Расстояние между машинами движущимися по правилам. Держи дистанцию

Каждого нового ученика автошколы инструкторы в первую очередь стараются научить соблюдать дистанцию. Пренебрежение к установленному расстоянию в потоке между движущимися автомобилями многие считают пустяковым нарушением, а некоторые и вовсе не знают о данном пункте ПДД. В действительности за несоблюдение дистанции стали штрафовать не так давно, после очередных изменений в пункты 9.10 и 10.1 правил дорожного движения. Дистанция является сиюминутным понятием, о нарушении которого можно судит лишь по имеющимся последствиям.

В ПДД не оговорена дистанция между транспортными средствами в метрах, поскольку зафиксировать данное значение весьма проблематично. Сложность в том, что безопасную дистанцию во время движения водитель определяет самостоятельно. Расстояние должно быть таким, чтобы в экстренной ситуации имелась возможность успеть предотвратить столкновение.

Дистанция считается правильной, если водитель успел избежать аварии. В случае столкновения владельцу автомобиля придется восстанавливать свою и чужую машину, а также заплатить штраф за несоблюдение дистанции. При этом в пункте 12.15 статьи КоАП о дистанции говорится достаточно размыто. Тем не менее, водителю может быть предъявлен штраф за нарушение установленных правил расположения транспортного средства на проезжей части суммой 1500 рублей.

С момента создания правил дорожного движения прошло множество лет. Неужели за столь большой промежуток времени их творцам не удалось определить безопасное расстояние между автомобилями, движущимися в одном направлении? В различных редакциях ПДД невозможно найти и намека на конкретную цифру в метрах. Указано лишь то, что правильной дистанцией является расстояние, которое позволит автомобилисту предотвратить ДТП.

Получается, что на определение дистанции влияет множество факторов:

  • скорость движения и техническое состояние транспорта;
  • освещенность дороги;
  • состояние дорожного покрытия;
  • опыт и время реакции водителя;
  • погодные условия, животные и прочие непредвиденные факторы.

Единственным ориентиром может служить дорожный знак 3.16, который указывает точное расстояние в метрах между двумя машинами в потоке. Однако данный знак устанавливают только на небольших участках трассы, где имеются резкие повороты, опасные препятствия, спуски, подъемы и существует вероятность появления неконтролируемых природных явлений (лавины, камнепады, селевые потоки и т.д.). Помимо этого такой знак может находиться на участке дороги, где разрешена высокая скорость движения. Желтый фон знака ограничения дистанции означает временное действие. Он по умолчанию имеет приоритет над другими табличками и знаками.

Определение правильной дистанции

Для установления комфортного расстояния между автомобилями в городском трафике, на трассе или в любых других условиях существует несколько способов. Одной из наиболее эффективных является методика двух секунд. В ее основе лежит тот факт, что реакция человека на изменение ситуации на дороге составляет в среднем 2 секунды. Поэтому выбранная дистанция должна позволить водителю преодолеть за две секунды расстояние, не больше, чем до впереди идущего автомобиля. Здесь необходимо воспользоваться внутренним хронометром, который находится в организме каждого человека.

Вырабатываем навык соблюдения дистанции

Инструктора рекомендуют вырабатывать навык следующим образом: при движении можно воспользоваться дорожными столбами, разметкой или другими ориентирами. Как только впередиидущее транспортное средство пересечет условную границу, необходимо отсчитать две секунды. После этого наш автомобиль должен пересечь выбранную метку. Очень важно ощутить пройденное расстояние во времени, делая привязку к определенным условиям движения. Всего после нескольких таких тренировок водитель начинает соблюдать дистанцию автоматически.


Движение в городском потоке имеет свои особые нюансы. Начинающие автомобилисты обычно выдерживают большую дистанцию на светофоре. В такой ситуации любой опытный водитель, заметив удобный просвет в 5-10 метров, поспешит занять его. Поэтому в городе метод двух секунд не всегда срабатывает. В данном случае чувство габаритов автомобиля и правильной дистанции на дороге приходит только с опытом вождения.

Не стоит легкомысленно относиться к правилам соблюдения дистанции на дороге. Следует помнить, что от этого зависит не только наша безопасность, но и безопасность окружающих. В напряженном дорожном потоке лучше добавить несколько метров и оградить себя от неприятных ситуаций.

Сегодня поговорим о безопасной дистанции. Сначала дадим определение, собственно, термину «дистанция»? Дистанция – это расстояние между автомобилями, находящимися в одном ряду, причем расстояние, как до впереди идущего, так и до следующего позади автомобиля. Вдобавок, как это не банально звучит, дистанция бывает опасной и безопасной. Вот это-то мы и обсудим.

Если говорить простым языком, то безопасная дистанция – это такая дистанция, которая в случае возникновения экстренной ситуации и последующего за ней резкого торможения, впереди идущей машины, позволит водителю остановить свой автомобиль, избежав столкновения с ним, без смены ряда и .

Но, на самом деле, это определение безопасной дистанции больше подходит, именно, для экстренного торможения. А вообще, чтобы свободно и легко чувствовать себя за рулем нужно соблюдать «бесконфликтную дистанцию».

Что же это такое? Это расстояние, которое проходит автомобиль за 4 секунды. На практике доказано, что если в городском потоке удается держать расстояние в 4 секунды до впереди идущего транспортного средства, то это позволяет водителю спокойно среагировать и принять меры для ухода от внезапно возникшей опасности.



Почему безопасная дистанция именно в 4 секунды? Потому что это работает во всех случаях. Например, опытному водителя на сухом асфальте можно держать дистанцию и в 2 секунды. Для это, конечно, недопустимо мало.

Как считать расстояние, измеренное в секундах? Да очень просто. Скорость 36 км/ч – это 10 м/с, скорость 72 км/ч – 20 м/с, скорость 108 км/ч – 30 м/с и т. д. Соответственно, если вы движетесь по городу со скоростью, скажем, 80 км/ч, то с учетом безопасной дистанции, до впереди идущего автомобиля расстояние должно быть, примерно, 34 метра.

А вообще, для упрощения, можно скорость делить пополам и получить безопасную дистанцию. Для людей с плохим глазомером этот метод придется как нельзя кстати.

Поэтому дистанцию предлагается измерять в секундах, а не в метрах, тем более что определить на глаз расстояние в метрах на ходу невозможно. Тогда как секунды проще отсчитать. В общем усвоили: дистанцию нужно измерять в секундах. Не в метрах, не в корпусах автомобилей, а именно в секундах.


Очевидно, что чем более скользкое покрытие, тем большей должна быть безопасная дистанция. Если говорить про минимальную безопасную дистанцию, то на сухом асфальте это 2 секунды, на мокром асфальте 3 секунды, на снегу 4 секунды, на льду 5 секунд. Не нужно разбираться в подсчетах и методах торможения и т. д. Просто уясните для себя эти понятные и хорошо запоминающиеся правила.

Одним из критериев безопасной и комфортной езды является движение без ноги на педали тормоза, как это часто делают новички на случай, если кто-то рядом решит перестроиться, или если впереди идущий автомобиль внезапно затормозит.

Есть мнение, что безопасную дистанцию в городе держать невозможно; постоянно кто-то пытается встать перед вами. Да, не спорю, всякое бывает. Но чаще всего другие водители с пониманием относятся к водителю, соблюдающему безопасную дистанцию, например, в .

Еще существует понятие безопасной дистанции на светофоре. Зачем она нужна? Затем, чтобы, во-первых , при старте не въехать в зад впереди стоящему автомобилю, а во-вторых , чтобы не пришлось сдавать задом. Ведь может случиться так, что водитель зазевается, или , а имея хорошую дистанцию, вы легко сможете объехать препятствие.

Плюс к этому, если, посмотрев в зеркало заднего вида, вы заметите, что кто-то, не успев затормозить, может въехать вам в зад, то вы, имея несколько метров впереди себя, сможете спасти вас обоих от ДТП. Ведь часто для того чтобы избежать столкновения не хватает всего каких-то 20-30 сантиметров дистанции.

В последнее время все больше производителей известных брендов прибегают к выпуску компактных городских автомобилей, например таких, как Chevrolet Aveo. Оно и понятно, ведь маленькие автомобили в городе имеют ряд неоспоримых преимуществ. Даже самые маленькие авто имеют в своем распоряжении самые современные системы, отвечающие за безопасность, комфорт и управляемость. И с каждым годом качество маленьких автомобилей становится выше, а спрос на них продолжает расти.

Опубликована статистика ДТП за январь - июнь 2016 года. На столкновение легковых автомобилей приходится 39% от общего числа аварий. В актах одной из причин часто указываются плохое состояние дороги и неправильный выбор дистанции между транспортными средствами (ТС). Обязательная дистанция между машинами по ПДД в метрах обозначена только на знаке 3.16 - ограничение минимальной дистанции. Устанавливают его совместно со знаками, обозначающими опасные подъемы и спуски, крутые повороты. На дорожных сооружениях его применяют, чтобы уменьшить нагрузку на проезжую часть.

Наказывая водителей за ДТП, инспектор в акте происшествия ссылается на статью 9. ПДД - «Расположение ТС на проезжей части».

Пункт 9.10 - водитель обязан обеспечить безопасную дистанцию, чтобы избежать столкновения (прямого и бокового) с другими ТС. Пункт 9.11 - водитель ТС, которое движется медленнее основного транспортного потока, должен предоставлять обгоняющим его ТС дистанцию (расстояние), необходимую для обгона и перестроения.

Надо знать

Столкновения можно избежать, если разобраться, как рассчитывается дистанция между машинами. Основные параметры - путь остановочный и тормозной. Остановочный - расстояние в метрах, которое пройдет ТС с момента, когда водитель увидел опасность, до полной остановки его автомобиля. Тормозной - расстояние, которое пройдет ТС после начала срабатывания тормозной системы до остановки ТС. В протоколах ДТП инспектор полиции указывает путь от начала экстренного торможения (след на дороге) до момента аварийной остановки.

Основные факторы, определяющие выбор безопасного интервала в метрах между ТС во время поездки:



Время реакции

Дистанция между автомобилями выбирается с учетом времени реакции водителя. За время реакции, водитель должен:

  • оценить необходимость экстренного торможения;
  • выбрать правильный режим торможения;
  • начать выполнение торможения.

Для водителя с небольшой практикой вождения время реакции 0,5 секунды. Профессионалы все необходимые действия выполнят за время, не превышающее 0,25 сек.

Затем последует ответная реакция ТС. В движении тормозная система срабатывает через 0,1- 0,3 сек. До постоянного торможения легкового автомобиля пройдет не менее 0,5 сек. Это при условии полной исправности тормозов и шин. Дальнейшее время торможения зависит от массы ТС. Например, Jeep Commander. Его разрешенная масса приближается к 3000 кг. До полной остановки ему потребуется времени намного больше, чем для мини-авто массой всего 650 кг.

Дорожные условия

Безопасная дистанция определяется временем года, суток, качеством дороги. Ночью из-за уменьшения остроты зрения время реакции человека увеличивается, по разным оценкам, примерно в 1,5 раза. Для оценки препятствий на плохой дороге потребуется дополнительно еще 1 секунда.

Время торможения может увеличиться в 3 раза и более во время дождя, осенью в период листопада и зимой в гололед. Движение в таких сложных условиях необходимо выполнять с особой осторожностью и увеличением дистанции между автомобилями. При небольшой скорости достаточно увеличить расстояние до впереди едущего автомобиля на 10 метров. Например, если интервал при движении составлял 20 метров, после въезда на заснеженную и скользкую дорогу его надо увеличить до 30. Кроме того, нельзя допускать резких торможений, чтобы не заблокировать колеса.

Тормозной путь

В интернете есть калькуляторы, позволяющие рассчитать величину тормозного пути для ТС разных категорий.

  • S - тормозной путь в метрах.
  • Кт - для легковой машины = 1, для грузовой = 1,4 и выше.
  • V - скорость в начале торможения.
  • Кс определяет степень сцепления шин с дорожным полотном. Кс = 0,7, когда асфальт сухой; Кс = 0,1 во время гололеда.

В новой редакции ПДД собственникам автомагистралей дано право разрешить проезд по участкам платных дорог со скоростью 130 км/час. Рассчитаем тормозной путь для автомобиля легкового типа.

S = 1*130*130 /254*0,7=95 м. Прибавляем расстояние в 40 м. Примерно столько проедет машина за секунды до начала торможения (время реакции водителя и срабатывания тормозов). Получаем - дистанция на дороге при движении со скоростью 130 км/час должна быть не менее 149 м. Соблюдение такой дистанции гарантированно избавит вас от проблем в дороге.

Городские условия

По-прежнему наибольшее количество столкновений фиксируется в городах. При скорости 60 км/час безопасная дистанция должна быть 15 - 17 метров. Но соблюдение такой дистанции в городе часто оказывается невозможным (причины: заторы на дорогах, необходимость быстро выполнить перестроение на перекрестке). Кроме того, дорожный интервал даже в 10 метров часто используют водители для перестроения на многополосной дороге. Чтобы избежать аварийной ситуации, дистанцию рекомендуют сокращать. Например, если движение транспортного потока идет со скоростью меньше 60 км/час, интервал между машинами может быть сокращен до 4 - 5 метров.

Какое наказание предусмотрено

Не выполнены требования знака 3.16 - штраф в 1500 рублей. Зарегистрировано неправильное расположение ТС на проезжей части (статья 9.10 ПДД). За такое нарушение штраф 1500 (ст. 12.15 КоАП). Произошло столкновение ТС, проезжающих с превышением скоростного режима – дополнительный штраф от 500 до 2500 рублей. За повторные нарушения ПДД предусмотрено лишение водительского удостоверения и увеличение штрафа в 2 раза.

В различных странах мира есть конкретные рекомендации относительно безопасной дистанции до движущейся впереди машины. Все они сводятся к тому, что на сухой дороге безопасным будет расстояние, которое автомобиль пройдет за две секунды.

Иными словами, около той точки, мимо которой только что проехала движущаяся впереди машина, Вам советуют оказаться примерно через две секунды. В метрах это расстояние приблизительно равно величине, которая получается, если скорость, с которой движется Ваша машина, разделить на два (например, 60 км/ч: 2 = 30 м).

Рекомендации разумные. При любой скорости движения дистанция получается такой, которая должна обеспечить безопасную оставновку в случае, если впереди идущая машина вдруг резко затормозит. Но есть одна проблема. Если на наших дорогах только и делать, что увлеченно отсчитывать секунды, то дистанция-то будет неплохой, но как быть со всем остальным? Ведь нам надо искать знаки, спрятанные за деревьями и кустами, прогнозировать переключения сигналов светофора, выискивать глазами пешеходов, которые «мечтают» перебежать дорогу именно перед нашей машиной, объезжать ямы и колдобины, а также учитывать прочие особенности национальной езды.

Поэтому вместо системы сухой математики советую Вам развивать у себя чувства времени, скорости и расстояния, применительно к конкретной ситуации. Поверьте, Вы в состоянии именно чувствовать безопасную дистанцию, для этого надо просто периодически задавать себе простой вопрос: «Какая у меня сейчас дистанция? Не слишком ли она мала или велика?» Причем это только на первое время. Позже достаточно будет лишь удерживать движущуюся впереди машину в поле своего периферического зрения, и оно Вам подскажет, оптимальная ли дистанция у Вас в данный момент.

На сухой дороге безопасной дистанцией до движущейся впереди машины считается расстояние, которое пройдет автомобиль примерно за две секунды.

А что делать, если в плотном потоке транспорта машина, движущаяся сзади, приблизилась к Вам на небезопасное расстояние?

Что ж, такое бывает. Водитель той машины хочет, чтобы Вы ехали быстрее или вообще освободили его полосу.

В таких случаях следует немного уменьшить скорость, но только очень плавно. Тем самым Вы увеличиваете дистанцию до впереди идущей машины, что позволит Вам применить в случае необходимости менее эффективное торможение, и водитель сзади идущей машины тоже сможет вовремя остановиться. А вообще стоит подумать, Ваша ли это полоса? В состоянии ли Вы поддерживать скорость и дистанцию, которые применяют большинство водителей при движении по этой полосе. Если Вы сомневаетесь, то лучше перестроиться на другую полосу.

Разумной должна быть не только дистанция, но и боковой интервал. Безопасным интервалом считается расстояние, приблизительно равное половине ширины автомобилф. Для среднестатического легкового автомобиля это: 1,7 м: 2 = 0,85 м, или 85 см. Такое расстояние позволяет водителю вовремя среагировать на внезапное изменение направления движения соседней или встречной машины.

Но есть опять проблемы. Всегда ли возможно поддерживать рекомендованный интервал? Надо ли его увеличивать пли уменьшать в зависимости от ситуации?

При выборе бокового интервала следует учитывать скорость и интенсивность движения, покрытие дороги и погодные условия, а также много других факторов.

При любом ухудшении дорожной ситуации боковой интервал необходимо увеличивать.

А если увеличивать некуда?

Тогда водитель должен следовать правилу: "Чем меньше боковой интервал, тем меньше скорость". Пытаясь проехать через узкую щель между припаркованными машинами, проезжая вплотную мимо стоящего на остановке автобуса и в других аналогичных случаях, когда боковой интервал слишком мал, скорость надо снижать вплоть до скорости движения пешехода. Если в транспортном потоке соседние автомобили зажимают Вас с боков, то и здесь есть выход - пропустите их вперед, для чего достаточно лишь немного снизить скорость.

Крайне важно соблюдать безопасную дистанцию между авто. От этого зависит безопасность каждого члена дорожного движения. К сожалению, информированность среди автомобилистов и инструкторов автошкол желает лучшего. А ведь неверный выбор дистанции может привести к столкновению.

Важную роль при выборе безопасной дистанции играет тип покрытия и степень его влажности. Для мокрой и сухой дороги дистанция будет разной. Всё дело в длине тормозного пути. Если совсем недавно прошёл дождь, то быстро затормозить не получится.

Осложняет ситуацию ещё и тот факт, что в действующих правилах дорожного движения нет точных указаний по этому вопросу. В итоге всё что остаётся водителю — это рассчитывать на собственное чутьё. А это, конечно, неправильно.

Что написано в ПДД

Каждый автовладелец знает, что ПДД постоянно редактируются. Появляются новые правила и упраздняются старые нормы. Вот только, сколько бы редакций ни выходило, понятие безопасной дистанции всегда утопает в море неясностей и двусмысленных формулировок, на расшифровку которых нужно потратить немало времени.

Одной из самых интересных формулировок является следующая: «Безопасным является расстояние, которое позволяет не допустить аварию». А какое оно — додумывайте сами.

К счастью для всех ценителей безопасного дорожного движения, одно точное пояснение всё же есть. Касается оно знака номер 3.16. Здесь есть чёткое указание, сколько должно быть метров между машинами, находящимися в потоке.

Такие знаки устанавливают на дорогах, где много резких поворотов. Тоже касается участков, где разрешено ездить на высокой скорости. В принципе, такую щепетильность дорожных служб легко объяснить. Именно в таких местах чаще всего случаются аварии.

Важно! Обычно на знаке 3.16 весит ограничение в 40-70 метров.

Пункт 9.10

Несмотря на некоторую размытость формулировок, в данном пункте правил дорожного движения есть несколько важных указаний, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, кроме безопасной дистанции к впереди едущему авто, нельзя забывать о машинах, находящихся сбоку. Во-вторых, транспортное средство должно находиться в исправном техническом состоянии.

Важно! Если вы движетесь в плотном потоке транспорта, всегда прогнозируйте возможность экстренного торможения.

Устанавливаем безопасную дистанцию

Методика, проверенная временем

Итак, во время движения по сухой дороге вам самим придётся определять безопасную дистанцию. К счастью, миллионами автомобилистов за годы практики была придумана действенная методика. Начать нужно с основ.

Согласно статистике для того, чтобы отреагировать водителю нужно не менее двух секунд. Соответственно безопасным расстоянием будет то, которое можно преодолеть за две секунды торможения.

Звучит вроде бы просто, но для каждой машины это расстояние уникально. Частично именно поэтому в учебниках по автодорожному движению не указывается точных цифр, хотя средние показатели привести можно было бы.

Итак, для определения безопасной дистанции, которую должен соблюдать водитель, наметьте глазами неподвижный предмет. Подойдёт самый обычный дорожный столб. Далее нужно пристроиться за едущим впереди транспортным средством, и считать секунды, за которые вы доедете до столба после того, как финишировал ваш соперник.

Тормозить посреди дороги не нужно. Если вы будете ехать с нормальной скоростью, то получите небольшой люфт времени, позволяющий адекватно отреагировать на любую угрозу.

Совет! При идеальных условиях можно просчитать безопасную дистанцию к ближайшему авто. На скорости 60 км/час она составит 33 метра.

Дистанция в городе


На длину безопасной дистанции влияет множество факторов. Один из них — это темп движения. Естественно, что в городе он намного выше, чем на загородной трассе. Дело в том, что двигаясь в мегаполисе, водитель поочередно чередует разгоны, торможения и постоянную скорость. Неудивительно, что у большинства автомобилистов возникает закономерный вопрос, как поддерживать безопасное расстояние в таких условиях?

Дело в том, что даже опытные водители, которые просидели за рулём 5—10 лет не всегда могут приспособиться к такому режиму. А если говорить о новичках, то здесь всё ещё хуже.

Находясь в пробке удерживать безопасную дистанцию, вообще, невозможно. Новички стараются быть на расстоянии 5—10 метров до едущего впереди транспорта, и тем самым создают проблемы другим водителям и себе самим. Мало того, другому водителю ничто не мешает воспользоваться свободным местом и занять просвет.

Совет! В пробке безопасная дистанция к следующей машине составляет две трети корпуса вашего авто.

Двух третей корпуса вполне достаточно для создания безопасной дистанции в пробке. Дело в том, что скорость при таком темпе движения минимальна, и затормозить вы всегда сумеете.

Как ездить по загородному шоссе


Соблюдение безопасной дистанции на загородном шоссе актуально ещё и потому, что здесь большинство водителей предпочитает вдавить газ в пол. Это и не удивительно широкие автобаны созданы для того, чтобы ездить на максимальных скоростях.

Именно, едя за городом, вы должны быть крайне внимательны при выборе безопасной дистанции. Огромную роль в этом вопросе играет тип дороги. Для того чтобы определить расстояние за городом можно использовать описанную выше методику, но с некоторыми коррективами:



Как видите, при разных погодных условиях безопасная дистанция меняется. Для новичков к указанному выше времени рекомендуется прибавлять одну секунду.

Важно! Если вы подозреваете наличие какой-то неисправности. К примеру, нестабильно работает тормозная система, добавьте две секунды.

При подозрении малейшей неисправности нужно ограничить скорость. Не рекомендуется пересекать рубеж в 60 км/час. Также при передвижении должна быть включена аварийная сигнализация.

Больше всего осторожности нужно проявлять в ночное время. Дело в том, что плохая освещенность имеет свойство искривлять расстояние. Из-за этого бывает сложно рассчитать безопасную дистанцию. К тому же всегда есть риск ослепления фарами.

Когда очертания предметов начинают терять резкость, не спеша снизьте скорость до 40—50 км/ч. Это поможет более точно рассчитать безопасную дистанцию до едущего впереди транспорта. Если усталость не пройдет, остановитесь на несколько минут и передохните.

Итоги

Безопасная дистанция позволяет сохранить не только транспортное средство, но и жизнь водителя. Методика, представленная в этой статье, даёт инструмент для расчёта идеального расстояния в любых условиях. Неважно дождь за окном или снег, вы всегда будет знать, сколько метров должно быть до ближайшего авто.

Состояние транспортного средства напрямую влияет на длину тормозного пути. Именно поэтому перед тем как выезжать на дорогу, проверьте давление в шинах и уровень масла. Периодические посещения сервисного центра обязательны.

 

Возможно, будет полезно почитать: