Приведи примеры транспорта. Смотреть что такое "Виды транспорта" в других словарях. Основные виды транспортных средств

Транспорт - (от лат. transporto - перемещаю), это совокупность средств и путей сообщений деятельность которых обеспечивает всю деятельность людей. Пути сообщений- это дороги. Технические сооружения- заправки, средства связи, мастерские. Транспорт-важнейший стратегический ресурс. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные - морской и речной; воздушные - авиационный. Десятая часть людей работает на трансп.

Транспортная система- совокупность всех видов транспорта, связанных технологически, технически, экономически и нормативно правовыми актами.

  1. Основные виды транспорта, их краткая характеристика

Железнодорожный транспорт во многих промышленно развитых странах среди других видов транспорта занимает одно из ведущих мест. Это объясняется его универсальностью – возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды: во всех климатических условиях и в любое время года.

Имея современные виды локомотивов и вагонов, мощный рельсовый путь, используя современные средства автоматики, телемеханики и вычислительной техники, железнодорожный транспорт, наряду с другими отраслями промышленного производства, входит в экономический потенциал каждой страны.

За время своего существования протяженность железных дорог мира достигла почти 1,3 млн км; при этом они не имеют себе равных по объему провозной способности и непрерывности функционирования.

1825г- Первая ж.д в Англии

Автомобильный транспорт обеспечивает:

1) относительно высокую скорость передвижения;

2) доставку грузов в районы, где нет других видов транспорта.

Он наиболее удобен, так как позволяет доставлять грузы непосредственно от отправителя к получателю без перегрузки; эффективен на внутригородских и междугородных перевозках пассажиров. Вместе с тем себестоимость грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом более высокая по сравнению с другими видами. В мире 31 млн км, а в России 1 млн км протяженность дорог.

Морской транспорт обеспечивает массовые перевозки в зарубежные страны, а также между портами внутри страны, расположенными на побережье морей. Морские перевозки наиболее эффективны на направлениях, где морские маршруты короче сухопутных, и там, где нет других видов массового транспорта. Для России особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока, где нет железных дорог. Себестоимость морских перевозок грузов ниже, чем другими видами транспорта, и особенно при перевозках на дальние расстояния.

Речной транспорт осуществляет местные и дальние перевозки на маршрутах, которые совпадают с расположением судоходных рек и каналов. Он обладает высокой провозной способностью, причем особенно при использовании судов большой грузоподъемности на глубоководных реках, а также на маршрутах река-море. Себестоимость речных перевозок ниже, чем другими видами транспорта. Однако существенным недостатком речного транспорта России является кратковременность навигации в течение года и низкие скорости движения.

Воздушный транспорт – самый высокоскоростной вид транспорта, посредством которого осуществляются в основном пассажирские перевозки на ближние и дальние расстояния. Удельный вес грузовых перевозок невысок. На работу воздушного транспорта очень влияют погодные условия.Стоимость воздушных перевозок значительно выше, чем на других видах транспорта.

Трубопроводный транспорт Он используется для транспортировки главным образом нефти, нефтепродуктов и природного газа и почти не зависит от погодных условий, способен транспортировать жидкие и газообразные продукты на очень большие расстояния, является относительно дешевым видом транспорта. В России = 15000 км

Промышленный транспорт осуществляет перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства.

Магистральный транспорт общего пользования включает в себя железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный.

Городской транспорт обеспечивает перевозки внутри города и включает в себя метрополитен, троллейбус, трамвай, автобус, такси, грузовой автомобиль и др.

Для детей - увлекательная, интересная тема, знакомящая с их классификацией, рассказывающая об особенностях и предназначении каждой разновидности. При этом задача родителей или педагогов - не только провести беседу, но и закрепить полученные сведения через различные игры.

Зачем детям нужно знать о транспорте

Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие "транспорт". Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему:

  • сравнивать различные виды транспорта, для детей важно уметь находить общие и отличительные признаки;
  • объединять их в группы по единым основаниям, классифицировать;
  • познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта.

Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.

Транспортная классификация

Весь транспорт классифицируется по разным основаниям: способу передвижения и предназначению.

По способу перемещения выделяют следующие виды:

  • наземный - движение происходит исключительно по земле или рельсам (автобус, троллейбус, поезд);
  • водный - передвигается по морю или реке (теплоход, катер, баржа);
  • авиационный - летает по воздуху (самолет, вертолет).

По предназначению выделяют следующие виды транспорта:

  • пассажирский - перевозит людей, доставляет их в нужное место (автобус, речной трамвай, самолет);
  • гужевой - для перевозки различных грузов (повозка, баржа);
  • специальный - используемый в определенной деятельности, оснащенный профессиональным оборудованием (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный - применяемый в подготовке пашни, уборке урожая и подобных работах (трактор, комбайн).

Характеристика наземного транспорта

Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным. Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:

  • Автобус - перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.
  • Поезд - железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.
  • Пожарная машина - используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
  • Скорая помощь - предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
  • Полицейский автомобиль - используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
  • Грузовая машина - предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые говорящие о том, что машина везет опасный багаж.

Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.

Особенности водного транспорта

Рассматривая разные виды транспорта, для детей интересным будет и водный, передвигающийся по морю, озеру или реке. Как и наземный, этот транспорт бывает пассажирским и грузовым:

  • Теплоход - может перевозить людей до места назначения или использоваться в качестве прогулочного судна на реке, знакомя жителей с живописными местами водного пространства. Пароход выполняет те же функции, что и теплоход, основные отличия этих судов заключаются в технических характеристиках.
  • Катер - имеет различные предназначения: применяется в качестве спасательного судна, для осуществления прогулок по водоему, для проведения экскурсий.
  • Баржа - используется для перевозки различных грузов. Характеризуется удобством, быстротой доставки, экономичностью.

Авиационный транспорт, его характеристика

Авиационный транспорт осуществляет движение по воздуху, при этом может перевозить пассажиров, грузы, участвовать в спасательных операциях или в тушении лесных пожаров. Наиболее интересные будут следующие виды транспорта для детей:

  • Самолет - в зависимости от размеров и предназначения он может выполнять различные функции: перевозить людей и разнообразные грузы, обрабатывать поля, тушить огонь в лесу, участвовать в военных действиях.
  • Вертолет - поднимается в воздух при помощи специальных лопастей, которые достаточно сильно раскручиваются. Этот вид транспорта также может быть пассажирским, грузовым или военным.
  • Дирижабль - его особенностью является развитие относительно небольшой скорости и подъем на маленькую высоту, используется для туризма, в спасательных операциях, для патрулирования местности.

Игры для детей

Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:

  • Загадки - помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.
  • Подвижная игра "Найди мой домик" - детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному - аэродром, наземному - гараж, водному - пристань. Задача дошкольников - после сигнала встать возле нужной базы.
  • Пазлы - разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом - перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.
  • Игра "Виды транспорта". Для детей подготавливаются различные роли - пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.

Таким образом, получая сведения о видах транспорта, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.

Эльмира Абдалиева
Конспект занятия «Виды транспорта»

Конспект занятия

Тема «Виды транспорта »

Цель : Закрепление знаний детей о классификации видов транспортных средств .

Задачи :

1. Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы.

2. Укреплять навыки нахождения признаков различия и сходства грузового и пассажирского транспорта .

3. Закреплять слова : транспорт легковой , грузовой, пассажирский, наземный, водный, воздушный.

4. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.

Ход занятия:

Слайд №1 : Занятие необходимо начать с данного стихотворения :

Различный транспорт перевозит .

Людей и грузы каждый час,

И по горам, и в деревнях,

И под землей, и на морях.

В пустыне, даже в небесах

Воздушный транспорт в небе служит ,

Как птицы, с небом очень дружит.

В глубинах водных водный транспорт

Людей и грузы перевозит.

Подземный транспорт под землей

Работает в больших тоннелях.

А на земле наземный транспорт

Людей и грузы везут по рельсам поезда,

И по дорогам бесконечным

В машинах едет кто куда.

Они всегда, везде нужны.

Педагог : Про что это было стихотворение?

Дети : Про транспорт .

Слайд №2 : На данном слайде представлена классификация основных видов транспорта . Представляя поочередно виды транспорта на слайде , необходимо спрашивать у детей, какие виды транспорта относятся к представленной классификации.

Рассказ о видах транспорта

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта . Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах слоны и верблюды . Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками) .

Слайд №3 : на этом слайде представлены все виды наземного транспорта .

Слайд №4 : на данном слайде представлена классификация наземного транспорта . Необходимо разъяснить детям, что перевозит каждый вид транспорта (в помощь слайды 5-7) .

Слайд №5 : Виды пассажирского транспорта . Пассажирский транспорт возит людей – пассажиров. К нему относится : автобус, троллейбус, такси, трамвай. Здесь необходимо рассказать, как помогает людям пассажирский транспорт .

Слайд №6 : Виды грузового транспорта .

Педагог : А на чем можно перевезти грузы? (на машине) А как называются машины для перевозки грузов? (грузовые) .

Грузовой наземный транспорт перевозит грузы . К нему относятся такие машины как самосвал, молоковоз, цементовоз, автопоезд и т. д.

Здесь необходимо рассказать детям, как помогает людям грузовой транспорт .

Дидактическая игра «Собери грузовик»

Детям необходимо собрать грузовик из вырезанных деталей : кабины, кузова и колес.

Слайд №7 : Виды специального транспорта .

Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь : пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?

0-1 Пожарная команда.

0-2 Полиция.

0-3 Скорая помощь.

Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием : пожарная машина – красный, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу и сирену; машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; полицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.

К специальным машинам так же относят дорожно-ремонтные машины – это поливоуброчные и снегоуборочные транспортные средства , мусоровозы и т. д. они имеют оранжевый или желтый проблесковый маячок.

Специальным машинам с включенной сиреной и проблесковым маячком необходимо всегда уступать дорогу.

Слайд №8 :

Ни один вид транспорта без человека не приходит в движение. Автобусы и другие машины водит – водитель, трамваи – вагоновожатый, поездом управляет машинист, мотоциклом – мотоциклист, велосипедом – велосипедист. Все машины очень помогают людям.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей) .

(Педагог поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

Но самое главное – водитель должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только водители, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Подведение итогов занятия :

Педагог : Сегодня все замечательно поработали, узнали, каким бывает транспорт и как он помогает людям!

Молодцы! Я вами очень довольна! Занятие закончено . Большое спасибо!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Зимние виды спорта» Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия по теме «Зимние.

Конспект по развитию речи «Виды транспорта» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский.

«Воздушный вид транспорта-воздушный шар». Конспект занятия по художественному творчеству (аппликация) Занятие по аппликации «Воздушный вид транспорта - воздушный шар». Цель: Учить детей создавать воздушный вид транспорта из бумаги. Задачи:.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Виды транспорта» Программное содержание: Закрепление обобщающего понятия «транспорт». Совершенствовать мелкую моторику рук, упражнять в рисовании горизонтальных.

Передвижения людей и товаров - абсолютная необходимость общества. Для их осуществления имеются специальные средства - транспорт. Что такое он собой являет, знает даже ребенок. Тем не менее это сложная система, требующая абсолютного понимания.

Понятие

С точки зрения комплексного подхода, названное понятие можно рассматривать следующим образом:

  1. Совокупность всех существующих способов перемещения.
  2. Отрасль хозяйства и производства.
  3. Системное объединение всех способов передвижения и соответствующей инфраструктуры.

В обобщенном смысле транспорт является:

  • связующим звеном между городами, странами и континентами;
  • главной составляющей любого производства;
  • средством перемещения людей, а также обеспечения их жизненно необходимыми товарами.

Как отрасль производства, он состоит:

  • из предмета труда - собственно перевозок;
  • средств труда - подвижного состава;
  • осуществляемой работы - управления ими.

Функции

Учитывая абсолютную потребность в нем, транспорт вошел во все сферы жизни. Ему присуще множество функций:

  1. Экономическая. Выступает в качестве в добыче и обеспечении государства полезными ископаемыми: нефтью, газом, каменным углем, рудой, драгоценными металлами. Делает возможными и доступными специализацию производств одновременно с их кооперированием. Представляет собой основное связующее звено во внутренней и международной торговле любой страны.
  2. Социальная. Она проявляется в предоставлении возможностей жить, работать и отдыхать в разных районах населенного пункта, страны, материка, планеты и упрощении труда человека.
  3. Культурное значение заключается в возможностях обмена опытом и ценностями, посещения любых культурно богатых мест, пополнения новыми произведениями искусства.
  4. Политическая роль состоит в установлении международных и торговых связей.
  5. Военная - в обеспечении армии возможностями мирных и вооруженных передвижений, медицинским обслуживанием и питанием.

Таким образом, независимо от вида и особенностей, транспорт является неотъемлемой частью государства и общества.

Классификация

Все существующие способы перемещения можно распределить по двум основным группам: среде осуществления основной деятельности и области обслуживания.

В зависимости от среды, выделяют следующие группы и виды:

  1. Наземный: рельсовый, колесный.
  2. Подземный (метро).
  3. Воздушный (авиационный).
  4. Космический.
  5. Водный и подводный.
  6. Трубопроводный.

По роду сферы обслуживания, различают:

  1. Транспорт общественного пользования.
  2. Средства специального назначения.
  3. Транспорт личного использования.

Виды общественного транспорта представлены совокупностью для перемещения грузов и пассажиров, направленных на выполнение характерных для них экономических, социальных, культурных, а также иногда политических функций.

К наиболее важным видам вариантов передвижения общественного пользования относятся железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный и Что такое каждая из групп из себя представляет, мы рассмотрим далее.

Гужевой и вьючный транспорт

Гужевой транпорт можно считать прообразом всех сухопутных средств передвижения. Начиная с древности и до начала XX века, он выполнял все функции, соответствующие нынешней транспортной отрасли. Одновременно послужил стимулом для поиска более технологичных и производительных способов перемещения грузов и пассажиров.

В зависимости от территориальных особенностей, эксплуатировались лошади, ослы, быки, слоны, олени, собаки, верблюды. Животные использовались для верховой езды или запрягались для транспортирования тележек, повозок, карет.

Вьючный транспорт применялся для бездорожья (горы, пустыни, тайга) - животных с вьюками на спине вели за поводки.

С развитием железнодорожного и автомобильного сообщения он постепенно вышел из общественной эксплуатации, перейдя в редкое личное использование.

Водный транспорт

Водный морской транспорт - также имеет древние корни, относящиеся еще к III-II тыс. до н. э., и являлся единственным способом реализации международной торговли и завоеваний заморских стран.

Сегодня он распределяется на морской и речной. К его достоинствам можно отнести:

  • меньшую энергетическую затратность, чем у железнодорожного и автомобильного;
  • отсутствие необходимости в построения путей сообщения;
  • возможность перевозить объемные несрочные грузы на большие расстояния, а также там, где усложнено или является слишком дорогостоящим строительство мостов.

Недостатки:

  1. Зависимость от погодных условий.
  2. Малая скорость передвижения.
  3. Высокая стоимость строительства портов и доков.
  4. Возможности речного ограничены проходимостью рек.

Важной особенностью погрузочно-разгрузочных работ является необходимость задействования нескольких видов транспорта в рамках одного портового хозяйства, а именно автомобильного и железнодорожного.

Железнодорожный транспорт

Представляет собой грузовой и пассажирский транспорт, работа которого основана на перемещении подвижного состава по специально оборудованным путям - рельсам. Его достоинства:

  1. Универсальность, независимость от погодных условий, надежность.
  2. Высокая грузо- и пассажировместимость, что позволяет реализовывать движение крупных потоков в незначительных временных интервалах.
  3. Возможность осуществления прямых поставок от производителя, при наличии соответствующих подъездных путей.
  4. Хорошая скорость.
  5. Комфорт пассажирских поездок.

Если рассматривать виды грузового транспорта, то железнодорожный занимает ведущее положение по перевозке не ценных, габаритных грузов, среди которых лес, зерновые, каменный уголь, строительные материалы, продукция нефтеперерабатывающей промышленности. В случае необходимости применяется контейнеризация.

Недостатки:

  1. Капиталоемкость и инженерные сложности построения путей сообщения и подвижного состава.
  2. Ограниченность направления железных дорог, маневров и одновременности перемещения нескольких составов.
  3. Практически всегда требует предыдущего или последующего задействования автомобильных средств, что отображается на общих затратах.
  4. Трудности погрузочно-разгрузочных работ.
  5. Международные перевозки часто затруднены разностью ширины колеи.

Грузооборот составляет в среднем 40-50% в РФ и 15-20% - на мировом рынке. Соответствующий пассажирооборот в России составляет 30% и 10 - всего в мире. Таким образом, это производительный и надежный транспорт.

Что такое паровоз - знали наши предки. Сегодня его будущее - за электрификацией железнодорожных линий. Модернизация путей сообщений и подвижного состава на ряду с комплексным внедрением скоростных технологий - стабильная перспектива на увеличение прибыльности отрасли.

Автомобильный

Виды общественного транспорта представляет автомобильная отрасль - наиболее мобильная, технологичная и эксплуатированная. Одновременно он представляет личные, специальные и ведомственные средства передвижения и их инфраструктуру. Удельный вес российских автотранспортных грузопотоков составляет всего 4-6%, мировых - 8-10%. Автомобильные пассажирские перевозки в РФ занимают 30-40% из всех осуществляемых, тогда как в мире - 70-75%.

Достоинства:

  1. Мобильность, возможности прямых поставок без использования промежуточных видов перемещения.
  2. Преимущество в перевозке ценных, бьющихся и скоропортящихся грузов, в том числе небольших объемов.
  3. Способ доставки продуктов питания, в том числе в труднодоступные регионы.
  4. Разнообразие транспортных средств по грузоподъемности и типу кузова.
  5. Хорошая скорость, невысокая стоимость и удобство пассажирских перемещений.
  6. Простота путей.

Недостатки:

  1. Энергоемкость, негативное влияние на окружающую среду.
  2. Высокая себестоимость.
  3. Незначительная грузоподъемность, в сравнении с возможностями других видов.
  4. Минимальная степень комфорта пассажиров.
  5. Значительная степень износа подвижного состава.
  6. Зависимость от соблюдения безопасности движения. Наличие рисков, связанных с ними простоев и дополнительных капитальных потерь.

Пассажирский транспорт практически наполовину представлен автомобильным. Он остается лидером среди вариантов перемещений в пределах населенного пункта и страны. Для международных, а особенно межконтинентальных используются железнодорожный, водный или авиационный.

Воздушный

Самолеты и вертолеты - высочайшее достижение человека, в прямом и переносном смысле, значительно упрощающее решение сверхсложных задач, к которым относятся: перемещения на огромные расстояния с большой скоростью, доставка медикаментов или гуманитарной помощи в зоны стихийных бедствий и катастроф, осуществление сложных действий в строительстве, пожаротушении, эвакуации, сельском хозяйстве и прочее.

Достоинства:

  1. Высокая скорость.
  2. Достойный уровень комфорта пассажиров.
  3. Возможности транспортировки ценных и скоропортящихся грузов.
  4. Не требуют строительства путей сообщения.

Недостатки:

  1. Невысокая безопасность.
  2. Необходимость высочайшей квалификации пилотов и диспетчеров.
  3. Метеозависимость.
  4. Значительная капиталоемкость и себестоимость.
  5. Ограниченность грузоперевозок.

Наряду со значительными рисками и высокой стоимостью, занимает около 20% среди мировых пассажирских перевозок.

Трубопроводный

Совокупность трубообразных путей перемещения жидких и газообразных «товаров» на значительные расстояния представляют трубопроводный транспорт. С его помощью обеспечивают межрегиональную, международную и межконтинентальную поставку нефти и газа. Работа осуществляется с помощью разности давлений в системе и их регулирования, соответственно, работники транспорта представлены диспетчерами и контролерами пунктов.

К достоинствам относится технологичность, высокая производительность и доступность в любых условиях. К недостаткам - высокие требования безопасности и соблюдения норм, беспрерывный контроль и узкая направленность системы.

Является предельно необходимым для обеспечения комфортной жизни населения, так как от его функционирования зависит возможность удобного приготовления пищи и уровень тепла в жилищах в холодное время года.

Важнейшей системой любого общества является транспорт. Что такое государство без территории и населения, без промышленности, культурного наследия и возможностей перемещения? Он является кровотоком любой страны и мира, в целом. В нем беда экологии, но и, что вполне возможно, спасение человечества.

ДВИГАТЕЛЬ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Общее устройство автомобиля

Автомобиль представляет собой сложный механизм, состоящий из различных систем и механизмов. Выпускается множество различных марок и моделей автомобилей, но любой автомобиль состоит из трех основных частей: кузова, двигателя и шасси.

Кузов служит для размещения перевозимого груза. В легковых авто­мобилях и автобусах в кузове находятся, как правило, пассажиры и во­дитель. Кузов грузового автомобиля состоит из платформы для груза и кабины водителя.

Двигатель - машина, преобразующая тепловую энергию топлива в механическую работу.

Шасси состоит из трансмиссии, несущей системы, мостов, подвес­ки, колес и механизмов управления.

На рис. 1.1 показано устройство автомобиля КамАЗ-5320.

Крутящий момент, создаваемый двигателем, с помощью трансмис­сии передается на ведущие колеса автомобиля.

В состав трансмиссии входят: сцепление, коробка передач, кардан­ная передача, главная передача, которая устанавливается в картерах ве­дущих мостов, где размещены дифференциал и полуоси, посредством которых крутящий момент от главной передачи подводится к ведущим колесам.

На полноприводных автомобилях, где все колеса ведущие, между коробкой передач и главной передачей устанавливается раздаточная ко­робка.

Несущая система является базой всего автомобиля, к ней относится рама или кузов (легковой автомобиль).


Рис. 1.1. Устройство автомобиля КамАЗ-5320: 1 - двигатель; 2 - сцепление; 3 - коробка передач; 4 - карданная передача; 5 - средний мост; 6 - рама; 7- задняя подвеска; 8 - зад­ний ведущий мост; 9 - платформа с откидными бортами; 10 - задние ведущие колеса; 11 - баллоны тормозной системы; 12 - передние управляемые колеса; 13 - рулевое управле­ние; 14 - кабина

Колеса устанавливаются на мостах, которые через подвеску связаны с рамой. Совокупность данных элементов называют ходовой частью.

Система управления состоит из механизмов рулевого управления и тормозной системы.

Взаиморасположение двигателя, механизмов трансмиссии, кабины и грузовой платформы, т. е. компоновка автомобиля, может быть са­мым разнообразным.



Классификация автомобильного транспорта

Состав из автомобиля и буксируемого им прицепа или полуприцепа называется автопоездом.

Автомобильный транспорт делится на грузовой, пассажирский и специальный.

К грузовому автотранспорту относятся грузовые автомобили, авто­мобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

К пассажирскому автотранспорту относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.

Автомобили вместимостью до восьми человек (включая водителя) относятся к легковым, свыше восьми человек - к автобусам.

К специальному автотранспорту относятся автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения нетранспортных работ, оснащенные со­ответствующим оборудованием, - машины для уборки улиц, пожар­ные, автокраны и т. п. Использование прицепов позволяет увеличить производительность транспортных работ и снизить себестоимость перевозок. К прицепному автотранспорту относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Одноосные прицепы (рис. 1.2, а) соединяются с автомобилем с по­мощью дышла. При хранении прицепа используются передняя и задняя опоры.

От двухосного прицепа (рис. 1.2, б) вертикальные нагрузки на авто­мобиль не передаются.

Прицепы-роспуски (рис. 1.2, в) применяются для перевозки длин­номерных грузов. Они имеют поворотный конник 3, представляющий собой опорную поворачивающуюся балку, которая обеспечивает пра­вильное размещение груза.

Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется раздвижным, что позволя­ет перевозить грузы различной длины.

Полуприцепы (рис. 1.2, г) передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, которое расположено на раме вместо кузова. Такие автомобили называются седельными тягачами. Часть нагрузки от массы полуприцепа и массы перевозимого им груза распределяется на раму седельного тягача. Отсоединенный от тягача полуприцеп опирает­ся на поддерживающую опору 4.



г)

Рис. 1.2. Виды прицепного автотранспорта: а - одноосный прицеп; б - двухосный прицеп; в - прицеп-роспуск; г - полуприцеп; 1 - подставка; 2 - дышло; 3 - поворотный конник; 4 - стойка

Обозначение отечественного подвижного состава состоит из назва­ния завода-изготовителя и четырехзначных цифр, где первая цифра обозначает класс автомобиля, вторая - вид автомобиля, а две послед­ние - порядковый номер модели автомобиля.

Виды автомобилей и их обозначения:

1 - легковые;

2 - автобусы;

3 - грузовые;

4 - тягачи;

5 - самосвалы;

6 - цистерны;

7 - фургоны;

8 - резерв;

9 - специальные.

Легковые автомобили делят на пять классов в зависимости от рабо­чего объема двигателя:

Класс Рабочий объем двигателя, л

Особо малый................................... До 1,099

Малый.............................................. 1,1-1,799

Средний........................................... 1,8-3,499

Большой.......................................... 3,5 и более

Высший............................................ Не регламентируется

Автобусы делят на пять классов в зависимости от длины:

Класс Длина, м

Особо малый................................... До 5

Малый.............................................. 6-7,5

Средний........................................... 8,5-10

Большой.......................................... 11-12

Особо большой............................... 16,5-24

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от их полной массы (в тоннах) делятся на следующие классы: менее 1,2; 1,2-2; 2-8; 8-14; 14-20; 20-40; более 40 т.

Таблица 1.1 иллюстрирует цифровую классификацию отечествен­ных автомобилей.

Пятая цифра в обозначении - модификация базовой модели. В обозначение машин экспортного исполнения добавляется шестой знак: экспортному исполнению присваивается цифра 6, тропическому исполнению - 7.

Для прицепов, полуприцепов и роспусков предусмотрены следую­щие классы: 8 - прицепы; 9 - полуприцепы и роспуски. Вид обозна­чается второй цифрой, которая соответствует виду автомобиля, напри­мер, 1 - прицеп или полуприцеп к легковым автомобилям, 2 - к авто­бусам и т. д.


Таблица 1.1. Индексы автомобильных подвижных составов в зависимости от класса

Легковые автомобили Автобусы Грузовые автомобили
Рабочий объем двигателя, л Индекс Длина, м Индекс Полная масса, т с борто­вой плат­формой седель­ные тя­гачи само­свалы цис­терны фур­гоны специ­альные
До 1,099 До5 До 1,2
1,1-1,799 6-7,5 1,2-2
1,8-3,499 8-10 2-8
Свыше 3,5 11-12 8-14
16,5-24 14-20
20-40
Свыше 40

Третья и четвертая цифры обозначения прицепов и полуприцепов определяют модель в зависимости от их полной массы и представляют собой ряд номеров (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Цифровое обозначение прицепов, полуприцепов, роспусков в зависимости от их полной массы

Примеры обозначения автомобилей:

КамАЗ-5320 - грузовой автомобиль, выпускаемый Камским авто­мобильным заводом, полная масса 15 305 кг, модель 20;

КамАЗ-5511 - самосвал, полная масса 19 000 кг, модель 11;

ВАЗ-21036 - легковой автомобиль, рабочий объем двигателя 1,3 л, выпускается Волжским автомобильным заводом, с правым расположе­нием органов управления;

ОдАЗ-99871 - полуприцеп-фургон Одесского автосборочного заво­да с цельнометаллическим кузовом, полная масса 29,2 т.

 

Возможно, будет полезно почитать: