Назначение и общая характеристика электрооборудования. Электрическая система автомобиля

Современный автомобиль имеет сложную электронную «начинку», которая называется одним общим словом «электрооборудование». Электрооборудование транспортного средства - это его осветительные приборы, механизм запуска двигателя, охрана машины, отопитель и кондиционер и др. Электричество вырабатывается из источников (аккумулятор и генератор) и передается потребителям.

Потребителями тока в системе электрооборудования легковой машины являются: система пуска двигателя, система зажигания автомобиля, система освещения и сигнализации, контрольно-измерительные приборы и дополнительное оборудование, которое у каждого автомобиля может отличаться.

С системой зажигания двигателя мы уже познакомились ранее (см. Главу 2, раздел «Система зажигания»). Напомним лишь, что для работы двигателя внутреннего сгорания необходима свеча зажигания, дающая электрическую искру, от которой воспламеняется рабочая смесь в цилиндре (в дизельных двигателях используются свечи накаливания). А появляется эта искра благодаря наличию в автомобиле системы электрооборудования. С остальными потребителями электричества мы познакомимся в данной главе. Другими словами, далее мы узнаем о том, как возникает и используется электрическая энергия современного автомобиля.

Источники электрического тока

Электрический ток в автомобиле вырабатывается из двух источников: аккумуляторная батарея (аккумулятор) и генератор.

Задача аккумулятора (рис. 4.1) - обеспечить электричеством соответствующее оборудование автомобиля при выключенном моторе, а также при работе двигателя на небольших оборотах. Аккумулятор обычно находится в моторном отсеке на специальной металлической полке, но в некоторых моделях автомобилей он может устанавливаться и в салоне.

Аккумулятор имеет «плюс» и «минус» на соответствующих полюсах. Минусовой полюс соединен с кузовом автомобиля и обеспечивает, как говорят водители, «выход на массу». Плюсовая клемма соединена с электрической цепью автомобиля, по которой и передается электричество.

Аккумуляторная батарея включает в себя шесть отдельных аккумуляторов, находящихся в одном корпусе и последовательно соединенных между собой в единую электрическую сеть. В каждом аккумуляторе протекают электрохимические процессы, в результате которых получается ток напряжением 2 вольта. Нетрудно посчитать, что в общей сложности на полюсах аккумуляторной батареи образуется постоянный ток напряжением 12 вольт (шесть аккумуляторов по два вольта каждый).

Аккумуляторная батарея имеет маркировку установленного образца. Например, маркировка 6СТ-60А расшифровывается так:

6 - количество аккумуляторов в аккумуляторной батарее (для всех легковых автомобилей эта цифра неизменна);

СТ - тип аккумуляторной батареи, в данном случае - стартерная, позволяющая запускать двигатель с помощью мощного потребителя электроэнергии (стартера);

60 - емкость аккумуляторной батареи, которая измеряется в ампер-часах (в рассматриваемом примере - 60 ампер-часов);

А - обозначение материала, из которого изготовлен корпус аккумуляторной батареи (в рассматриваемом примере - полипропилен).

Чем больше мощности требуется для запуска двигателя, тем большей емкостью должна обладать аккумуляторная батарея. Для стандартных советских «Жигулей» использовались батареи емкостью 55 ампер-часов. А вот для запуска дизельных двигателей такого аккумулятора может не хватить - им необходимо хотя бы 60–65 ампер-часов.

Обычно новый аккумулятор служит в течение 6–7 лет. После этого он подлежит замене, хотя иногда можно продлить срок его службы путем периодической подзарядки с помощью специального зарядного устройства.

Генератор (рис. 4.2) представляет собой источник электрического тока, обеспечивающий электричеством всех потребителей при работе двигателя на больших и средних оборотах. Кроме этого, важнейшей функцией генератора является подзарядка аккумуляторной батареи (тоже при работающем двигателе). Без генератора новый аккумулятор очень быстро разрядится и его использование станет невозможным.

В электрическую цепь автомобиля генератор подключается параллельно аккумуляторной батарее. Следовательно, снабжать потребителей электрическим током и заряжать аккумулятор он будет только тогда, когда напряжение, которое он вырабатывает, будет больше напряжения, выдаваемого аккумуляторной батареей. Это происходит тогда, когда мотор автомобиля работает на оборотах выше холостых: ведь напряжение электрического тока, который производится генератором, напрямую зависит от скорости вращения ротора генератора, имеющего привод от двигателя.

Следует отметить, что иногда напряжение вырабатываемого генератором электрического тока может быть больше, чем необходимо. Для предотвращения такой ситуации в автомобиле используется специальный прибор, который называется регулятор напряжения. Этот прибор функционирует в паре с генератором, ограничивая напряжение производимого им тока и регулирование его в районе 13,6-14,2 вольта. Регулятор напряжения может быть вмонтирован в генератор, а может располагаться в моторном отсеке отдельно от генератора.

Для крепления генератора на двигателе имеется специально предназначенный кронштейн. Генератор имеет привод от коленчатого вала двигателя посредством ременной передачи. На многих машинах с помощью одного ремня создается привод от коленвала на генератор, постоянно работающий вентилятор и на водяной насос (помпу), т. е. все эти агрегаты работают как бы в одной связке, хотя и выполняют совершенно разные функции. Однако это не обязательно - часто генератор имеет отдельный приводной ремень. В любом случае, нужно периодически проверять натяжение ремня и при необходимости регулировать его путем отклонения корпуса генератора. Помните, что недостаточно натянутый ремень, во-первых, издает при работе неприятные свистящие и скрипящие звуки, а во-вторых - быстро выходит из строя.

На панели приборов любого автомобиля обязательно имеется красная лампочка заряда аккумуляторной батареи. Она всегда загорается при включении зажигания и гаснет после запуска двигателя. Если же при работающем двигателе лампочка не погасла - это свидетельствует о проблемах в системе электропитания (вероятно, вышел из строя генератор).

Приборы освещения и сигнализации

Приборы освещения предназначены для обозначения габаритов транспортного средства при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, а также для освещения дороги и внутренних помещений автомобиля (моторный отсек, салон, багажник). Приборами освещения являются фары (блок-фары), лампы освещения номерного знака, лампы освещения салона, лампа освещения багажника, лампа освещения моторного отсека (подкапотного пространства) и задние фонари.

Блок-фара (рис. 4.3) состоит из корпуса, рассеивателя и отражателя. Внутри корпуса находится лампа, вставленная в гнездо, которая может работать в двух режимах: ближний свет фар и дальний свет фар. Ближний или дальний свет включается с помощью находящегося в салоне переключателя. Также внутри блок-фары имеется лампочка габаритного огня, которая предназначена для обозначения габаритов автомобиля при наличии такой необходимости (для включения габаритов также имеется тумблер).


Современные блок-фары часто содержат также лампочку указателя поворота, но она может располагаться и отдельно - здесь все зависит от конкретной модели автомобиля.

Задние фонари (рис. 4.4) в современных машинах также, как правило, выполняются в одном корпусе.


Задний фонарь включает в себя:

Лампы стоп-сигналов (включаются автоматически при нажатии водителем педали тормоза, и выключаются при отпущенной педали);

Лампы заднего хода (загораются автоматически при включении водителем задней передачи, и гаснут при ее выключении);

Указатели поворотов;

Габаритные огни.

Указатели поворотов водитель включает и выключает с помощью специального переключателя, который обычно находится на рулевой колонке. Все одновременно указатели поворотов работают при включении водителем аварийной сигнализации (для этого предназначена специальная кнопка). Порядок применения аварийной световой сигнализации регламентируется действующими ПДД.

Звуковой сигнал - это прибор сигнализации, предназначенный для звукового оповещения других участников дорожного движения о грозящей опасности. Он приводится в действие нажатием специальной кнопки или клавиши, расположенной, как правило, на рулевом колесе. Порядок применения звукового сигнала прописан в ПДД.

Система пуска двигателя

Для включения двигателя предназначена система пуска двигателя, состоящая из замка зажигания, стартера с тяговым реле, механизма привода стартера и реле включения стартера.

Запуск двигателя осуществляется с помощью стартера (рис. 4.5).


Этот прибор представляет собой электрический двигатель постоянного тока. Когда водитель поворачивает в замке зажигания ключ в положение «Запуск», то электрический ток через реле подается от аккумуляторной батареи на обмотки стартера. В результате срабатывает тяговое реле, специальная шестерня стартера входит в зацепление с маховиком двигателя и проворачивает его. Поскольку зажигание уже включено, то двигатель заводится и начинает работать.

Отметим, что стартер используется исключительно для запуска двигателя; все остальное время этот прибор «отдыхает». Процесс работы стартера можно условно разделить на три ключевых этапа.

Вначале специальная шестерня, расположенная на валу якоря стартера, входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя (это возможно благодаря механизму привода). Визуально это можно представить следующим образом: возьмите две шестерни, одна из которых будет иллюстрировать зубчатый венец маховика, а другая - шестерню стартера, и введите их в зацепление. Если провернуть «шестерню стартера», то непременно провернется и «зубчатый венец маховика».

Далее вал стартера вместе с шестерней, зацепившейся с маховиком, начинает вращаться, в результате чего маховик проворачивается, а следовательно - проворачивается и коленчатый вал двигателя, после чего тот запускается.

Затем, когда водитель завел двигатель и отпустил ключ в замке зажигания, выключив стартер (ключ в положении «Запуск» можно удержать только силой, поскольку он автоматически возвращается обратно), шестерня стартера выходит из зацепления в сторону (зубья шестерни останутся на том же уровне, но только в стороне). В таком положении она находится все время, когда двигатель работает или выключен, и входит в зацепление с маховиком только тогда, когда водитель повернет ключ зажигания в положение «Запуск».

Помни об этом.

Сразу после запуска двигателя необходимо выключить стартер, отпустив ключ в замке зажигания. Принудительное удержание ключа при работающем двигателе в положении «Запуск» может быстро вывести стартер из строя: тяжелый вращающийся венец маховика как минимум просто «перемелет» шестерню стартера. Не исключено, что стартер получит и другие повреждения (сгорит тяговое реле и др.). По этой же причине ни в коем случае нельзя включать стартер при работающем двигателе.

При правильном использовании стартер является довольно надежным прибором, который может служить на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля.

Контрольно-измерительные приборы

Для оперативного информирования водителя о состоянии важных узлов и агрегатов автомобиля, текущем скоростном режиме, наличии топлива, количестве пройденного пути и прочих важных факторах в автомобиле предназначены контрольно-измерительные приборы (сокращенно КИП). КИП располагаются в месте, удобном для взгляда водителя, а именно - на панели приборов (приборном щитке), находящейся сразу за рулевым колесом (рис. 4.6).


Типичная панель приборов содержит контрольные лампы, одометр (счетчик пробега, причем отдельно для общего и суточного пробега), датчик температуры охлаждающей жидкости, спидометр, датчик уровня топлива и указатель оборотов работы двигателя (тахометр). Также панель приборов может включать в себя и другие КИП - это зависит от модели автомобиля.

Это должен знать каждый.

Для всех КИП действует общее правило: при работающем моторе ни в коем случае не допускается свечение любой красной лампочки (индикатора) либо нахождение стрелки любого указателя в красном секторе. Такие показания КИП информируют водителя о наличии серьезных неполадок в соответствующем агрегате, и до их устранения эксплуатировать автомобиль нельзя.

Контрольные лампы предоставляют водителю сведения о текущем состоянии систем, узлов и агрегатов. В частности при включении зажигания загораются красные лампы зарядки аккумулятора и давления масла - они должны погаснуть после запуска двигателя. Если автомобиль стоит на «ручнике», то на панели приборов при включенном зажигании будет гореть соответствующая красная лампочка, которая погаснет только после отключения стояночной тормозной системы.

При включении ближнего или дальнего света фар на приборном щитке зажигаются лампы, соответственно, зеленого и синего цветов. Когда водитель включает указатель поворота или «аварийку», на панели приборов начинает мигать соответствующий индикатор, что сопровождается характерными звуковыми щелчками.

Тахометр (рис. 4.7) показывает, какое количество оборотов в минуту совершает коленвал двигателя при текущем режиме работы. Обычно оно измеряется в тысячах, поэтому циферблат содержит цифры 1, 2, 3 и т. д., и когда стрелка указывает на какую-то цифру, следует умножать ее на 1000.


Датчик уровня топлива (рис. 4.8) информирует водителя о количестве топлива, имеющегося в топливном баке в данный момент. Когда топлива остается слишком мало, стрелка приближается к красному сектору, а во многих машинах при этом дополнительно загорается соответствующая лампа (иногда она выглядит как бензоколонка). Не стоит игнорировать тревожные показания датчика - в противном случае вы рискуете заглохнуть на дороге из-за отсутствия топлива в топливном баке.


Одометр показывает количество пройденных автомобилем километров, причем в современных машинах отдельные счетчики предназначены для общего и для суточного (или за любой произвольный интервал времени) пробега.

Спидометр (рис. 4.9) - это прибор, который информирует водителя о текущем скоростном режиме (попросту говоря, с какой скоростью в данный момент движется автомобиль). Показания данного прибора исключительно важны для выбора правильной скорости и для предотвращения нарушения скоростного режима, установленного на данном участке дороги действующими Правилами дорожного движения.


Датчик температуры охлаждающей жидкости (см. рис. 4.8) информирует водителя о том, нормально ли функционирует система охлаждения двигателя. Ранее мы уже говорили, что рабочая температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80–90 градусов по Цельсию. Если стрелка датчика перешла в красный сектор - значит, температура жидкости приближается к 100 градусам либо уже достигла ее. В такой ситуации следует немедленно выключить мотор и дать ему остыть.

Дополнительное оборудование современного автомобиля

Дополнительное оборудование автомобиля предназначено, в основном, для улучшения комфортности и удобства поездки, а также для обеспечения необходимых условий движения. Среди наиболее распространенных видов дополнительного оборудования можно отметить: отопитель салона, кондиционер, магнитолу, стеклоочиститель и стеклоомыватель, устройства подогрева стекол, зеркал и сидений, электрические подъемники стекол и сидений, электрический корректор фар, очиститель и омыватель фар, холодильник, систему спутниковой сигнализации и др.

Отопитель салона по-простому называется «печка», без него в большинстве российских регионов можно эксплуатировать автомобиль не более трех-четырех месяцев (иначе можно просто замерзнуть). Также отопитель применяется для обдува стекол, устраняя появившийся на них конденсат (так называемое «запотевание»). Когда перегревается двигатель автомобиля, иногда помогает включение печки на полную мощность.

Стеклоочиститель и стеклоомыватель обеспечивают видимость во время движения в дождь или снегопад, а также при езде по грязным дорогам.

Учтите.

ПДД запрещают эксплуатацию транспортного средства, если у него не работают конструктивно предусмотренные стеклоочистители и стеклоомыватели.

Системой подогрева стекол и зеркал оборудованы далеко не все машины (это не касается заднего стекла - оно у всех современных автомобилей имеет подогрев). Эти устройства помогают быстро удалить лед и снег со стекол и зеркал автомобиля. Система подогрева сидений также имеется далеко не у всех машин, но если она есть, то зимой садиться в холодную машину будет намного приятнее.


Также популярным устройством является кондиционер. В жаркую погоду этот прибор способен превратить утомительную езду в машине под палящим солнцем в настоящее удовольствие. Особую важность наличие кондиционера имеет для людей, которые склонны к укачиванию при езде в автомобиле (например, пожилые люди или дети). С другой стороны, пользоваться кондиционером следует с осторожностью, поскольку велик риск простудиться.

Электрический корректор фар (рис. 4.11) имеют многие современные иномарки. Этот прибор позволяет водителю со своего места подкорректировать направление света фар - повыше или пониже.

Очиститель и омыватель фар не являются устройствами, которыми должен быть оборудован каждый современный автомобиль (в отличие от очистителя и омывателя ветрового стекла). Но при движении по грязным дорогам эти устройства очень удобны, поскольку позволяют очистить фары от грязи прямо во время движения.

Такой составной элемент устройства транспортного средства, как электрооборудование автомобиля, представляет собой комплекс приборов и деталей, которые вырабатывают, транслируют и выступают в роли потребителей электричества в различных системах автомашины.

Это взаимосвязанная система, в которой интегрированы э/технические и электронные схемы и комплексы, которые обеспечивают необходимый функционал мотора, трансмиссионного привода и подвески автомашины, отвечают за вопросы обеспечения безопасности при движении по дороге, четкость работы всех систем автомобиля, управления дополнительными опциями и приданием комфорта для участников передвижения.

Основные показатели питания бортовой сети автомобиля

Для подачи электроэнергии на систему электропитания автомобиля применяется почти всегда постоянный ток. На авто первой сборки применялось напряжение 6 В, сейчас - 12 В на «легковушках» и малых грузовичках и 24 В на тяжёлых дизельных грузовиках и автопоездах.

Проводку применяют однополюсную, так как в качестве провода со знаком «минус» используют т.н. «массу» - кузов и рама автомобиля из металла. Это делает проводную систему проще и дешевле, но значительно повышает возможность наступления режимов коротких замыканий.

Электропитание автомобиля

Основная масса современных авто в качестве восстановительного источника электропитания использует генератор переменного тока синхронного типа с электроприводом от основного двигателя; выработанный переменный ток с генератора транслируется на выпрямительное устройство, которое, как правило, находится в генераторе.

При выключенном моторе, для первоначального запуска силового агрегата необходимо наличие аккумулятора с соответствующей емкостью, позволяющей произвести запуск автомобиля, в том числе и в холодное время, когда требуется значительное усилие для пуска мотора. При работающем силовом агрегате генератор делает подзарядку аккумулятора.

Раньше, на автомобилях более ранней сборки, применяли генераторы постоянного тока. Особенностью работы таких генераторов является тот факт, что необходимое напряжение для подзарядки аккумулятора будет подаваться на аккумуляторную батарею только при значительных оборотах мотора, так как при небольших оборотах агрегата питание бортовых источников тока происходило от аккумуляторной батареи, что вело к вынужденному разряду банок аккумулятора.

Иногда, в случае необходимости, на авто монтируется дополнительное генераторное устройство с приводом от небольшого мотора, что позволяет обеспечивать электричеством источники потребления энергии вне зависимости от мотора автомобиля.

Электронные устройства вспомогательного назначения

К таким устройствам причисляют:

  • выключатели
  • переключатели,
  • реле,
  • предохранители,
  • колодки разъёмов.

Выключатели служат для прерывания действия электрической цепи.

Переключатели служат для изменения режимов работы.

Реле предназначены для замыкания и размыкания разных участков электрических цепей при определенных модернизациях электрических значений.
Предохранители нужны для сохранения изделий или деталей от режима короткого замыкания.
Колодки разъёмов служат для более плотного контакта электрических элементов цепи.

Световые приборы автомобиля

Приборы светового освещения авто подразделяются на наружные и внутренние приборы.

К таким потребителям относятся:

1. К приборам наружного назначения относят фары ближнего и дальнего света, «габариты», «поворотники» с повторителями на крыльях, которые работают также в режиме «аварийки», стоп-сигналы, фонари кормового хода, фонари подсветки номеров, «противотуманки», а иногда - лампы декоративного плана.

2. К приборам внутреннего применения определяют лампочки: подсветки салона, подкапотного типа, подсветки багажника, т.н. «бардачка», панели приборов и др.

  • Стартёр
  • Система зажигания
  • Электронный блок управления
  • Электрический усилитель руля
  • Моторы для вентиляторов, электроприводов стеклоочистителей подъёмников стекол и т. п.
  • Электросервоприводы сидений
  • Гнездо прикуривателя
  • Аудиосистема
  • Звуковой зуммер
  • Тревожная сигнализация противоугонного типа
  • Стартер служит для облегчения запуска автомобиля.

Система зажигания необходима для бесперебойной работы двигателя.

Электронный блок управления предназначен для управления всеми электронными системами автомобиля, контроля над исполнением проходящих команд и выявления кодов ошибок при работе всех систем.

Электрический усилитель руля служит для облегчения управления рулевым колесом авто, ослабляет момент сопротивления рулевого колеса при движении червяных пар в рулевых соединениях.

Моторы для вентиляторов, электроприводов стеклоочистителей подъёмников стекол и т. п. необходимы для бесперебойной работы климатических и очистительных приборов.

Электросервоприводы сидений предназначены для корректной и удобной регулировки мест для сидения, для удобной езды в автомобиле. Это необходимо для достижения меньшей усталости водителя и пассажиров при длительных поездках.

Гнездо прикуривателя необходимо для нагревания автомобильной зажигалки.

Аудиосистема, ее использование носит развлекательный характер.

Звуковой зуммер служит для подачи звукового сигнала.

Тревожная сигнализация противоугонного типа предназначена для подачи звуковых и иных сигналов для противодействия угону автомобиля.

Некоторые особенности применения электрооборудования автомобиля

Отдельные типы бытовой техники типа пылесоса могут быть подключены к проводке авто. Для этого служит специальное гнездо. Пользование гнездом прикуривателя нежелательно, т.к. может привести к поломке гнезда. Также на отдельных видах автомобилей для этих целей может быть интегрирован специальный инвертор с выходным напряжением 220 В для входа бытовых приборов.


К атегория:

Автомобили Камаз Урал

Назначение и общая характеристика электрооборудования


Электрооборудование автомобилей КамАЗ и Урал - это сложный комплекс приборов, объединенных в самостоятельную электрическую систему, состоящую в свою очередь из систем электроснабжения, пуска, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, звуковой сигнализации, отопления и вентиляции.

Система электрооборудования однопроводная, отрицательный полюс источников электроэнергии и потребителей соединен с «массой» автомобиля. Соединение отрицательного зажима аккумуляторной батареи с корпусом автомобиля производится дистанционным выключателем «массы».

Система электроснабжения предназначена для обеспечения электроэнергией потребителей. Источниками электроэнергии являются две аккумуляторные батареи повышенной емкости, соединенные между собой последовательно, и генератор, подключенный параллельно аккумуляторным батареям.

Соединяются агрегаты и приборы электрооборудования проводами различного сечения с полихлорвиниловой изоляцией. Провода, входящие в пучки, для облегчения их нахождения и удобства при монтаже имеют разные цвета. Соединение проводов между собой и присоединение к приборам осуществляются штепсельными разъемами.

Принципиальная схема электрооборудования автомобиля дана на рис. 3.1.

Особенностью схемы является наличие реле отключения обмотки возбуждения генератора при работе электрофакельного устройства. Кроме того, в рабочем положении ключа выключателя приборов и стартера обесточивается кнопка 60 выключателя «массы», что предотвращает случайное выключение батарей автомобиля при работающем двигателе. Выключать батареи можно только после отключения генератора от системы электрооборудования установкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение.

Система пуска и предпусковой подготовки двигателя состоит из стартера, дополнительного реле стартера, реле блокировки стартера (РБС) выключателя приборов и стартера, дублирующего выключателя стартера, розетки внешнего пуска и электрофакельного устройства.

Система световой сигнализации предназначена для оповещения водителей других транспортных средств о совершении маневра или торможения, а также для сигнализации о состоянии узлов автомобиля, влияющих на безопасность движения. Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем при рабочем положении выключателя приборов и стартера. В цепи питания указателей поворота имеется контактно-транзисторное реле, обеспечивающее прерывистое свечение указателей поворота автомобиля и прицепа. О работе указателей свидетельствуют лампы (отдельно автомобиля и прицепа) в блоке 36 контрольных ламп.

При включении аварийной световой сигнализации мигают все правые и левые указатели поворота, установленные на автомобиле и прицепе, а также контрольные лампы, вмонтированные в ручку выключателя аварийной сигнализации. Контрольные лампы указателей в блоке контрольных ламп при этом могут не гореть.

Сигнал торможения в лампах задних фонарей включается при срабатывании тормозных механизмов колес. В этом случае замыкаются контакты пневматического датчика 66 сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле и загораются лампы сигналов торможения задних фонарей. Сигнал торможения включается и при включении стояночного тормоза. При этом замыкаются контакты датчика, установленного в третьем контуре пневмопривода тормозов, и загорается контрольная лампа в блоке. В цепи питания контрольной лампы включения стояночного тормоза установлено реле-прерыватель, вследствие чего лампа горит прерывистым светом. Одновременно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей. Эти цепи защищаются термобиметаллическим предохранителем и включены в цепь источника питания через амперметр, минуя выключатель приборов и стартера. Сигнализация о состоянии тормозной системы выведена в общий блок контрольных ламп, установленный на щитке приборов, и защищается предохранителем.

Система внутреннего освещения предназначена для освещения рабочего места водителя и приборов.

Соединение всех потребителей с источником питания выполнено по однопроводной схеме, исключая плафон вещевого ящика (его отрицательный вывод подан на панель предохранителей), плафоны кабины, розетку переносной лампы.

Цепи ламп освещения щитка приборов, плафонов, подкапотной лампы, плафона платформы, розетки переносной лампы и семиконтактной розетки на раме защищаются предохранителями.

Система наружного освешрния обеспечивает безопасность движения автомобиля. Ближний и дальний свет фар и габаритные огни включаются комбинированным переключателем непосредственно от источника питания через амперметр, противотуманные фары - отдельным выключателем ВК34. Цепи ближнего и дальнего света фар защищаются отдельными предохранителями ПР310.


Рис. 3.1. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля:
1, 9- боковые повторители указателя поворота; 2, 8 - передние фонари; 3, 7 - фары; 4.6 - противотуманные фары; 5 - фонари аЕТопоезда; J0 - реле нагревателя топлива; 11 - транзисторный коммутатор высокого напряжения; 12 - пусковой подогреватель; 13 - термореле электрофакельного подогревателя; 14 - электрический сигнал; 15-подкапотная лампа; 16 - реле включения факельных свечей; 17-электродвигатель насосного подогревателя; 18 - реле включения сигналов; 19 - электродвигатель отопнтеля; 20-электромагнит включения пневмосигналов; 21 - реле сигнала торможения; 22. 84 - штепсельные розетки переносной лампы; 23 - реле включения стартера; 24 - зуммер; 25 - реле-прерыватель контрольной лампы включения стояночного тормоза; 26 - датчик указателя температуры жидкости; 28 - датчик контрольной лампы аварийного перегрева жидкости; 29 - контактор; 30 - реле-прерыватель указателей поворота; 31 - блок предохранителей; 32 - датчик указателя давления масла; 33 - датчик контрольной лампы аварийного падения давления масла; 34- реле отключения обмотки возбуждения генератора; 35 - электромагнит включения пневмосигналов; 36. 39 - блоки контрольных ламп; 37 - тахометр; 38 - спидометр; 40 - дублирующий выключатель стартера; 41- предохранитель; 42 - контактор электродвигателя подогревателя; 43- стартер; 44- включатель электромагнита моторного тормоза; 4S - включатель фонарей заднего хода; 46 - датчик указателя уровня топлива; 47 - датчик падения давления в воздушных баллонах передних тормозов; 48 - указатель температуры жидкости; 49- указатель уровня топлива; 50 - амперметр; 51 - указатель давления масла; 52 - лампа освещения шкалы манометра; 53-переключатель режимов работы двигателя отопителя; 54-переключатель; 55- регулятор напряжения; 56 - включатель фонарей автопоезда; 57 - включатель противотуманных фар; 58 - включатель плафона; 59- включатель аварийной световой сигнализации; 60 - кнопка дистанционного управления выключателем «массы»; 61 - выключатель приборов и стартера; 62 - реостат ламп освещения приборов; 63- выключатель электрофакельного подогревателя; 64, 71 - плафоны; 65 - датчик сигнализации блокировки межосевого дифференциала; 66 - включатель ламп сигналов торможения; 67, 70 - факельные свечи; 68 - электромагнит топливного клапана электрофакельного подогревателя; 69 - комбинированный переключатель света; 72 - выключатель предпускового подогревателя; 73 - выключатель «массы»; 74- аккумуляторная батарея; 75 - датчик сигнальной лампы стояночного тормоза; 76 - датчик падения давления воздуха в баллонах стояночного тормоза; 77- датчик падения давления воздуха в баллонах задних тормозов; 78- датчик падения давления воздуха в баллоне для питания потребителей; 79 - датчик тахометра; 80 - реле штепсельной розетки прицепа; 81 - датчик спидометра; 82 , 88 - задние фонари; 83, 87 - фонари заднего хода; 85 - штепсельная розетка прицепа с напряжением 24 В; 86 - штепсельная розетка прицепа с напряжением 12 В


К атегория:

1Отечественные автомобили

Общая схема электрооборудования автомобиля


Контрольные приборы, звуковой сигнал, электродвигатели, радиоприемник и другие приборы, не имеющие индивидуальной (встроенной) защиты, защищаются плавкими предохранителями.


Рис. 1. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ -130: 1 - реле-регулятор, 2 - генератор, 3 - амперметр, 4 - аккумуляторная батарея, 5 - реле стартера, 6 - стартер СТ130-А1, 7 - замок зажигания, 8 - сопротивление добавочное, 9- катушка зажигания, 10- коммутатор транзисторный, 11 - распределитель, 12 - свеча зажигания, 13 - блок биметаллических предохранителей, 14 - переключатель электродвигателя отопителя, 15 - сопротивление электродвигателя отопителя, 16 - электродвигатель отопителя, 17 - реле-прерыватель указателей поворота, 18 - фонарь контрольной лампы, 19 - фонарь контрольной лампы аварийного перегрева воды, 20 - датчик температуры, 21 - указатель уровня топлива, 22 - датчик указателя уровня топлива, 23 - указатель температуры воды, 24 - датчик указателя температуры воды, 25- фонарь контрольной лампы аварийного падения давления масла, 26--контакт манометра, 27- переключатель указателей поворота, 28 - выключатель сигнала торможения, 29, 30 - фонари задние, 31-подфарник, 32 - фара, 33 - переключатель света, 34 - фонарь подкапотный, 35 - выключатель плафона, 36 - плафон, 37 - переключатель света ножной, 38 - патрон контрольной лампы дальнего света фар, 39 - патроны ламп освещения приборов, 40 - предохранитель биметаллический, 41 - розетка штепсельная, 42-сигнал звуковой, 43 - кнопка звукового сигнала (входит в комплект рулевой колонки), 44 - розетка штепсельная, 45 - фонарь повторителя указателя поворота

Цепи зажигания и пуска не защищаются от коротких замыканий, чтобы не снижать их надежность в эксплуатации.

Тепловые предохранители подразделяют на предохранители многократного и однократного действия. При перегрузке или коротком замыкании в цепи контакт предохранителя многократного действия пульсирует, включая и выключая цепь. Контакты предохранителя однократного действия в этих случаях размыкаются. Включают предохранитель (замыкают контакты) нажатием кнопки.

Плавкие вставки предохранителей заменяют после устранения причин, вызвавших короткое замыкание. При замене плавкой вставки используют проволоку только соответствующего сечения. Например, при максимальном токе предохранителя 10 А медный луженый провод плавкой вставки должен иметь диаметр 0,26 мм (для 15 А соответственно 0,37 мм). Категорически запрещается применять более толстую проволоку («жучки») или заводские предохранители, рассчитанные на больший номинальный ток.

С целью предупреждения неисправностей электропроводки рекомендуется:
— периодически очищать провода, винтовые и штекерные клеммы от грязи и влаги;
— уделять особое внимание состоянию винтовых и штекерных соединений, не допуская их коррозии, окисления и ослабления соединений. Для предупреждения окисления контактных поверхностей соединений используется смазка литол и т. п.;
— регулярно проверять падение напряжения на участках цепей и контактных соединениях основных потребителей электроэнергии.

Большая часть неисправностей электрооборудования автомобилей возникает вследствие несвоевременного и некачественного технического обслуживания.

Основными неисправностями в бортовой сети являются:
— обрыв в цепи источников и потребителей электрической энергии;
— чрезмерное снижение напряжения в цепи источников и потребителей электрической энергии;
— короткое замыкание проводов и изолированных деталей и узлов приборов на корпус (массу) автомобиля.

Поиск причины неисправности целесообразно начинать с проверки рукой надежности крепления наконечников проводов на выводах электрических устройств, ибо значительная часть неисправностей в системе электрооборудования возникает при ослаблении крепления этих наконечников. При этом повышается сопротивление в цепи, увеличивается температура выводов, а при движении автомобиля вследствие вибрации даже нарушается контакт в цепи.

Обрыв в цепи источников и потребителей электрической энергии возникает вследствие расплавления плавкого предохранителя, размыкания контактов в термобиметаллическом предохранителе, разрыва проводов, непрочного крепления наконечников проводов на выводах, нарушения контакта в штекерном соединении проводов, нарушения контакта в выключателях и переключателях, обрыва цепи в потребителях (перегорание нити накаливания в лампе, перегорание дополнительного резистора или обмотки электродвигателя и т. п.).

В связи с широким применением электроники на автомобилях большое распространение получили плавкие предохранители, которые устанавливаются в отдельных колодках или блоках. При поиске неисправности в цепи удобно пользоваться схемами и таблицами с перечнем потребителей, защищенных пронумерованными предохранителями (таблицы приведены в заводских инструкциях по эксплуатации автомобиля). Для того чтобы убедиться в исправности предохранителя, необходимо включать поочередно потребители, защищенные этим предохранителем. Если хотя бы один потребитель работает, предохранитель исправен.

Если расплавилась вставка предохранителя, то перед заменой ее новой необходимо устранить неисправность, вызвавшую расплавление вставки. Если нет запасной вставки, можно к контактам вставки припаять медный провод диаметром 0,18 мм на силу тока 6 А, 0,23 мм - на 8 А; 0,26 мм - на 10 А, 0,34 мм - на 16 А, 0,36 мм - на 20 А.

Перед установкой новой вставки необходимо подогнуть клеммы держателя, что обеспечит надежный контакт в соединении вставки и держателя. На примере несложной схемы электрооборудования автомобиля ГАЗ -бЗА рассмотрим поиск обрыва проводов и других неисправностей бортовой сети (рис. 2). Например, не горят лампы фар.


Рис. 2. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ -63А: 1 -датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 2- датчик указателя манометра давления масла в системе смазки; 3- прерыватель-распределитель; 4 - транзисторный коммутатор; 5 - датчик сигнализатора перегрева двигателя; 6 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя; 7 - дополнительные резисторы; 8- реле включения стартера; 9- прерыватель указателей поворота; 10 - контрольная лампа включения дальнего света фар; 11 - подкапотная лампа; 12 - переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 13-переключатель указателей поворота; 14 - выключатель стоп-сигнала; 15 - ножной переключатель света; 16 - центральный переключатель света; 17-штепсельная розетка для переносной лампы; 18, 19 - термобиметаллические предохранители; 20-выключатель зажигания; 21 - электродвигатель отопителя; 22 - выключатель лампы плафона; 23 - датчик уровня топлива; 24 - лампы освещения контрольно-измерительных приборов; 25 - штепсельная розетка прицепа

Рассмотрим путь тока в цепи фар. Плюсовый вывод аккумуляторной батареи - клемма тягового реле стартера - амперметр - клемма «АМ» выключателя зажигания 20 - предохранитель 18-клемма «1» главного переключателя света 16 - клемма «4» переключателя 16 - клемма ножного переключателя света 15 - выводная клемма ножного переключателя (одна из двух в зависимости от положения переключателя) - клемма соединительной панели (колодки) - нить накаливания ламп фар - корпус автомобиля - минусовый вывод аккумуляторной батареи.

Для определения обрыва в этой цепи подключают один провод от контрольной лампы* или вольтметра на корпус автомобиля, а концом другого провода касаются поочередно клемм потребителей, приборов, переключателей и соединительных панелей, входящих в эту цепь, начиная от плюсового вывода аккумуляторной батареи, в последовательности рассмотренного пути тока. Перед подключением контрольной лампы на клемму «4» главного переключателя света нужно установить рукоятку переключателя в положение II. При подключении контрольной лампы к выводу ножного переключателя необходимо 2-3 раза нажать на его шток.

Когда контрольная лампа погаснет (или стрелка вольтметра отклонится к нулю), это укажет, что цепь имеет обрыв на участке от предыдущего места касания провода контрольной лампы (вольтметра) до этого места проверяемой цепи.

Обрыв провода можно определить и другим способом. Для этого нужно отсоединить концы проверяемого провода и подключить его последовательно с лампой (или вольтметром) к аккумуляторной батарее. При наличии обрыва контрольная лампа не будет гореть.

В случае необходимости проверяют исправность ламп, не вынимая их из фар. Для этого проводником соединяют плюсовый вывод аккумуляторной батареи с соответствующей клеммой соединительной панели, к которой подключены проводники от проверяемых ламп. Исправная лампа будет гореть.

При исправной лампе в фаре, она, как и контрольная, будет гореть с неполным накалом. Контрольная лампа горит с полным накалом в случае замыкания на корпус электрической цепи в фаре.

Внимание!

Категорически запрещается проверка исправности цепей потребителей электрической энергии автомобиля «на искру», т. е. замыканием провода на корпус, так как даже кратковременное короткое замыкание может вызвать повреждение полупроводниковых приборов электрооборудования, печатных плат монтажных блоков и т. п.

Недопустимое падение напряжения в цепях потребителей создается вследствие увеличения сопротивления в местах крепления наконечников проводов на клеммах источников и потребителей электрической энергии, приборов, соединительных панелей, а также в штекерном соединении проводников. Сопротивление возрастаетиз-заокисления контактирующих поверхностей деталей, а также нарушения прочности крепления наконечников проводов.

Например, при окислении выводов аккумуляторной батареи и наконечников стартерных проводов, на выводах батареи вследствие резкого увеличения сопротивления в цепи, даже при исправном состоянии стартера и батареи, значительно снижается сила тока в цепи, а поэтому уменьшается крутящий момент на шестерне привода стартера и частота вращения якоря. В результате не обеспечивается пусковая частота вращения коленчатого вала двигателя и он не пускается.

Другой пример. В случае нарушения контакта в соединении проводов на выводах, окисления или неплотного прилегания контактов в переключателях света лампы не горят или значительно снижают силу света. Аналогичные явления создаются и в других цепях бортовой сети автомобиля. Как правило, в местах ослабленного крепления проводов увеличивается нагрев, что служит признаком этой неисправности. Повышение температуры деталей ускоряет их окисление. Падение напряжения в вольтах в различных цепях потребителей электрической энергии определяют так. Сначала замеряют напряжение на выводах аккумуляторной батареи, затем, например, на клеммах соединительных панелей в цепи освещения и световой сигнализации. Разность напряжения на источнике и на клеммах соединительных панелей и будет величиной падения напряжения в исследуемой цепи.

Допустимое падение напряжения в электрической цепи фар, подфарников, указателей поворота, ламп световой сигнализации не должно быть более 0,9 В для 12-вольтной и 0,6 В-для 24-вольтной системы. На каждом клеплении наконечников проводов падение напряжения не должно превышать 0,1 В.

Замыкание проводников и деталей аппаратов и устройств электрооборудования на корпус автомобиля возникает из-за разрушения изоляции при механическом или тепловом повреждении ее. Так как проводники, соединяющие источники и потребители электрической энергии, обладают очень малым сопротивлением, то при замыкании их на корпус автомобиля по ним пойдет ток большой силы, вследствие чего предохранитель разомкнет цепь. Если она предохранителем не защищена, то происходит разрушение изоляции и плавление проводников и тепловое повреждение амперметра. При этом может возникнуть пожар.

Для определения замыкания провода на корпус автомобиля необходимо отсоединить концы проверяемого провода от выводов и присоединить один его конец последовательно с лампой или вольтметром к плюсовому выводу аккумуляторной батареи. При наличии замыкания на корпус лампа будет светиться (тускло или ярко в зависимости от степени замыкания), а стрелка вольтметра будет показывать напряжение на выводах аккумуляторной батареи.

Отказ в работе потребителей электрической энергии, подключенных к групповому термобиметаллическому предохранителю, чаще всего происходит из-за размыкания его контактов при замыкании этой цепи на корпус автомобиля. Для проверки следует нажать на кнопку этого предохранителя, и если его контакты разомкнутся вновь, то в цепи подключенных потребителей имеется замыкание на корпус автомобиля. В этом случае надо выключить потребители, нажать на кнопку включения предохранителя, а затем поочередно включать потребители. Исправные потребители будут работать. Если при включении какого-либо потребителя произойдет размыкание контактов предохранителя, то в цепи этого потребителя имеется замыкание на корпус.

На многих современных автомобилях в бортовой сети устанавливается монтажный блок, в котором смонтированы все предохранители и большая часть различных реле. На рис. 3 изображен монтажный блок 17.3722 автомобиля ВАЗ -2108, в котором установлены предохранители (Пр1 - Пр16) и реле (К1 -КН). Здесь же имеются резисторы R1 и R2, диоды Д1 и Д2 типа КД215А, диоды ДЗ, Д4 и Д5 типа КД105Б. На блоке имеется 11 штекерных колодок (Ш1-Ш11) для подсоединения пучков проводов.


Рис. 3. Монтажный блок предохранителей и реле 17.3722 автомобиля ВАЗ -2108:


Рис. 4. Схема внутренних соединений

Если в случае возникновения неисправности есть необходимость проверить соответствующую цепь в монтажном блоке, надо по общей схеме электрооборудования автомобиля или схеме питания неисправного потребителя найти номера входов и выходов этой цепи в монтажном блоке. По схеме монтажного блока (рис. 4) можно проследить коммутацию этой цепи внутри блока. Затем, пользуясь рис. 3, б, найти на блоке эти колодки и штекеры и с помощью контрольной лампы или омметра проверить цепь. Так как в некоторые цепи включены диоды, «+» источника тока, контрольной лампы или омметра подключается к входу, а «-» - к выходу цепи. Если в проверяемую цепь входят предохранитель или реле, то для проверки цепи необходимо сначала проверить предохранитель, а вместо реле установить перемычки: одну вместо контактов и другую вместо катушки.

Запись, например, Ш1-2 означает: штекерная колодка № 1, вывод № 2. Запись К1.15-К11 в столбце «Контакты…» означает, что нужно соединить между собой перемычкой штекеры «15» и «1» гнезда реле К1. Перемычки можно установить и вместо неисправного реле.

Например, нужно проверить цепь ламп стоп-сигнала на автомобиле ВАЗ -2108. Найдя на общей схеме электрооборудования выключатель стоп-сигнала, видим, что к нему подходят два провода: белый и красный (пурпурный). Первый из них входит в колодку Ш4, второй - в колодку Ш2.


Рис. 5. Проверка монтажного блока контрольной лампы и омметром

Там же или по отдельным монтажным схемам, приведенным обычно в руководствах по ремонту, видим, что белый провод подключается к выводу №10, а красный - к №3. По схеме коммутации монтажного блока, также имеющейся в руководствах по ремонту, находим, что с вывода Ш4-10 подается питание и он, в свою очередь, через предохранитель Прб связан с замкнутыми выводами Ш8-5, Ш8-6 и Ш8-7, два из которых служат для подвода питания от генератора (аккумулятора). Там же находим, что через вывод Ш2-3 и далее Ш9-14 ток подается к лампам в задних фонарях.

Если предохранитель исправен (обычно в этом надо убедиться сразу, пользуясь таблицей предохранителей, находящейся, например, в «Руководстве по эксплуатации автомобиля»), подключаем контрольную лампу (рис. 5) к выводам Ш4-10 и Ш8-7 (Ш8-5, Ш8-6). Аналогично проверяем цепь монтажного блока между выводами 1JJ2-3 и Ш9-14. Если в цепи имеется обрыв, нужно разобрать блок и спаять оборванный участок платы (можно подпаять параллельно ему проводник) или заменить печатные платы.

Другой пример: нужно проверить в монтажном блоке цепь ближнего света правой фары ВАЗ -2108. По таблице предохранителей находим, что нить ближнего света этой фары защищена предохранителем Пр 16. На рис. 4 видно, что этот предохранитель с одной стороны имеет выход на щ5-6 и Ш7-4 (пустой), а с другой стороны связан через контакты реле КН с питанием (выводы Ш8-7, Ш8--5, Щ8-6, как и в предыдущем примере). В свою очередь, катушка реле КП связана с выводом Ш4-12 (на подру-левой переключатель света) и массой блока - выводы ШЗ-5 и Ш10-5.

Для проверки этих цепей вместо реле ставим две перемычки: 30-87; 85-86. Затем подключаем омметр к выводам Ш8-7 (Ш8-5, Ш8-6) и Ш5-6. Сопротивление должно быть близким к нулю. Аналогично подключаем омметр к выводам Ш4-12 и ШЗ-5 (Ш10-5).

Очевидно, что применение в первом примере контрольной лампы, а во втором омметра равнозначно.

На автомобиле для проверки исправности реле, например, К11 его можно заменить аналогичным, например К5. Если после замены реле фары будут включаться, то блок исправен, а замененное реле неисправно. Вместо неисправного реле можно оставить перемычку, но следует учитывать, что в этом случае будут перегружены контакты переключателя фар, что вызовет их окисление. Детальная проверка различных реле описана в соответствующих разделах книги.

К атегория: - 1Отечественные автомобили

Тема: назначение и работа основного электрооборудования автомобилей.

В этой статье, теме будут перечислены основные электрические устройства и компоненты, являющиеся составными частями практически всех автотранспортных средств. А так же вкратце и общих чертах описана их работа и назначение.

Прежде всего, правильнее было бы начать с наиболее значимого и это есть: источники электропитания. Ведь без них вся электрика в автомобиле не имеет значения. Такими источниками являются аккумулятор и электрогенератор. Именно они дают необходимую электроэнергию для работы электрического оборудования авто.

Аккумулятор - это химический источник электричества, который главным образом работает по принципу накопления и дальнейшей отдачи электроэнергии. Его заряд возможен благодаря переходу некоторых химических элементов из одного состояния в другое, а при разряде, происходит обратный процесс. Одними из важнейших характеристик аккумулятора, является его номинальная ёмкость, измеряемая в Амперах/часах и напряжение, которое в своём большинстве соответствует 12 вольтам.

Электрогенератор представляет собой устройство, похожее на электродвигатель, как внешне, так и по сути и принципиально. Он способен производить электроэнергию по средствам вращения своего якоря через ременную передачу идущую от двигателя внутреннего сгорания. Очень важным моментом является его строение. Он состоит не из обмотки и постоянного магнита, а из двух обмоток (обмотка возбуждения и рабочая обмотка), что в итоге позволяет осуществлять стабилизацию вырабатываемого им напряжения, регулируя подаваемый ток на обмотку возбуждения. Электрогенераторы работают по обычному принципу самоиндукции, а именно воздействуя на медную обмотку магнитным потоком, на её концах получаем напряжение. Аккумулятор и электрогенератор вместе образуют целостную систему электроснабжения авто.

Внимание! Кому интересен ВидеоКурс по АвтоЭлектрики вот ссылка:

Далее идёт такое электрооборудованием автомобилей, функция которых является обеспечение запуска и дальнейшая работа двигателя внутреннего сгорания, что и обеспечивает в итоге само движение автомашины. Для самого старта и дальнейшей работы, необходимы определённые условия, а именно начальная имитация рабочего режима, то есть вращение коленчатого вала в результате чего в цилиндры подаётся горючая смесь, которую необходимо воспламенить.

С тартёр - представляет собой своеобразный электрический двигатель, который совершает начальное вращение за счет энергии аккумулятора, и его основная роль заключается в первоначальном старте. Ну а далее требуется возникновение электрической искры, в результате чего распылённое топливо воспламеняется и автомобиль входит в свой рабочий режим. Для создания подобной искры, применяется такие элементы как: повышающая катушка, свечи и распределитель искры.

Повышающая катушка - это ферромагнитный сердечник, с двумя обмотками. Одна из них имеет малое число витков и служит для создания магнитного поля, вторая же намотана поверх первой и содержит большое число витков. При возникновении поля от первичной обмотки, во второй генерируется высокое напряжение, что подав на свечу получаем разряд в виде искры.

Электросвеча - это электрический компонент, который образует искру в самих цилиндрах двигателя. Она имеет контакты, к которым подсоединяются высоковольтный провод от распределителя высокого напряжения. Со стороны цилиндра же, на ней находятся электроды с малым зазором, между которых и возникает электрический искровой разряд. Между высоковольтным проводом идущим от повышающей катушки и свечами, находится распределитель, роль которого заключается в разделении и подаче высокого напряжения на определённую свечу в определенном цилиндре двигателя.

Сама же катушка может работать в том случае, когда на неё будет подаваться прерывистое (импульсное или переменное) напряжение, если просто подать питание от аккумулятора, то кроме внутреннего её нагрева, не будет нечего происходить (это важно знать). Для этой цели в автомобилях ставятся прерыватели , в виде механических устройств или электронных блоков.

И ещё что стоит отнести к основному электрооборудованию автомобилей, это звуковой сигнал и различное освещение в виде фар, поворотников, стопов, габаритов и т.д. С их работой всё в принципе ясно, обычные лампочки подключены к электропитанию через выключатели в салоне.

Всё перечисленное относится к основному электрооборудованию автомобилей, которое имеется в любом из них, все остальное же, такое как различные измерительные приборы, датчики, электростеклоподъёмники, дворники, различная автоматика и мультимедиа (аудиоаппаратура, радиостанции) и прочее, имеют второстепенный характер. Они могут быть установленными или же нет, на различные виды авто и для основной задачи автомобиля не играют первостепенной роли. Это и всё по этой теме, основное электрооборудование автомобилей, их назначение и работа.

P.S. Это был краткий обзор и общее представление об электрической составляющей любого автомобиля, более подробно каждую часть, а так же работу, виды, устройство, назначение мы рассмотрим в следующих статьях. Удачи.


 

Возможно, будет полезно почитать: