Ремонт скутеров своими руками китайский 4 тактный

Готовы рискнуть?

По сложности и обилию систем этот карбюратор поспорит с самыми мудреными автомобильными (сложнее только те, что с электронным управлением). Отсюда совет: если ваш опыт общения с системой питания мотоциклов ограничен двумя-тремя удачными ремонтами приборов типа К-65, не рискуйте - обратитесь к специалистам. И второй: работайте на столе, застланном листом чистой белой бумаги при свете яркой лампы - так легче разглядеть деталюшки и труднее их потерять. А рассмотреть отверстия жиклеров архисложно: они настолько малы, что их засорит мельчайшая пылинка. С ними сравнимы по размеру и некоторые каналы. Перед разборкой карбюратор должен быть чист снаружи. Руки - тоже, как у хирурга перед операцией. Для работы понадобятся отвертки с неизношенными рабочими поверхностями. Большинство винтов здесь не только туго затянуты, но и зафиксированы резьбовым герметиком, так что отвертка с плохим жалом лишь разобьет их шлицы. Запаситесь и пинцетом, чтобы было легче «отлавливать» мелочи. Ну что, испугались? Если нет, приступим.

Через лючок под сиденьем снять карбюратор можно, но будет легче, если предварительно демонтируете весь багажник.

Демонтаж карбюратора

Добраться до него можно через лючок в багажнике, под седлом. Но легче это cделать, если открутить пять болтов и демонтировать весь багажник вместе с седлом, ослабляя хомуты. Тот, что со стороны двигателя, распустите посильнее, чтобы буртик на резиновом патрубке смог выйти из глубокой канавки на выходном патрубке карбюратора. Обычно при неработающем двигателе бензокраник с пневмоприводом надёжно закрыт, но лучше подстраховаться - закрепите снятый с карбюратора конец шланга выше бензобака. Затем отсоедините трос привода дроссельной заслонки и разъем проводов, А идущих к пусковому устройству карбюратора. Очистите карбюратор мягкой кисточкой от пыли, помойте руки и начинайте разборку.


Поплавковый механизм

Открутите три болта и снимите крышку поплавковой камеры. Ось поплавков удерживает болт. Открутите его и выньте блок поплавков с запорной иглой. Игла этого карбюратора имеет резиновую конусную часть, а в язычок поплавковой упирается подпружиненным стерженьком. Такая конструкция делает узел герметичным, очень долговечным и стойким к абразивному износу.


Вид сзади : 1 - пусковое устройство; 2 - канал, ведущий в полость под мембраной золотника; 3 - воздушный канал пускового устройства; 4 - воздушный жиклёр главной дозирующей системы; 5 - распылитель ускорительного насоса; 6 - канал, в котором находится воздушный жиклёр системы холостого хода; 7 - ускорительный насос.

Возможные неисправности. Прилив на боковых стенках поплавков должен быть параллелен плоскости верхнего разъёма карбюратора. Если это не так, подгибая металлический язычок, добейтесь правильного положения. Проверяйте его, положив карбюратор на бок, - язычок должен лишь касаться стерженька иглы, но не утапливать его.




Вид спереди : 1 - канал выхода бензовоздушной смеси из пускового устройства; 2 - трубка, через которую сливается лишний бензин при неисправности поплавкового механизма; 3 - канал, по которому разрежение из впускного коллектора подаётся в механизм отключения системы холостого хода.

Главная дозирующая система

Её жиклер расположен в центре поплавковой камеры. Через него топливо поступает в эмульсионную трубку, в ней смешивается с воздухом и образует эмульсию. Воздух поступает через жиклер, расположенный на входе карбюратора. Эмульсия дозируется иглой, которая закреплена в золотнике. Постоянное разрежение в зоне распылителя обеспечивает золотник. Рядом с дозирующей иглой есть отверстие, через которое разрежение передается в полость над мембраной, при этом сжимается пружина, а золотник поднимается на нужную высоту.


Вид справа : 1 - рычаг привода ускорительного насоса; 2 - сектор привода дроссельной заслонки; 3 - винт регулировки количества бензовоздушной смеси на холостом ходу.

Для обеднения или обогащения горючей смеси открутите винты, крепящие крышку мембраны, и выньте золотник с мембраной. Будьте очень осторожны - крышка изготовлена из хрупкой пластмассы. Выньте из него заглушку иглы и саму иглу.

Диапазон регулировок небольшой - на игле только три проточки, при заводской регулировке стопор находится в средней. Во время работы двигателя из-за колебаний воздуха во впускном тракте возникают колебания золотника. Чтобы стопор при этом не разбивал канавку иглы, под ним установлено резиновое кольцо. Если повредите или потеряете его, то не только укоротите срок службы узла, но и обедните смесь - игла без этой детали опустится ниже.


Вид слева : 1 - винт регулировки качества на холостом ходу; 2 - топливоприёмный штуцер; 3 - штуцер, через который можно спить топливо из поплавковой камеры; 4 - винт-пробка поплавковой камеры.

Когда будете устанавливать мембрану на место, проследите, чтобы выступ на ней попал во впадину на корпусе.

Возможные неисправности. Их может быть две. Первая - засорился топливный жиклёр. Продуйте его. Вторая - повредилась мембрана золотника. В этом случае без замены мембраны с золотником не обойтись.



Детали в поплавковой камере : 1 - топливная трубка пускового устройства; 2 - блок поплавков; 3 - стопорный болт; 4 - игла с резиновым наконечником и подпружиненным штоком; 5 - ось; 6 - язычок; 7 - главный топливный жиклёр.., 8 - ...и его эмульсионная трубка; 9 - топливный жиклёр холостого хода.

Система холостого хода

Регулируется холостой ход (XX), как и в большинстве карбюраторов, двумя винтами: качества и количества смеси. Винт качества расположен под осью дроссельной заслонки с левой стороны карбюратора, а количества - на упоре сектора оси. На заводе регулировку качества проводят так: винт закручивают до упора, а затем откручивают на 2,5 оборота. Топливный жиклёр системы XX расположен рядом с жиклером главной топливной системы, он и эмульсионная трубка составляют единое целое. Воздушный жиклер запрессован в похожий на трубку прилив правее воздушного жиклера главной топливной системы. Эмульсия подается к трём отверстиям под дроссельной заслонкой. Почему - к трем? По мере открытия заслонки ее срез передвигается от одного к другому, и они поочередно оказываются в зоне наибольшей скорости воздушного потока, а значит, в зоне наибольшего разрежения. Благодаря этому улучшается работа карбюратора в начале открытия дроссельной заслонки и устраняются «провалы».


При установке золотника проследите, чтобы выступ на мембране обязательно оказался во впадине корпуса (выделены красным). Стрелкой указано отверстие, через которое поступает дополнительный воздух в систему холостого хода для её отключения.

Когда заслонка открыта на большой угол, система XX отключается специальным устройством. Если заслонка закрыта, разрежение из впускного коллектора попадает в полость над мембраной устройства и притягивает ее к крышке, сжимая пружину. При этом система XX работает в штатном режиме. Когда дроссель открыт на достаточную величину, разрежения в коллекторе слишком мало, чтобы сжать пружину, - и она открывает клапан выступом мембраны. Воздух из-под мембраны золотника главной топливной системы попадает в систему XX. Разрежение в системе XX уменьшается - его становится недостаточно для подачи бензина. Возможные неисправности. Система XX - одна из самых уязвимых в любом карбюраторе. В первую очередь, из-за того, что пропускные сечения жиклеров здесь самые маленькие, а значит, легко засоряются. Если мембрана системы, отключающей XX, прохудится от старости или по какой-либо другой причине, разрежение впускного коллектора не сможет удерживать ее клапан в закрытом состоянии, подача топлива нарушится и двигатель перестанет работать на XX. То же произойдет, если клапан потеряет герметичность. Участок разъема между крышкой мембраны и корпусом карбюратора (в нем расположен канал, по которому подается разрежение) уплотнен резиновым кольцом. Герметичность уплотнения ухудшится - нарушится работа мембранного механизма, а кроме того, будет подсасываться воздух во впускной коллектор, тем самым обедняя смесь. И отрегулировать работу двигателя на XX станет невозможно.

Ускорительный насос

При резком открытии дроссельной заслонки разрежение возле распылителя снижается, его не хватает, чтобы всосать достаточное количество бензина - и в работе двигателя происходит «провал». Назначение ускорительного насоса, как понятно из его названия, - помочь двигателю разгонять скутер во время этого «замешательства» карбюратора.

Золотник и сопутствующие детали : 1 - золотник в сборе с мембраной; 2 - крышка золотника; 3 - винты; 4 - крышка иглы; 5 - пружина; 6 - игла; 7 - резиновое кольцо; 8 - стопор иглы.

Его механизм расположен в крышке поплавковой камеры карбюратора. Когда вы открываете дроссельную заслонку, ее сектор нажимает на рычаг. Он другим плечом утапливает шток, на противоположном конце которого расположена подпружиненная мембрана. Из полости под ней бензин подается в трубку, расположенную перед золотником, и, выбрасываясь тонкой струйкой, обогащает смесь.

Чтобы при обратном ходе мембраны бензин не вернулся из трубки назад, на его пути установлен шариковый клапан. Под давлением мембраны он открывается, а когда она возвращается назад, закрывается - и бензин всасывается из поплавковой камеры через очень маленькое отверстие в ее крышке.

Ускорительный насос : 1 - мембрана; 2 - уплотнительное кольцо впускного и выпускного каналов. Впускной канал ускорительного насоса выделен красным. Обратный клапан ускорительного насоса показан стрелкой.

Оно сделано намного меньшим, чем отверстие в заглушке шарикового клапана. Зачем? Дело в том, что впрыскивать бензин нужно только при резком открытии дроссельной заслонки. В этой конструкции у бензина два пути: либо через маленькое отверстие назад, в поплавковую камеру, либо, преодолевая усилие пружины шарикового клапана, в диффузор карбюратора. При медленном перемещении штока давления недостаточно, чтобы открыть клапан, и бензин успевает вернуться в камеру. Но при быстром большая его часть попадает в диффузор. Возможные неисправности. Чаще всего подводит состарившаяся мембрана. Но можно испортить устройство и от избытка усердия владельца скутера. Входное отверстие очень маленькое и хорошо «спрятано» на дне поплавковой камеры. Эта информация вот к чему. Иные скутеристы привыкли вытирать грязь тряпкой, так вот этому карбюратору подобный способ наведения чистоты категорически противопоказан: рискуете затереть в систему соринку или же ворсинку от тряпки. Результат понятен - отказ системы.

Устройство обратного клапана : 1 - шарик; 2 - пружина; 3 - седло.

Каждый раз поворачивая дроссельную заслонку скутера, оборудованного таким карбюратором, вы впрыскиваете во впускной тракт порцию бензина. А еще многие зеваки норовят подойти к чужой технике и покрутить ручку газа. Гоните их взашей! Иначе «накрутят» во впускной коллектор столько топлива, что мотор «зальет» - и вы его не запустите. Он заработает только после того, как выкрутите и просушите свечу и продуете цилиндр, покрутив коленвал электростартером.

Пусковое устройство

Это система полностью автоматическая. Как она работает, многие знают, так что еще раз описывать не стану. Расскажу о расположении каналов в карбюраторе.

Входное отверстие для воздуха находится левее воздушного жиклера главной дозирующей системы. Топливный жиклер - в крышке поплавковой камеры. Топливо через него попадает в колодец, а оттуда по трубке - к дозирующей игле. Затем бензовоздушная эмульсия отправляется в канал, выводящий ее за дроссельную заслонку.

Детали устройства отключения холостого хода : 1 - пружина; 2 - крышка; 3 - мембрана с выступом, открывающим клапан; 4 - клапан; 5 - канал, по которому подаётся разрежение из впускного коллектора; 6 - уплотнительное кольцо.

Возможные неисправности. Если возникнут трудности с запуском двигателя, в первую очередь, проверьте сопротивление нагревателя термостата: оно должно быть в пределах от 4 до 45 Ом. В нашем случае оно составило 9,4 Ом. Если сопротивление в норме, снимите крышку поплавковой камеры и подайте воздух в трубку, по которой в пусковое устройство подается топливо: он должен проходить легко. Затем подключите нагреватель к источнику питания 12В и через 5-7 минут снова подайте воздух в ту же трубку: воздух проходить не должен.

Другими «виновниками» могут оказаться топливный жиклер в крышке поплавковой камеры и порванная прокладка, уплотняющая стык крышки поплавковой камеры в зоне колодца. Неисправное пусковое устройство или порванную прокладку нужно заменить, а засорившийся жиклёр продуть.

Пусковое устройство : 1 - дозирующая игла; 2 - цилиндр с уплотнением на торце; 3 - нагреватель и термостат в одном корпусе; 4 - седло; 5 - крепёж пускового устройства; 6 - топливный жиклёр; 7 - топливный канал.

Для того чтобы разобрать двигатель китайского скутера — не нужно быть супер-механиком или не в меру одаренным человеком. Нужно прежде всего желание, аккуратность и наличие необходимого инструмента. Без хорошего инструмента к сожалению никуда. Есть конечно люди, которые ремонтирую скутеры при помощи лома и кувалды, но если делать для себя и надолго, то инструменты нужно использовать только хорошие. Если инструментов у вас нет, то лучше оставьте эту затею.

Инструменты

  • Съемник генератора
  • Съемник вариатора (можно сделать самому)
  • Съемник звездочки кикстартера (только для двигателя 157QMJ)
  • Головки на 8, 10, 12, 17 мм
  • Крестовая и плоская отвертка
  • Небольшой молоток
  • Желание

Большинство китайских четырехтактных скутерных двигателей можно разделить на два основных типа

  1. Первый тип: двигатель 139QMB-серии. Данный двигатель очень популярен в странах СНГ и устанавливается на большинство китайских четырехтактных скутеров
  2. Второй тип: двигатель 157QMJ-серии. Данный двигатель имеет больший нежели первый объем и в силу более высокой цены не так популярен

По сути, эти два двигателя являются копией древней Honda GY6 и отличаются друг от друга рабочим объемом, конструкцией кикстартера, приводом масляного насоса и приводом электростартера. Во всем остальном эти двигатели идентичны.

Типичный 139QMB, по факту JL1P139QMB-2

А так выглядит типичный 157QMJ, по факту LK162QMK

Подготовка

Первое, что нам нужно будет сделать:

  • Снять глушитель
  • Снять кожухи охлаждения
  • Снять генератор
  • Снять вариатор
  • Очистить и обдуть разъемы

Глушить снять очень легко и просто: отворачиваем на головке блока цилиндров две гайки и два болта, которыми глушитель крепится к раме (139QMB) или усилителю заднего колеса (157 QMJ)

Кожухи охлаждения снимаются еще проще: отворачиваем все болты и саморезы, которые крепят кожухи к двигателю и снимаем.

Снятие генератора

А вот с генератором не все так просто. . Все ваши попытки сбить ротор молотком или подковырнуть его ломиком заранее обречены на неудачу.

Отворачиваем болты на крыльчатке охлаждения и снимаем ее и ротора

Фиксируем ротор съемником и отворачиваем гайку (резьба правая)

Инсталлируем съемник и сдергиваем ротор с цапфы коленчатого вала

Продуваем генератор, отворачиваем болтики и убираем его куда-нибудь подальше

Снятие вариатора

Снимаем крышку вариатора. В этом нет ничего сложного: отворачиваем все видимые болтики и снимаем крышку с двигателя. На двигателе 157QMJ, чтобы не выгнуть скобу возвратной пружины кикстартера — снимаем сначала заводную лапку, снимаем с вала кикстартера стопорное кольцо и только потом снимаем саму крышку. Можно в принципе и так снять, но потом придется немного подравнять скобу.

Снять вариатор ненамного проще чем генератор. Как и в случае с генератором нужен хороший съемник. Благо съемник можно сделать самому: для 139QMB двигателя вместо съемника можно использовать пластину металла: вынимаем из ниши бендикс, вставляем в нее пластину, упираем в пластину зуб крыльчатки вариатора и отворачиваем гайку.

Можно сделать и более продвинутый съемник: ищем ненужный диск сцепления от мотоцикла ИЖ, привариваем к нему пруток и несколько зацепов для зубьев крыльчатки

Для 157QMJ двигателя съемник делается немного по другому принципу

Можно сходить в ближайший магазин инструментов и купить универсальный ключ для «болгарки». Для снятия вариатора двигателя 157QMJ он очень хорошо подходит и стоит копейки

Принцип снятия вариатора идентичен принципу снятия генератора: фиксируем съемником крыльчатку, отворачиваем гайку, снимаем вариатор с оси. После снятия, вариатор полностью разбираем и проверяем все его детали на износ

На двигателе 157QMJ за вариатором стоит шестерня кикстартера. Ее не так просто снять, но если вы собираетесь впоследствии половинить двигатель — снять ее придется.


Снятие поршневой

Очищаем и обдуваем разъемы цилиндра, головки блока цилиндров и крышки клапанов. Отворачиваем на крышке клапанов болтики и снимаем ее с головки

Отворачиваем гайки и болты на головке блока цилиндров

Снимаем постель распределительного вала. Постель распределительного вала практически не подвержена износу. После снятия ее достаточно отмыть и проверить на наличие трещин

Снимаем цепь с распределительного вала и вынимаем его из постели. У распределительного вала есть два проблемных момента на которые стоит обратить внимание: износ опорных подшипников и рабочих поверхностей кулачков

Цилиндр, головка и постель распределительного вала центрируются относительно друг друга с помощью направляющих втулок. Эти втулки имеют свойства выпадать из гнезд и потом попробуй ее найди. Чтобы этого избежать — сразу вынимайте втулки и убирайте их куда-нибудь подальше. Здесь и далее втулки будут обозначены стрелками.

Снимаем головку блока цилиндров. Головка блока цилиндров является самой уязвимой деталью двигателя и от ее состояния напрямую зависят рабочие параметры двигателя. Чтобы не иметь потом проблем: головку нужно полностью разобрать, осмотреть на наличие трещин, прирезать гнезда клапанов, поставить новые клапана, притереть клапана к седлам, поставить новые сальники и притереть плоскость на плите или профрезеровать

Снимаем цилиндр. Цилиндр сразу после снятия проверяем на износ гильзы и

Вынимаем из бобышки поршня стопорное кольцо, выталкиваем из палец, снимаем поршень. Поршень проверяем на наличие трещин и износа, особое внимание уделяем состоянию канавок под кольца и самих колец

Разборка картера: снятие коленчатого вала, цепи ГРМ

Отворачиваем болты на крышке (на 139QMB болтов меньше: 8), слегка подбиваем ее киянкой и снимаем с двигателя. Направляющие втулки картера как и в случае с головкой блока цилиндров будут отмечены стрелками. Крышки в особенно на двигателях 139QMB . Когда снимите крышку — внимательно осмотрите ее корпус и если трещины не значительные —

157 QMJ внутри выглядит более сложным

Чтобы разобрать 157QMJ нужно сделать следующее:

  • Вынуть промежуточную шестерню стартера
  • Отвернуть гайку на обгонной муфте
  • Снять цепь с масляного насоса
  • Отвернуть последний болт стягивающий картер двигателя

С 139QMB возни в разы меньше:

  • Снять шестерню масляного насоса
  • Отвернуть последний болт стягивающий картер

Берем старую тупую отвертку и с помощью молотка отворачиваем гайку обгонной муфты (резьба левая: отворачиваем строго по часовой стрелке!)


Одной из наиболее важных деталей любого скутера считается карбюратор, именно он отвечает за правильную подачу топлива, а поэтому следует иметь правильно настроенный карбюратор. Изначально производитель делает скутера, которые бы подходили под определенную климатическую обстановку, а с нашими переменами погоды топливная система может не справляться, в результате чего карбюратор работает неправильно и чаще всего не держит обороты. Именно поэтому современные скутера оснащаются различными регулировочными болтами, чтобы владелец транспортного средства смог настроить двигатель под нужные параметры, и регулировка карбюратора скутера не вызывала трудностей.

Карбюратор - это определенная деталь скутера, которая отвечает за приготовление топливной смеси, при этом смешивается бензин с воздухом. Стандартно соотношение бензина и воздуха составляет 1 к 15, поэтому любой карбюратор должен выдавать эти показатели. Также в зависимости от данного соотношения смесь может быть разной, в вышеуказанных параметрах она будет оптимальной. Но если вы хотите получить смесь, которая бы не глушила двигатель на холостых оборотах, делайте соотношение 1 к 13.

После этого можно назвать смесь «богатой». И, наконец, последний тип - бедная смесь. Это наиболее худший вариант, где соотношение топлива с воздухом составляет 1 к 17. При бедной смеси есть риск образования нагара в поршне и полная его поломка, поэтому дальше мы расскажем о том, как происходит регулировка карбюратора на скутере 4т.

Регулировка карбюратора 4-х тактного скутера

Вообще количество тактов в скутере играет не столь важную роль при регулировке, ведь жиклеры практически везде одинаковые (топливный и холостого хода), поэтому процесс происходит по индивидуальным показателям скутера.

Важно : проводиться регулировка карбюратора скутера 4т 80 кубов или другого объема только на прогретом двигателе. Также важно учитывать, что перед регулировкой обязательно карбюратор нужно разобрать и почистить от грязи.

Настройка карбюратора включает в себя несколько манипуляций:

  1. Регулировка уровня топлива;
  2. Настройка холостого хода;
  3. Регулировка качества смеси при помощи жиклера;
  4. Регулировка качества смеси, путем установки положения иглы.

Давайте начнем с наиболее простого действия - регулировки холостого хода.

Регулировка холостого хода на скутере

После того как двигатель будет прогрет можно проводить настройку холостого хода, делается это при помощи специального винта, расположенного на любом карбюраторе. Холостой ход регулируется для того, чтобы скутер правильно и бесперебойно работал при простое. Расположение винта может быть разным, это зависит от модели скутера. Например, у винт расположен по центру, с левой стороны установлен винт качества смеси.

Процесс регулировки достаточно прост, как только скутер будет заведет, вращайте винт, где при закручивании обороты будут увеличиваться, открытие жиклера уменьшает обороты. Опять же, делается регулировка только на хорошо прогретом двигателе.

Настройка уровня топлива

Данная процедура также проводиться при помощи жиклера, расположенного в самом низу на поплавковой камере. Первым делом нужно открутить данный винт, но бензин не должен выйти из трубки. Трубка располагается ниже жиклера, как правило, прозрачная. Она и показывает уровень топлива, поэтому поднимите ее в вертикальном положении. Если уровень топлива в поплавковой камере нормальный, бензина в трубке будет немного меньше бордюрчика крышки.

Важно : проверять данный показатель нужно только на прогретом заведенном двигателе.

Регулировка уровня топлива в карбюраторе скутера 4т проходит следующим образом: снимаем поплавковую камеру и находим внутри иглу. На игле есть отметки и небольшое запорное кольцо. Увеличить уровень топлива можно установкой кольца выше данного показателя, уменьшить противоположным действием.

Регулировка качества смеси на скутере

Выше мы указали, что смесь может быть оптимальной, богатой или бедной. Так вот, производители определенной модели скутера рекомендуют использовать заданные пропорции, а значит рано или поздно придется проводить регулировку. На большинстве скутеров 4т имеется регулировочный винт, в противном случае процедура происходит при помощи иглы в дроссельной заслонке. Обогащение смеси происходит путем прокрутки винта по часовой стрелке, когда винт крутиться против часовой стрелки, смесь становиться бедной. Регулировка показателя на скутерах без винта качества смеси происходит путем увеличения или уменьшения высоты иглы.

Как узнать богатая смесь или бедная?

Чтобы узнать этот показатель следует посмотреть на состояние свечи, а именно на ее электроды. При бедной смеси электроды достаточно белые и заметны следы плавления, когда смесь обогащенная, электроды слишком черные и заметен сильный нагар. Разумеется, оптимальная смесь характерна нормальным состоянием свечи.

 

Возможно, будет полезно почитать: