фотографий или роликов видеорегистратора. На этот раз суду не потребуется никакая комиссия, чтобы увидеть, что перекрёсток в момент ДТП не регулировался никакими метками.


Погода

Всё-таки, говоря о погодных явлениях, нельзя утверждать, что это только внешний фактор. Часто водители просто не утруждают себя оценкой дорожной ситуации и ведут себя несоответственно погодным условиям.

Например, некоторые забывают, что в дождь желательно ехать медленнее, так как видимость сокращается, а длина тормозного пути становится больше. Некоторые водители умудряются зимой ездить на лысой или летней резине. Кто-то не обращает внимания на туман и едет с большой скоростью, из-за чего не успевает затормозить перед внезапно проявившимся в дымке препятствием.

Кредит 4.5% / Рассрочка / Trade-in / 95% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Происшествия и аварии, к сожалению, случаются в наше время очень часто. Это происходит из-за большого числа автомобилей, неопытности водителей, внешних причин и других факторов. Поэтому сегодня мы поговорим про понятие, анализ, классификацию, основные и иные виды на автомобильном транспорте, их характеристику, причины возникновения, последствия и виды ответственности.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Или позвоните нам по номеру:

8 804 333 71 85 (Звонок Бесплатный)
Это быстро и бесплатно !

Традиционное деление ДТП по видам

Итак, на сколько видов подразделяются ДТП и как их классифицируют? Различают следующие виды ДТП.

3 главных фактора ДТП

Столкновение

Этот вид ДТП, столкновение, один из распространенных случаев аварий. Механическое транспортное средство при таком ДТП сталкивается с другим МТС, с животным или с .

Столкновения двух МТС бывают следующими.

  1. Лобовые.
  2. Задние.
  3. Боковые.
  4. Касательные.

Важно знать:

  • Самыми опасными из них являются лобовые. Чаще всего они случаются из-за движения.
  • В заднем столкновении может участвовать несколько машин. Самая распространенная причина — .
  • Боковые столкновения считаются не такими опасными, но встречаются очень часто. Обычно случаются на перекрестках из-за .
  • Касательные столкновения бывают из-за невнимательности при . Из всех видов эти аварии наименее опасные.

При этом:

  • В столкновениях с железнодорожным транспортом в подавляющем большинстве виноват водитель автомобиля. Такие аварии почти всегда бывают с летальными исходами, ведь машинист не имеет возможности остановить состав.
  • Столкновения с животными чаще всего происходит за городом в темное время. В этих авариях машина может получить сильнейшие повреждения, иногда невосстановимые.

Более подробно о классических видах ДТП расскажет специалист в данном видео:

Наезд

В зависимости от объекта бывает следующих видов.

  • . Транспортное средство, находящееся в движении, наезжает на человека на проезжей части или тротуаре.
  • На препятствие. При этом столкновение происходит с неподвижным предметом.
  • На велосипедиста.
  • На стоящее МТС.
  • На гужевой транспорт. Автомобиль наехал на упряжное животное или на его повозку.

Наезды случаются по невнимательности как водителей, так и пешеходов и велосипедистов. Ухудшается ситуация с наездами в условиях плохой видимости.

Теперь погорим про опрокидывание как вид ДТП.

Опрокидывание

Чаще бывает на загородных трассах, где разрешена высокая . Эти аварии непредсказуемые. У пассажиров, в особенности , в результате удара машины могут быть сильные травмы, вплоть до летальных.

К тому же, возможно возгорание автомобиля. Урон от таких аварий значительный, часто машина уже не подлежит восстановлению.

О причинах образования разных видов ДТП расскажет специалист в видео ниже:

Падение

Падение с путепроводов и мостов происходит в результате форс-мажора, и в результате того, что водитель не справляется с управлением. Как правило, водитель (в состоянии алкогольного или наркотического опьянения). В таких авариях, даже при падениях с небольших высот, редко остаются в живых. Эти ДТП характеризуются тяжелыми последствиями, потому что погибнуть могут и случайные люди, оказавшие в месте падения.

Падение грузов может стать причиной . Грузы, которые плохо закреплены, представляют угрозу безопасности дорожного движения. Особое коварство являет внезапность ситуации. Груз падает с машины, едущей впереди, а водитель автомобиля, следующего сзади, просто не успевает среагировать.

Про виды травм и повреждений автомобиля при ДТП и подробную классификацию читайте ниже. Про виды топографического анализа ДТП мы рассказывали отдельно.

Статистика по разным видам ДТП

Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей из-за нарушения ими правил движения, а также недостаточной квалификации.

К грубым, чаще всего встречающимся нарушениям правил движения относятся:
управление автомобилем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, несоблюдение требуемой дистанции между автомобилями, нарушение правил обгона и проезда перекрестков, выезд на левую сторону дороги и следование не в соответствующем ряду, невнимательность, нарушение правил перевозки людей.

Значительную часть дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями водители совершают в нетрезвом состоянии, из-за опьянения водитель теряет контроль над своими поступками, у него появляется неоправданная самоуверенность, притупляется внимание, ухудшается способность анализировать обстановку движения. За управление автомобилем в состоянии хотя бы легкого опьянения водителя лишают прав на один год, при повторении - на три года.

В соответствии со ст. 211 Уголовного кодекса РСФСР водители, которые были лишены прав за управление автомобилем в состоянии опьянения и вновь управляли им в таком же состоянии, могут быть наказаны лишением свободы на срок до одного года.

Одна из существенных причин дорожно-транспортных происшествий - неправильный выбор скорости по условиям безопасности движения. Выбор скорости должен зависеть от дорожных условий (вида и состояния дорожного покрытия, уклона полотна дороги), видимости и обзорности, технического состояния транспортного средства, состояния и рода перевозимого груза. Так, превышение скорости при движении на поворотах зачастую приводит к опрокидыванию автомобиля.

Рекомендуется сохранять дистанцию до движущегося впереди автомобиля в городах и населенных пунктах 0,5 м на 1 км/ч скорости, при движении на дорогах - 1 м на 1 км/ч. Эти величины приняты для сухого дорожного покрытия на горизонтальном участке с коэффициентом сцепления колес с дорогой φ = 0,6 - 0,8. При движении с сокращенной дистанцией резко возрастает опасность наезда при внезапной остановке впереди идущего автомобиля.

С момента обнаружения водителем помехи для движения до остановки автомобиль проходит расстояние, называемое остановочным путем.

Остановочный путь включает участки S p , S cp и S T . Участок S p автомобиль проходит за время t р реакции водителя, в течение которого водитель осознает обстановку и принимает решение; автомобиль движется, не снижая скорости. Время t p = 0,6 - 0,8 сек. Участок S p тем больше, чем выше скорость движения. Участок S cp автомобиль проходит за время t cр срабатывания тормозной системы. Для тормозной системы с гидравлическим приводом t CD = 0,2 - 0,5 сек; с - 0,6 - 1,0 сек.

Составные участки процесса торможения и остановочного пути:

S p - путь, проходимый за время реакции водителя;
S сp - путь, проходимый за время срабатывания тормозной системы;
S Т - путь, проходимый автомобилем с заторможенными колесами (тормозной путь).

Участок S T - тормозной путь, который автомобиль проходит за время t T от начала торможения до полной остановки. Тормозной путь прямо пропорционален квадрату скорости движения; он зависит также от типа, состояния покрытия и рельефа дороги, состояния тормозов, степени износа протекторов шин, давления воздуха в них и нагрузки автомобиля.

Обгон - один из наиболее ответственных и частых маневров автомобиля - связан с повышенной скоростью движения обгоняющего автомобиля и ограниченным обзором дороги для его водителя. Неправильный обгон часто приводит к боковым или лобовым столкновениям машин, наездам и другим тяжелым последствиям.

Главное при обгоне - быстро и точно определить безопасную дистанцию и интервал между автомобилями. Обгонять следует только в том случае, если можно превысить скорость обгоняемого автомобиля не менее чем на 15 км/ч, что позволяет уменьшить путь (зону) обгона, это особенно важно при обгоне с выездом на полосу встречного движения.


Больше половины дорожно-транспортных происшествий при обгоне происходит в результате того, что водители не успевают закончить обгон, т. е. занять свой ряд движения до опасного места на дороге или препятствия (сужение дороги, мост, перекресток, стоящий автомобиль и т. п.) или до подхода встречного автомобиля.

Безопасен обгон автомобиля, движущегося только в прямом направлении. Поэтому очень важно определить намерение водителя обгоняемого автомобиля.

Перед поворотом, разворотом, объездом или обгоном другого автомобиля водитель обязан включить соответствующий сигнал поворота. Однако отсутствие сигнала еще не свидетельствует о том, что следующий впереди автомобиль не изменит направления движения.

Каждое третье столкновение
- результат того, что водитель обгоняемого автомобиля без сигнала начинает левый поворот или резко принимает влево для объезда препятствия. Особенно много поворотов без предупредительного сигнала совершают велосипедисты, водители мотоциклов и гужевого транспорта; водители автомобилей также часто не подают сигналов при обгоне велосипедистов, пешеходов или объезде выбоин на дороге, хотя значительно отклоняются влево.

Следовательно, если по обстановке или поведению водителя следующего впереди автомобиля нельзя определить дальнейшее направление движения, от обгона следует воздержаться.

Особо тяжелыми последствиями сопровождаются дорожно-транспортные происшествия, связанные с нарушением правил проезда перекрестков. Такие нарушения часто приводят к столкновениям транспортных средств. 28% всех происшествий в областных центрах РСФСР происходят на перекрестках, из них 1/4 на регулируемых.

Выезд на левую сторону улицы чаще всего наблюдается при движении автомобиля на закруглениях дороги, что при ограниченной видимости приводит к столкновениям автомобилей.

Один из распространенных факторов, вызывающих дорожно-транспортные происшествия, - невнимательное отношение водителей к другим участникам движения, в том числе пешеходам, особенно детям, и поверхностное наблюдение за дорогой, обстановкой движения, дорожными знаками и линиями разметки.

Перевозить людей на грузовых автомобилях со специально оборудованными кузовами разрешается только наиболее дисциплинированным водителям, имеющим стаж работы не менее трех лет.

Частой причиной дорожно-транспортных происшествий является недостаточная подготовка водителей. Так, водители 3-го класса совершают в 1,5 - 2 раза больше происшествий, чем водители 2-го и 1-го классов. Водители со стажем до 1 года участвуют в дорожно-транспортных происшествиях в 1,5 раза чаще, чем со стажем от 1 до 3 лет.

Повышение квалификации - одно из главных условий предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

При изучении дорожно-транспортного происшествия надо охарактеризовать не только детали самого момента происшествия (например, столкновение двух автомобилей), но и события, предшествовавшие ему. Эти события важны потому, что во многих случаях предпосылки для дорожно-транспортного происшествия создаются намного раньше самого происшествия.

К таким предпосылкам относятся: небрежное отношение к проверке технического состояния автомобиля при выезде на линию, переутомление водителя, сверхурочные работы и т, д. Так, рассматривая опрокинутый грузовой автомобиль на повороте дороги, важно не только обратить внимание на скорость автомобиля, но и детально рассмотреть характер и размещение груза, крепление кузова, состояние подвески, заметно влияющей на величину крена автомобиля.

Видное место в ряду причин дорожно-транспортных происшествий занимает недисциплинированность пешеходов, в том числе детей.

Часть происшествий происходит из-за неудовлетворительных дорожных условий, недостатков в устройстве улиц и в организации движения.

Свыше 80% дорожно-транспортных происшествий, вызываемых неисправностями автомобилей, происходит из-за неисправности тормозов и рулевого управления, что в большинстве случаев объясняется недостаточным контролем за техническим состоянием автомобилей/выпускаемых на линию, некачественным их техническим обслуживанием, недостаточной ответственностью и требовательностью водителя.

Количество дорожно-транспортных происшествий зависит от времени суток, дня недели, времени года и др.

С мая по октябрь происходит около 65% дорожно-транспортных происшествий, что связано со значительным ростом интенсивности и скорости движения транспортных средств летом и осенью.

По воскресеньям большинство автотранспортных предприятий не работает и интенсивность движения транспортных средств снижается, однако число происшествий на 10%, а пострадавших от них людей на 25% больше, чем по четвергам. Это объясняется изменениями условий движения в дни отдыха по сравнению со сложившимися привычными будничными условиями (другой район города, незнакомые улицы, дорога, перекресток), большим количеством мотоциклистов, а также перевозкой населения в места отдыха.

Относительно чаще нарушают правила движения с 16 до 20 ч. Эти часы в течение значительной части года совпадают с темным временем суток, когда очень усложняются условия наблюдения за обстановкой движения и увеличивается поток транспортных средств и пешеходов.

Существенное значение для снижения числа дорожно-транспортных происшествий имеет продолжительность рабочей смены водителей. На водителей, работающих более 7 ч, приходится 1/3 часть всех происшествий. Нарушения, совершенные после 12 ч работы за рулем, заканчиваются смертельным исходом в 1,5 раза чаще, чем при нормальном рабочем дне.

Согласно статистике, которая в Украине, кстати, совсем неутешительная, практически все автолюбители совершают одни и те же ошибки, вследствие чего происходят аварии, или ДТП. Поэтому предлагаем рассмотреть основные из них. Вполне вероятно, что этот материал поможет вам их избежать.

1. Неоправданно рискованное поведение и осознанное нарушение правил дорожного движения. Пожалуй, самая распространенная причина ДТП. Сюда можно отнести игнорирование дорожных знаков и сигналов светофора, смена полосы движения без включенного "поворотника", подрезание и т.п.



2. Вождение в нетрезвом виде . К сожалению, в большинстве стран бывшего Советского Союза управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения считается чуть ли не нормой. Именно вождение в нетрезвом виде приводит к самым тяжким последствиям.

Из-за алкоголя в крови водитель склонен к потере контроля над своими поступками. Кроме того, в большинстве случаев появляется неоправданная самоуверенность, замедляется реакция, притупляется внимание и ухудшается способность анализировать происходящую вокруг ситуацию.



3. Превышение скорости. Увы, многие водители любят погонять, при этом не берут во внимание дорожную обстановку. Выбирать скорость нужно в зависимости от дорожных условий (в частности, вида, состояния и уклона дороги), видимости и обзорности, технического состояния авто и т.д.



4. Невнимательное вождение. В эту категорию входит невнимательное отношение автолюбителей к другим участникам дорожного движения, в частности пешеходам, а также поверхностное наблюдение за дорожной ситуацией. Кроме того, разговоры по телефону, употребление пищи за рулем, да и банальные разговоры с пассажирами (особенно это касается водителей с небольшим стажем) – тоже могут стать причиной ДТП.



5. Неадекватное поведение в экстремальных ситуациях. Самую большую опасность здесь представляют автомобилисты-новички или те, кто очень редко выезжают на дорогу, так называемые "дачники", поскольку умение избегать аварий приходит только с опытом. Самое главное в таких ситуациях – не паниковать, собраться с мыслями и сконцентрироваться на машине и происходящей вокруг дорожной обстановке.



6. Несоблюдение дистанции. Такое нарушение может привести к наезду на впереди движущееся транспортное средство. В населенных пунктах необходимо соблюдать дистанцию из расчета 0,5 м на 1 км/ч скорости, вне населенных пунктов – 1 м на 1 км/ч.

Однако данные величины касаются тех случаев, когда дорога ровная и сухая. В других условиях дистанцию нужно выбирать так, чтобы в случае внезапной остановки движущегося впереди ТС можно было вовремя остановить свой автомобиль.



7. Нарушение правил обгона. Обгон – один из самых ответственных и частых маневров, связанный с повышенной скоростью и ограниченной обзорностью. Часто следствием неправильного обгона становится лобовое столкновение. При этом маневре необходимо точно рассчитывать безопасную дистанцию между машинами и обязательно включать соответствующий предупредительный сигнал.

Обгонять можно только в том случае, если есть возможность превысить скорость обгоняемого транспортного средства не менее чем на 15 км/ч, а его водитель не собирается менять направление движения (посему очень важно заранее знать намерения водителя обгоняемого ТС).



Вывод

Впрочем, виновниками ДТП становятся не только водители. Недисциплинированность пешеходов - еще одна причина многих аварий. В Украине именно из-за беспечности пешеходов происходит каждое третье ДТП (переход дороги в неположенном месте, неожиданный выход на проезжую часть и т.д.).

Напоследок отметим, все вышеуказанные причины аварий беспрерывно несут за собой колоссальные последствия и потери. В нашей стране каждые сутки происходит порядка 500 дорожно-транспортных происшествий, в которых в среднем гибнет 10 человек и 100 получают травмы различной степени тяжести.

 

Возможно, будет полезно почитать: