Схема включения вентилятора отопителя ваз 2110. Система автоматического управления отопителем

Особенности устройства

Система предназначена для обеспечения заданной температуры в салоне автомобиля. Управляющим узлом системы является контроллер 3 (рис. 7–47) типа 13.3854, имеющий две рукоятки управления. Левой рукояткой (задатчика температуры) задается желаемая температура в салоне (диапазон от 16 до 30 С), а правой рукояткой устанавливается режим работы вентилятора: 0 – вентилятор выключен, I – средняя частота вращения вентилятора, II – малая частота вращения вентилятора, А – автоматическое управление вентилятором. Между рукоятками управления расположена кнопка выключения контроллера. Адреса выводных штекеров контроллера даны в табл. 7–7.

Таблица 7–7

Адреса выводных штекеров контроллера системы управления отопителем

В контроллер поступает информация от:

– датчика 6 температуры воздуха в салоне (в датчик встроен малогабаритный вентилятор);

– датчика положения вала микромоторедутора 9 привода заслонки отопителя, т.е. информация о положении заслонки отопителя.

На основе полученной информации и заданной температуры воздуха контроллер управляет положением заслонки отопителя, подавая соответствующие сигналы на микромоторедуктор привода заслонки.

Если рукоятка переключателя режимов работы вентилятора находится в положении А, то контроллер управляет также частотой вращения вентилятора в зависимости от разности температуры воздуха в салоне и задатчика температуры.

Для ускоренного прогрева воздуха в салоне служит клапан 8 рециркуляции с выключателем 7. При включении клапана перекрывается поступление в салон наружного воздуха и через отопитель циркулирует только воздух салона.

Электродвигатель 1 вентилятора отопителя применяется типа 45.3730, с возбуждением от постоянных магнитов.

Для получения малой частоты вращения служит дополнительный резистор 2. Он имеет две спирали – одну сопротивлением 0,23 Ом и вторую – 0,82 Ом. При включении в цепь питания электродвигателя обеих спиралей обеспечивается 1-я скорость вращения вентилятора, если включена спираль сопротивлением 0,23 Ом – 2-я скорость. При включении электродвигателя без резистора ротор вентилятора вращается с максимальной 3-й скоростью (4100 мин -1 ).

Данные для проверки электродвигателя вентилятора

Частота вращения вала при нагрузке электродвигателя крыльчаткой* при напряжении 12 В и температуре (25±10) С, мин -1 .....4100±200

Потребляемая сила тока при указанной нагрузке и частоте вращения, не более, А......14

* Соответствует нагрузке вала моментом 0,216 Н·м (0,022 кгс·м)

Регулировка системы отопления

Расположите ртутный термометр около датчика температуры салона и замерьте температуру воздуха в салоне. Включите контроллер отопителя, установите рукоятку управления вентилятором в положение А, поставьте задатчиком температуры контроллера температуру на 2 С выше температуры воздуха в салоне и выдержите 15 мин при закрытых дверях и поднятых стеклах дверей.

Если через 15 мин температура воздуха в салоне не будет соответствовать заданной, то выньте контроллер из гнезда и с помощью регулятора (переменный резистор, выведенный под шлиц на левой стороне контроллера) подрегулируйте установку температуры.

Для увеличения температуры необходимо повернуть регулятор по часовой стрелке, а для уменьшения – в другую сторону.

Снова проверьте работу системы отопления, повторив указанные выше операции.

Частой болезнью автомобилей ВАЗ 2110 являются проблемы с печкой.

Сначала необходимо снять центральные сопла, передвинуть максимально влево рукоятку направления потоков воздуха (положение - всё в салон) и посмотреть "поведение" заслонки. Включите зажигание, поменяйте положение регулятора температуры с от синей точки ("минимум") до красной точки ("максимум") и посмотрите на заслонку.

Если при такой проверке заслонка не зашевелится, то в большая вероятность того, что проблема в заклинившем микромоторедукторе привода заслонки отопителя.

Еще иногда случается разрушение посадочного гнезда пластиковой заслонки. Эту неисправность ВАЗ 2110 можно выявить на слух, когда слышно, что работает редуктор, а заслонка при этом не меняет положение. А бывает слышны щелчки проворота квадратного вала в посадочном гнезде.

Поэтому если заслонка не двигается при такой проверке, то можно первым делом постараться помочь редуктору. Для этого включите зажигание и, переводя рукоятку температуры из левого крайнего положения в правое, подёргайте рукой заслонку рукой. Выполнять это необходимо аккуратно и без чрезмерных усилий. Если начало работать, то это еще не успешное окончание ремонта, поскольку если уж нашлась причина заклинивания, то всё равно рано или поздно снова заклинит. Зато, если перестало клинить и заслонка заработала, тогда причину необходимо искать в самом редукторе.

Проверка САУО на ВАЗ 2110.

Схема управления отопителем

Чтобы проверить систему автоматического управления отопителем, подсоедините тестер к клеммам х1.2 (розовый) и х1.8 (коричневый). Затем включите зажигание (САУО функционирует только при включенном зажигании). При переводе рукоятки температуры в крайние положения, должно на 10-15 секунд появиться управляющее напряжение 10 В. Кроме того, полярность управляющего напряжения должна меняться при любом переводе рукоятки температуры в крайние положения. В случае полного отсутствия напряжения можно говорить о том, что неисправен контроллер САУО.

Предупреждение! Нельзя замыкать данные контакты и подавать на них какое-либо напряжение (например "+" аккумулятора), поскольку сломается выход операционного усилителя САУО, который рассчитан лишь на 1 А, следовательно, понадобится ремонт либо замена блока. Надо сказать, что блоки старого образца (существует несколько видов и все с буквой "А", с автоматической скоростью, у рукоятки скорости - четыре или пять положений) взаимозаменяемы между собой, но не взаимозаменяемы с блоком нового образца (где нет буквы "А" и пять положений скорости - "0-1-2-3-4").

Если работа отопителя замечена только в крайних положениях, либо же есть подозрение, что редуктор работает, но его вал проворачивается в гнезде заслонки, тогда необходимо проверить исправность датчика положения заслонки.

В случае перевода рукоятки температуры в крайние положения, сопротивление на контактах х1.1 (зелёный) и х1.4 (голубой с пурпурной полосой) должно меняться. От типа САУО, а также от применяемой с ним модели микроредуктора, будут разные пределы:

  • для старого образца 800 Ом (горячо), 3.2 КОм (холодно),
  • для нового образца 5 КОм (горячо), 1.2 КОм (холодно).

При полном отсутствии сопротивления или если вал редуктора вращается, но при этом сопротивление не меняется, тогда причина в поломке датчика положения заслонки. Меняется он в сборе с микроредуктором, а моно переставить с редуктора аналогичного типа.

Если замечено, что контроллер САУО функционирует и выдаёт управляющее напряжение микромоторедуктору, но при этом заслонка не меняет своего положения, тогда нужно выполнить ремонт авто ваз 2110, а именно снимать и проверять непосредственно микромоторедуктор. Держится он на корпусе отопителя при помощи трех саморезов, и снять его можно без снятия отопителя.

Снятие микромоторедуктора отопителя.

Для начала снимите дворники, открутите саморезы (на фото указанные стрелками, затем открутите две гайки по бокам, осторожно выведите пластмассовый зацеп из отверстия в кузове, после чего снимите жабо.

Чтобы было удобно в дальнейшем выполнять ремонт автомобилей ВАЗ 2110, можно немного усовершенствовать систему подачи жидкости омывателя лобового стекла. Итак, разрежьте трубку подачи жидкости и вставьте пластиковый соединитель в неё. В данном случае применяется отрезок трубки от баллончика монтажной пены.

Когда жабо снято, откроется доступ к микромоторедуктору.

Он расположен слева от вакуумного усилителя тормозов, следовательно, чтобы открутить 3 его крепежных самореза, придется использовать либо очень длинную, либо очень короткую отвертку.

После снятия моторедуктора и выхода его вала из гнезда заслонки, сама заслонка уйдет в положение "холодно".

Теперь приступаем к разборке микромоторедуктора.

Для этого тонкой отверткой осторожно освободите зацепы корпуса, и располовиньте корпус микромоторедуктора.

В разъём моторчика вставьте провода с питанием от САУО и проверьте, крутится ли он вообще.

Если не крутится моторчик, тогда рекомендуется заменить его новым. Однако можно попытаться реанимировать его. Для этого отмечаем положение крышки моторчика по отношению к его корпусу. Это необходимо сделать, чтобы при сборке ненароком не поменять полярность. Затем осторожно отогните бортик, опрессованный в двух местах, и снимите с моторчика крышку.

Теперь переходим к разборке моторчика.

Проверьте состояние коллектора и щеток моторчика, а затем проверьте состояние подшипника в корпусе.

Если не работал моторчик, тогда можно попытаться найти и устранить причину, а можно заменить его на новый. Если моторчик был исправным, тогда смажьте подшипники силиконовой смазкой.

Дальше проверьте состояние шестеренок редуктора. Очень частой причиной поломки редуктора (если моторчике в исправном состоянии) является срез/поломка одного или несколько зубьев шестерни редуктора. В этом случае также рекомендуется заменить или дефектные шестерни, или весь редуктор. Но можно попытаться восстановить поврежденную шестерню.

Болезнь десятки — частые проблемы с печкой и одной из них является не правильная работа блока САУО. Наверняка сами сталкивались или встречали в интернете о проблемах, когда не работает N-я скорость печки ВАЗ 2110. Рассмотрим, каким образом можно отремонтировать блок управления отопителем.

Проверка САУО



Схема системы автоматического управления отопителем : 1 – электродвигатель вентилятора; 2 – дополнительный резистор; 3 – контроллер; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания; 6 – датчик температуры воздуха в салоне; 7 – выключатель рециркуляции; 8 – клапан рециркуляции; 9 – микромоторедуктор привода заслонки отопителя; А – к выключателю освещения приборов; В – к источникам питания

Распиновка САУО :


В САУО поступает информация от:

  • – датчика температуры воздуха в салоне (№6), который встроен малогабаритный вентилятор.
  • – ММР (микромоторедутора) (№9), информация о положении заслонки отопителя.

Управление заслонкой : На основе полученной информации и заданной температуры воздуха контроллер управляет положением заслонки отопителя, подавая соответствующие сигналы на микромоторедуктор привода заслонки.

Управление скоростью вентилятора : для получения малой частоты вращения (все, кроме последней) служит дополнительный резистор (№2), который имеет две спирали с сопротивлением (0,23 и 0,82 Ом). При включении в цепь питания электродвигателя обеих спиралей обеспечивается 1-я скорость вращения вентилятора, если включена спираль сопротивлением 0,23 Ом – 2-я скорость. При включении электродвигателя без резистора ротор вентилятора вращается с максимальной 3-й скоростью (4100 мин-1).

Если рукоятка переключателя режимов работы вентилятора находится в положении А, то контроллер управляет также частотой вращения вентилятора в зависимости от разности температуры воздуха в салоне и задатчика температуры.

Регулировка САУО

Расположите обычный ртутный термометр возле датчика температуры на потолке. Включите контроллер отопителя и установите рукоятку управления вентилятором в положение ‘А’, а задатчиком температуры на 2С выше температуры воздуха в салоне. Если при закрытых дверях и окнах после 15мин в салоне температура не будет соответствовать заданной, тогда блок управления печкой следует отрегулировать.

Для регулировки следует вытащить блок САУО из гнезда и вращать регулятор на левой стороне контроллера:

  • повернуть по часовой стрелке для увеличения температуры.
  • повернуть против часовой стрелки для уменьшения.
  • Снова проверьте работу системы отопления, повторив указанные выше операции.

    Ремонт САУО

    Перед тем, как выполнять ремонт блока САУО ВАЗ 2110 стоит убедиться, что проблемы с печкой связаны именно с ним. Для этого следует подключить заведомо рабочий блок управления отопителем (взять у друга или в магазине). Если с рабочий блоком САУО проблем с печкой нет, тогда пробуем выяснить в чем причина. Если заведомо рабочий блок САУО не помог, значит проблема с печкой в другом.

    Снимаем кнопки рядом с блоком САУО. Вытаскиваем блок управления печкой.
    Устанавливаем регуляторы в положение 0 и снимаем, а затем снимаем с защёлок переднюю крышку и стекло. Выкручиваем 2 винта спереди и 1 сзади.

    Снимаем плату из пластикового корпуса и проверяем целостность всех дорожек, перемычек и резисторов.
    В данном примере не работала 1я скорость печки, потому что была надломлена перемычка. Припаиваем ее с одной и с другой стороны.

    Сборка в обратной последовательности. Теперь работают все скорости блока САУО .

    FAQ по работе печки ВАЗ 2110
    Не работает 1я скорость печки

    • Все скорости вентилятора печки (кроме последней) подключены через дополнительный резистор отопителя, который находится под жабо (ветровой накладкой). Одной из причин, когда не работает первая скорость отопителя это неисправность этого резистора. В зависимости от блока САУО этот доп.резистор различается:

    применяется на самых старых блоках САУО, у которых только 2 скорости. (0 А 1 2).

    устанавливается на модифицированный отопитель до сен-2003г, блок САУО имеет 3 скорости (0 А 1 2 3).
    Самая распространенная неисправность в этом сопротивлении — перестают работать все скорости печки, кроме максимальной 3. Причина — отпаивается термопредохранитель (указан красной стрелкой), лечится припаиванием его на место. Но если будет отпаиваться и в последствии, надо смотреть в сторону моторчика, моторчик берет очень большей ток (не смазан, износ щеточного узла и т.д.).

    устанавливается на последние отопители с сен-2003г, блок САУО имеет 4 скорости и не имеет режима авто (0 1 2 3 4).

    • Кроме неисправности доп.резистора отопителя проблема может быть и в контактах платы блока управления печкой. Не редко из-за высокой температуры плата сильно нагревается и контакт отпаивается. Внимательно просмотрите все контакты на платы, особенно в местах подачи питания.
    • Зачистить контакты.

    Как заменить датчик РДО на Ваз 2110 2002г. Автор Dankn.
    У меня работала только 4 скорость, остальные нет.

  • Снять утеплитель;
  • Снять жабо;
  • Понадобиться длинная крестовая отвертка.

    Как заменить датчик РДО в руководстве по сервисному обслуживанию.
    Не работает 2я скорость печки

    • Причина точно такая же, как и в случае, когда не работает первая скорость отопителя.

    Не работает 3я скорость печки

  • Если 3я скорость последняя, тогда она работает без сопротивления (напрямую). И проблема может быть в контактах блока САУО (зачистить/обжать), либо в контактах на плате блока САУО.
  • Если у Вас блок управления печкой с 4мя скоростями вентилятора (0 1 2 3 4), тогда смотри проблемы с 1ой скоростью печки.
  • Не работает 4я скорость печки

    • Причина точно такая же, как и в случае, когда не работает третья скорость отопителя.

    Печка на 1 и 2 скорости дует одинаково, то есть разницы между первыми скоростями почти нет, а на 3 скорости дует на много сильнее

    • Причина в дополнительном резистор отопителя, его нужно заменить.

    Не регулируется температура на блоке управления печкой или вентилятор печки не работает
    Разобрать блок САУО и внимательно просмотреть все дорожки и контакты. Если видимых дефектов нет, тогда искать причину нужно в разберите (указан на фото).

    В автомобиле Ваз 2110 система управления отопителем играет довольно важную роль. Если происходит ее поломка, то отопитель и сам перестает работать правильно.
    Он может чересчур сильно нагревать салон, или, наоборот, не прогревать его вообще. Поэтому при малейшей поломке системы управления, ее сразу же следует отремонтировать или вовсе заменить, иначе нельзя будет регулировать интенсивность нагревания печки автомобиля.
    На ваз 2110 система управления отоплением может быть отрегулирована и самостоятельно.

    Особенности системы


    Система управления отопителя обладает такими особенностями:

    • Она необходима, чтобы в автомобиле поддерживалась постоянная температура, которая была указана водителем.
    • В качестве управляющего узла здесь есть контроллер, который снабжен двумя рукоятками. Собственно, с их помощью и происходит процесс управления.

    Примечание: при этом рукоятки подразделяют на правую и левую. При помощи левой можно установить необходимую температуру в салоне, а правая рукоятка позволяет включить вентилятор.

    • В поступает необходимая информация о том, как расположена заслонка отопителя. Положение этой заслонки регулируется в соответствии с данными, установленными водителем.


    • Чтобы воздух в автомобиле прогрелся как можно быстрее, используется клапан циркуляции, который имеет свой выключатель.

    Примечание: если включить этот клапан, то в салон не поступает воздух извне, поэтому нужно быть готовым к тому, что в машине станет очень жарко.

    • Желая охладить воздух в салоне, можно воспользоваться вентилятором электродвигателя. Если неисправен, то его желательно заменить.

    Примечание: есть возможность и отремонтировать его. Однако в этом случае рассматривается всего один вариант – зачистка коллектора.

    Составляющие печки

    Обычно в зимнее время появляются проблемы с работой печки. У некоторых она перестает хуже нагревать воздух, у других – она вообще не греет.
    Бывают даже случаи, когда воздух не нагревается, а охлаждается, так как она неправильно работает.Возможно, пострадал какой-нибудь из элементов системы отопления.
    Рассмотрим, из чего она состоит:

    • Контроллер.
      Его по другому называют еще блоком САУО. С его помощью задается необходимая температура. Также он регулирует подачу холодного или теплого воздуха, чтобы обогреть или охладить салон.


    Примечание: для Ваз 2110 подходят два вида контроллеров – четырех и пятипозиционный. Найти их довольно трудно, так как в настоящее время их больше не производят.

    • воздуха. Он показывает, какая температура царит в салоне. В него встроен небольшой вентилятор.

    Примечание: кстати, если крыльчатк а этого вентилятора перестала крутиться, то могут появиться неполадки. Устранить можно просто: либо заменить вентилятор, либо очистить его от загрязнений, если они все же есть.

    • Микромоторедуктор. В продаже встречается двух видов: старого и нового образцов. Брать лучше первый, так как второй может и не подойти.

    Как настроить контроллер

    Чтобы увеличить точность поддержания температуры, необходимо настроить отопитель.
    Для этого:

    • Контроллер вынуть из его гнезда. Делать это нужно максимально аккуратно, чтобы не повредить его детали.
    • Подстроечный потенциометр поможет подрегулировать датчик.
    • Его регулировка должна осуществляться в соответствии с расчетом: один оборот потенциометра соответствует 0,2 градусам.

    Примечание: если вращать по часовой стрелке, то температура падает, а если против – происходит обратный процесс.

    Определение причины неисправности и ее устранение

    Проблемы с печкой могут появиться по следующим причинам:

    • вытекает. Из-за ее недостатка охлаждающая система работает неправильно, и печка в том числе.
      При этом сбой работы наблюдается только во время снижения температуры. Чтобы устранить эту неполадку, следует проверить уровень жидкости в соответствующем бачке.
      Если ее меньше отметки Max, то следует долить.
    • Возможно неисправен радиатор отопления. Чтобы определить, работает ли он, нужно его потрогать. Как правило, в процессе отопления он становится теплым или даже горячим.
    • Возможно в системе образовалась воздушная пробка. Чтобы избавиться от этой неприятности, следует сделать так, чтобы передние колеса были немного выше задних.
      Включить двигатель и оставить так на несколько минут.
    • Возможно отопитель в некоторых местах протекает. В таком случае необходима его полная замена, так как устранить эту неполадку посредством ремонта не удастся.
    • Если печка «слабо дует», то проблема может быть в фильтре салона. Его следует поменять.

    Примечание: желая, чтобы фильтр оставался рабочим как можно дольше, следует установить защиту на воздухозаборник.

    • Вполне возможно, что контроллер не работает. Способ устранения – полная его замена.
    • Кроме того заслонка отопителя может не всегда переключаться во время. Поэтому иногда вместо теплого воздуха может идти холодный и наоборот.

    Заменить любую деталь не составит особого труда. Обычно такой процесс занимает не более 5 минут.
    Однако проблема может возникнуть в процессе замены микромоторедуктора. В этом случае придется снимать жабо, а также звукоизоляцию моторного щита.

    Возможные проблемы с заслонкой

    Как уже отмечалось ранее, у печки есть несколько заслонок.
    При этом проблемы могут быть только с одной из них. Чтобы определить, какая именно неисправна, следует провести диагностику.

    Для этого:

    • Обратить внимание, как заслонка перемещается при переключении температуры. Если в процессе этого слышны посторонние звуки, значит проблема с заслонкой есть.
    • Если холодный воздух дует нормально, а горячий нет, то проблема с нижней заслонкой. В то же время, если горячий воздух идет нормально, а холодный нет, то проблема с верхней заслонкой.

    Установить, в чем причины неполадок в системе отопления машины можно и своими руками, так как сделать такую работу совсем несложно даже в домашних условиях. Однако цена ремонта может быть различной.
    Ведь зачастую нужно менять несколько различных деталей. Иногда, напротив, стоит только очистить те или иные детали от грязи.
    Конечно, прежде чем приступать к ремонту, стоит пересмотреть фото и видео на эту тему. Инструкция также не помешает.
    Кроме того можно пользоваться рубрикой вопросы/ответы на многих сайтах в Интернете.

    На ВАЗ-2110 (2002 г.) печка стала выдавать только холодный, или только горячий воздух, да и вентилятор стал работать только на максимальной скорости. Выяснилось, что износился датчик положения заслонки отопителя (углеродистый переменный резистор - вышел из строя) и перегорел дополнительный резистор двигателя вентилятора печки. Да и раньше у вентилятора было несколько больших и очень больших скоростей.

    После оценки объёма работ по ремонту, и стоимости запасных частей решили изготовить блок управления, который бы работал с указанными неисправностями, а по затратам и своим свойствам превосходил заводской вариант.

    Получилось…

    Через 4 года эксплуатации высох двухсторонний скотч, крепящий лицевую панель с накладками кнопок. Приклеил наскоро «Моментом», разъело краску, внешний вид пострадал.

    Основные достоинства:
    - Нет необходимости покупать новый моторедуктор отопителя с датчиком (≈1500 р-продаётся только в сборе) и менять его.
    - Нет необходимости покупать новый резистор вентилятора отопителя (≈300 р) и менять его.
    - Нет необходимости покупать новый датчик температуры салона (который стрекочет около уха сверху) (≈300 р) и менять его.
    - Современный вид и функционал. Регулировка скорости вентилятора от нуля. Поддержание заданной температуры.
    - Дешевизна комплектующих (300-500 р).

    Конструкция собрана в корпусе от старого блока. Штатная плата удалена. Лицевая панель – отклеена.Остаётся только пластмассовый корпус.

    Элементы управления устройством:
    - выносной датчик температуры DS18S20 в корпусе TO-92 (DS1820).Он размещается в салоне вблизи воздуховода.
    - кнопки задания температуры и скорости вентилятора
    - электронные концевые датчики – реализованы схемотехнически и программно.

    Перейдём к принципиальной схеме.

    Схема содержит несколько необычных схемотехнических решений, но - они проверены и хорошо работают. Интересна схема управления от микроконтроллера направлением вращения коллекторного двигателя (12 В) с определением заклинивания. Также интересна схема драйвера затвора полевого транзистора.

    Схема построена на основе микроконтроллера PIC16F628A в корпусе DIP18.Он работает от внутреннего генератора с частотой 4 МГц. Микроконтроллер установлен в «кроватку» для извлечения при прошивке.

    Вместо датчика положения двигателя заслонки отопителя введены датчики концевых положений. Их работа основана на принципе увеличения тока двигателя при заклинивании. При увеличении тока, напряжение на резисторе R24 увеличивается до 0.4-0.6 В, транзистор VT4 (BC337-40) открывается, на выводе 3 (RA4) микроконтроллера сигнал меняется с «1» на «0». Микроконтроллер получает сигнал «крайнее положение».

    Регулировка температуры производится по данным выносного датчика температуры DS18S20 небольшими перемещениями заслонки. При неисправности или обрыве датчика - перемещение заслонки при нажатии на кнопки «+», «-» С о.

    На транзисторах VT5,VT8(BC337-40) и VT6,VT7(BC327-40) собрана схема управления коллекторным двигателем заслонки. При лог.1 на одном из выводов 1(RA2), 2(RA3) микроконтроллера двигатель вращается в необходимом направлении.

    Двигатель вентилятора ВАЗ-2110 потребляет ток до 16 А, он управляется ШИМ, посредством мощного полевого транзистора VT1(IRFZ48N). Мощный диод VD4 (2Д213А) предназначен для подавления влияния индуктивности двигателя. На транзисторах VT9 (BC337-40), VT10(BC327-40), оптроне V1(PC817C) и диоде VD1(1N4007) собрана схема драйвера затвора полевого транзистора. Используется аппаратный ШИМ микроконтроллера с выхода 9(B3).Он работает на частоте около 20 кГц.

    Светодиодный индикатор - сдвоенный зеленого цвета (LTD585G "LITEON"). Используется динамическая индикация посредством ключей VT2,VT3(BC337-40).Кнопки управления подключены к тем же портам микроконтроллера, что и индикатор. Опрос кнопок производится с частотой около 4-5 Гц. На это время индикатор отключается (несколько микросекунд - глазом не заметно).

    Цепь аналогового датчика температуры (термистора) R19,C6 не используется. Но если у кого-то будет желание, то его можно(и даже нужно) использовать.

    Питание цифровой части от +5 В стабилизатора типа КРЕН5А или импортного аналога 7805.

    Настройка устройства

    Настройка устройства заключается в правильном подключении трёх проводов: +12 В, земли, +вентилятора (К10) к автомобильной колодке «папа» 6 контактов (купить в автомагазине). И в подключении двух проводов с 3мм «папами» к контактам моторедуктора в штатном разъёме (К11,К12). Если температура будет регулироваться неправильно (скакать от минимума до максимума), то эти два контакта нужно поменять местами. Подключение производится в соответствии со схемой электропроводки ВАЗ-2110.

    Алгоритм работы микроконтроллера:

    1. При первом включении после прошивки происходит калибровка: измеряется время перемещения из одного крайнего положения в другое. (Важно, чтобы напряжение было близко к рабочему, желательно в течение 10 сек запустить двигатель).

    2. Происходит отображение «88», для проверки индикаторов.

    3. Первоначальное измерение температуры. Определение исправности датчика температуры. Если разница от заданного значения большая, то перемещение заслонки до соответствующего крайнего положения.(при неисправности датчика температуры- не выполняется).

    4. Основной цикл работы:
    - Измерение температуры с периодом 5-6 с. Определение исправности датчика температуры. При отличии от установленной - перемещение заслонки. (От 1 до 3-х условных шагов (если не крайнее положение). Шаг - время включения двигателя заслонки. Время зависит от начальной калибровки.)
    - Опрос кнопок и изменение значений установки. При изменении температуры происходит запись во FLASH (запоминание). При изменении скорости вращения – изменение скважности ШИМ.
    - Через 5-6 с происходит уменьшение яркости индикаторов до одной четверти. Индикаторы отображают текущую температуру.
    - С частотой 40-50 Гц происходит динамическая индикация текущего параметра (скорость вращения, заданная температура, измеренная температура (яркость-0,25)).

    Исходный проект прилагается и он хорошо прокомментирован.

    Проект создан в P-CAD2001 и Microcode Studio (PIC-BASIC). Программирование микроконтроллера – при помощи JDM программатора (упрощенный вариант из 3-х резисторов - самый простой JDM программатор).

    При программировании: INT RC-I/O, WDT-OFF , PWRT-ON , MCLR-ON , BODEN – ON , LVP-OFF , CPD-OFF, CP-OFF.


    Плата - односторонняя с проволочными перемычками. Изготовлена . Она размещается в передней части корпуса там, где раньше были ручки управления. Для изготовления платы необходимо скачать или «купить» любой P-CAD от 2000 г. И распечатать шаблон.

    Список радиоэлементов

    Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
    DD1 МК PIC 8-бит

    PIC16F628A

    1 Поиск в LCSC В блокнот
    DA1 Линейный регулятор

    LM7805

    1 Поиск в LCSC В блокнот
    V1 Оптопара

    PC817

    1 PC817C Поиск в LCSC В блокнот
    VT1 MOSFET-транзистор

    IRFZ48N

    1 Поиск в LCSC В блокнот
    VT2-VT5, VT8, VT9 Биполярный транзистор

    BC337-40

    6 Поиск в LCSC В блокнот
    VT6, VT7, VT10 Биполярный транзистор

    BC327-40

    3 Поиск в LCSC В блокнот
    VD1-VD3 Выпрямительный диод

    1N4007

    3 Поиск в LCSC В блокнот
    VD4 Диод выпрямительный 2D213 1 Поиск в LCSC В блокнот
    Датчик температуры

    DS18S20

    1 Поиск в LCSC В блокнот
    R1 Резистор

    10 кОм

    1 Поиск в LCSC В блокнот
    R2, R20-R23, R25, R26 Резистор

    5.1 кОм

    7 Поиск в LCSC В блокнот
    R3 Резистор

    10 Ом

    1 Поиск в LCSC В блокнот
    R4, R6, R8, R10 Резистор

    22 кОм

    4 Поиск в LCSC В блокнот
    R5, R7, R9, R11 Резистор

    1 кОм

    4 Поиск в LCSC В блокнот
    R12-R18 Резистор

    240 Ом

    7 Поиск в LCSC В блокнот
    R19 Термистор 1

     

    Возможно, будет полезно почитать: