Организации, проводящие спецоценку условий труда

Специальная оценка условий труда была введена в действие Федеральным Законом № 426, который был принят 28.12.2013 года (далее Закон). Эта незнакомая для работодателя процедура призвана заменить ранее проводимую аттестацию рабочих мест. Как только Закон вступил в силу, от работодателя требуется забыть о старой методике и перейти на новую.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) рассчитана на всех работодателей: предприятия любых организационно-правовых форм и форм собственности, различных экономических сфер, всех размеров, а также частных предпринимателей.

Аккредитованная компания ООО «Центр технической экспертизы и сертификации» проводит идентификацию потенциально вредных и опасных факторов на рабочих местах.

ООО «Центр технической экспертизы и сертификации» внесен в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, формируемый Министерством труда, номер в реестре 2541. Сайт реестра: https://akot.rosmintrud.ru/ . Обращайтесь к нам по телефону в Москве: 8 495 646 12 76 или отправьте заявку с сайта

Специальная оценка условий труда - что это?

На самом деле это комплекс следующих мероприятий:

    идентификация опасных или вредных факторов труда и производственной среды (далее ОПФ и ВПФ);

    оценка степени их воздействия;

По результатам проведенного анализа:

    работники в полной мере обеспечиваются средствами по индивидуальной, коллективной защите;

    проходят медицинские осмотры (периодические, предварительные);

    получают компенсации и гарантии, в размере, установленном ТК РФ, надбавку на «травматизм»;

    определяется дополнительная тарифная ставка по взносам, которые делаются в российский Пенсионный Фонд;

    заполняется вся необходимая документация по условиям труда, связанная с отчетностью по статистике.

Специальная оценка условий труда - какие рабочие места ей подлежат?

В законе сказано, что специальной оценке условий труда подлежат рабочие места всего штата сотрудников. НО! Как всегда из правила есть исключения! СОУТ не подлежат:

    работники, работающие в домашних условиях или дистанционно;

    сотрудники, работающие у физических лиц, не прошедших регистрацию, как индивидуальные предприниматели.

Напомним, что СОУТ подлежат сотрудники:

    профессиональная деятельность, которых связана с установками, машинами, механизмами, оборудованием, транспортными средствами, аппаратами, устройствами;

    эксплуатирующих, обслуживающих, испытывающих, ремонтирующих и осуществляющих наладку;

    работающих с опасными источниками, способными оказывать на него вредное воздействие;

    использующих механизированный, электрифицированный или другой ручной инструмент;

    осуществляющих перемещение, хранение и использование материалов и сырья.

Из выше перечисленного становится понятно, что новую процедуру СОУТ предстоит пройти даже тем работодателям, которые ранее освобождались от аттестации рабочих мест.

Специальная оценка условий труда - кто и когда проводит?

Организация СОУТ и его оплата полностью прерогатива работодателя. Но сама оценка выполняется в тандеме: специализированная организация, приглашенная на законном основании и работодатель. Стоимость СОУТ, проводимой ИКЦ «Эксперт» рассчитывается по смете, на основе действующих на текущий момент расценок (каждый вид измерений оценивается отдельно) и объема работ (как правило, выясняется на этапе преддоговорной работы, где мы стараемся запланировать будущий комплекс работ со всеми его характеристиками).

Специальная оценка условий труда - прейскурант

Наименование вида работы Содержание работы Цена, рублей

Идентификация потенциально опасных и (или) вредных ПВ на рабочих местах, в том числе и составление перечня рабочих мест, а также выявление групп аналогичных рабочих мест.

Составление отчета о проделанной работе, в том числе сводной ведомости и карт СОУТ, перечня мероприятий по улучшению условий труда и его охране.

Измерение степени вредных факторов производственной среды

Микроклимат: относительная влажность, температура и скорость движения воздуха

Комплекс измерений, проводимых на одном РМ с последующим оформлением протокола

Инфракрасное (тепловое) излучение, тепловая нагрузка среды (ТНС-индекс)

Ультрафиолетовое излучение

Измерение фактора на одном РМ, составление протокола

Ультразвук

Измерение фактора на одном РМ, составление протокола

Инфразвук

Измерение фактора на одном РМ, составление протокола

Измерение фактора на одном РМ, составление протокола

9. Вибрация общая 400

Вибрация локальная

Измерение фактора на одном РМ, составление протокола

Напряженность электростатического поля

Измерение фактора на одном РМ, составление протокола

Напряженность постоянного (геомагнитного, гипогеомагнитного) поля

Измерение фактора на одном РМ, составление протокола

Напряженность электромагнитного поля промышленной частоты 50 Гц

Измерение фактора на одном РМ, составление протокола

14. Напряженность электромагнитного поля и плотность потока энергии радиочастотного диапазона Измерение фактора на одном РМ, составление протокола 380
15. Наличие заземления электрической сети Измерение фактора на одном РМ, составление протокола 50
Освещенность рабочего места при системе искусственного освещения Измерение фактора на одном РМ, составление протокола 250
17. Параметры световой среды (искусственная освещенность, коэффициент пульсации, КЕО, прямая и отраженная блескость) Комплекс измерений, проводимых на одном РМ с последующим оформлением протокола 400
18. Оценка условий труда при воздействии патогенных микроорганизмов (биологический фактор) Оценка рабочего места 250
19. Концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны (ВРЗ) Измерение одного вещества на одном РМ, составление протокола 850
Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыль) Измерение фактора на одном РМ, составление протокола 590

Оценки уровней вредных факторов трудового процесса

Напряженности

Оценка условий на одном рабочем месте, оформление протокола

Травмоопасности

Оценка условий на одном рабочем месте, оформление протокола

Обеспеченности средствами индивидуальной защиты и их реальной эффективности

Оценка условий на одном рабочем месте, оформление протокола

СОУТ проводится один раз в пятилетие, не реже. Данный срок начинает отсчитываться с даты подписи отчета о выполнении проверки. При этом наличие или отсутствие выявленных опасных и вредных факторов на это никак не влияет.

То есть даже если факторы и не были выявлены, то процедура снова повторяется ровно через пять лет. НО! Есть такие случаи, при которых специальная оценка условий труда проводится еще до момента окончания пятилетия, то есть внепланово:

    работодателю приходит предписание от государственного инспектора труда, в котором указана необходимость проведения СОУТ;

    начинают функционировать созданные заново рабочие места;

    изменяется качественный состав используемого сырья и (или) материалов, способного влиять на изменение степени воздействия ОПФ на работника;

    вносятся некоторые изменения в технологический процесс, осуществляется замена оборудования, способного изменить степень воздействия ВПФ на работника;

    появился мотивированный запрос от первичных профсоюзов или других органов, представляющих работника на проведение СОУТ;

    на производстве случился несчастный случай или выявили профзаболевание, которое было спровоцировано длительным воздействием ВПФ и ОПФ на работника;

    изменяются модели используемых средств защиты, как коллективной, так и индивидуальной.

Специальная оценка условий труда - как проводится?

Процесс прохождения СОУТ состоит из семи этапов:

Первый этап. Создание специальной комиссии

Работодатель в свободной форме издает распоряжение (приказ), которым определяет состав и алгоритм работы комиссии, причем количество членов, входящих в нее должно быть нечетным. Председателем комиссии является непосредственно сам работодатель или его официальный представитель. Кроме него в комиссии должны обязательно присутствовать специалист по ОТ и представители профсоюза предприятия.

Второй этап. Создание и утверждение графика проведения СОУТ, а также списка рабочих мест, подлежащих проверке

График утверждается руководителем путем издания распоряжения (приказа) в произвольной форме. Далее комиссия определяет список рабочих мест, где будет выполняться специальная оценка условий труда, в том числе и аналогичных (но не более 20% из них).

Третий этап. Выбор организации, которая будет выполнять СОУТ

С организацией, которую выбирает работодатель, заключается гражданско-правовой договор.

Четвертый этап. Идентификация ВПФ и ОПФ.

На этом этапе проводится сравнение выявленных факторов производственной среды с факторами, предусмотренными в классификаторе опасных и (или) вредных ПФ для соответствующего рабочего места. Сопоставляет данные эксперт специализированной организации, а полученные результаты утверждаются созданной работодателем комиссией.

Если на рабочем месте ВПФ и ОПФ не выявляются, то условия труда на нем считаются допустимыми и дальнейшие измерения не проводятся. По таким рабочим местам руководитель подает декларацию соответствия УТ требованиям нормативной базы по охране труда.

В случае обнаружения ВПФ и ОПФ комиссия выносит решение о дальнейшем проведении мероприятий по исследованию и измерению выявленных факторов.

Этап пятый. Исследования и измерения ВПФ и ПФ.

В процессе проведения этого этапа исследуют следующие факторы производственной среды:

    биологические;

    физические;

    тяжесть трудового процесса;

    химические;

    напряженность трудового процесса.

Непосредственно сами исследования и измерения выполняются в испытательном центре или лаборатории, экспертом специализированной организации, который согласно полученным результатам по показателю опасности и (или) вредности определяет условия труда на всех рабочих местах по отдельности.

Этап шестой. Подведение итогов СОУТ и ознакомление с ними сотрудников.

Специализированная организация составляет соответствующий отчет о проведении СОУТ, который визирует вся комиссия в полном составе. Затем под роспись в течение месяца работодатель ознакомляет коллектив с итогами оценивания условий труда на рабочем месте каждого из них.

Этап седьмой. Передача итогов проведения СОУТ в соответствующий уполномоченный орган.

Организация, проводившая СОУТ, обязана с 01.01.2017 года отчитываться о проделанной работе в Федеральной государственной информационной системе и в Роструд, если проверка была выполнена до 01.01.2017 года.

Не проведение специальной оценки - существует ли ответственность?

На этот вопрос ответ дает п.3 ст.11 ФЗ № 421 от 28.12 2013 г, который внес соответствующие изменения в КоАП Российской Федерации.

Административный кодекс

До 31 декабря 2013 года С 01 января 2014 года

Ст.5.27 Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1.Ответственность

Наложение на должностное лицо административного штрафа от 1 до 5 тыс.рублей, на юридическое лицо - 30-50 тыс.рублей или временное приостановление деятельности на 90 дн.

2.Ответственность

Наложение на должностное лицо административного штрафа от 1 до 5 тыс.рублей, на юридическое лицо - 30-50 тыс.рублей.

Ответственность

Прекращение деятельности сроком от 1 года до 3 лет

2.Нарушение Ст.5.27 должностным лицом уже привлекавшимся к ответственности за аналогичное административное нарушение.

Ответственность

Штраф для должностного лица - 10-20 тыс.рублей, для юридического - 50-70 тыс.рублей.

Ст.5.27 (1) Нарушение гос.требований ОТ, содержащихся в Федеральных законах и других нормативно-правовых актах РФ

1. Нарушение гос.требований ОТ, содержащихся в Федеральных законах и других нормативно-правовых актах РФ.

Ответственность

Штраф для должностного лица - 1-5 тыс.рублей, для юридического - 30-50 тыс.рублей.

2.Нарушение работодателем установленного ФЗ порядка выполнения СОУТ на рабочих местах либо ее не осуществление.

Ответственность

Штраф для должностного лица - 5-10 тыс.рублей, для юридического - 60-80 тыс.рублей.

3. Допуск к выполнению своих должностных обязанностей работников не прошедших обязательные предварительные и периодические медосмотры.

Ответственность

Штраф для должностного лица - 10-20 тыс.рублей, для юридического - 80-100 тыс.рублей.

4. Допуск к выполнению своих должностных обязанностей работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по ОТ.

Ответственность

Штраф для должностного лица - 15-20 тыс.рублей, для юридического - 110-130 тыс.рублей.

5. Не предоставление сотрудникам необходимого количества средств индивидуальной защиты.

Ответственность

Штраф для должностного лица - 20-30 тыс.рублей. для юридического - 130-150 тыс.рублей.

6. Несоблюдение требований ОТ, предусмотренных государственными нормативами по обеспечению безопасности работников во время эксплуатации сооружений, зданий, оборудования и т.д.

Ответственность

Штраф для должностного лица - 5-10 тыс.рублей. для юридического - 50-70 тыс.рублей.

7. Нарушение государственных нормативов по ОТ лицом ранее уже привлекавшимся к ответственности за аналогичное административное нарушение.

Ответственность

Штраф для должностного лица - 30-40 тыс.рублей. для юридического - 100-200 тыс.рублей.

Уголовный кодекс

До 31 декабря 2013 года С 01 января 2014 года

Ст.143 Нарушение правил по охране труда

Лицо, отвечающее за соблюдение правил охраны труда и нарушившее технику безопасности или другие правила охраны труда, в результате чего был по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью человека.

Ответственность

Штраф - до 200 тыс.рублей или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев или работами:

обязательными - сроком до 480 часов;

исправительными - сроком до 2 лет;

принудительными - сроком до 1 года или лишением свободы сроком на 1 год.

Лицо, отвечающее за соблюдение правил охраны труда и нарушившее их, в результате чего был по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью человека.

Ответственность

Штраф - до 400 тыс.рублей или лишение свободы до 1 года с лишением возможности занимать определенные должности.

Лицо, отвечающее за соблюдение правил охраны труда и нарушившее технику безопасности или другие правила охраны труда, в результате чего произошла смерть человека.

Ответственность

Принудительные работы - до 4 лет с лишением возможности заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности сроком до 3 лет.

Лицо, отвечающее за соблюдение правил охраны труда и нарушившее их, в результате чего по неосторожности произошла смерть человека.

Ответственность

Лишение свободы - до 4 лет.

Лицо, отвечающее за соблюдение правил охраны труда и нарушившее их, в результате чего по неосторожности произошла смерть двух лиц и более.

Ответственность

Лишение свободы - до 5 лет.

Специальная оценка условий труда - выгодна ли работодателям?

Результаты СОУТ определяют величину страховых взносов в ПФ РФ по доптарифу сотрудников, работающих в ВПФ и ОПФ. С реализацией нового закона планируется запустить следующий алгоритм, когда чем хуже будут условия, в которых работает сотрудник, тем взнос будет больше и наоборот. НО! В случае, когда не будут выявлены ВПФ и ОПФ, то работодателя полностью освободят от уплаты допвзносов. Подтвердить безопасность условий труда, как раз и является основной задачей СОУТ!

На протяжении уже почти двух лет, с момента введения СОУТ Информационный Консультационный центр «Эксперт» предоставляет услугу по ее проведению, причем делает это на высоком профессиональном уровне

Подробную информацию о сроках и порядке проведения СОУТ можно получить по указанным ниже телефонам в Москве:

Право проведения процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) пока еще принадлежит организациям, оказывающим (АРМ, – ред.), но с 1 января 2019 года в области оказания услуг по спецоценке должны остаться лишь специализированные организации, имеющие аккредитацию на право проведения работ по . Несмотря на то, что это совершенно новая процедура в законодательстве, Минтруд все же решил сделать плавный переход, как в отношении работодателей, так и в отношении аттестующих организаций, отсюда и продление сроков:

Цитата: ‘Мы очень корректно прописали переходные нормы. Все фирмы, которые работают на этом направлении, продолжат работать до окончания срока действия у них аттестата аккредитации. Сейчас в реестре аттестующих организаций зарегистрировано 900 таких организаций. Все они сохранят право осуществлять СОУТ’

Констатирует первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ С. Ф. Вельмяйкин в интервью «Российской бизнес-газете».

В соответствии с переходными положениями послабления были даны даже тем организациям, у которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается в 2014 году. Вне зависимости от того, в каком месяце и какого числа это произойдет, имеет право оказывать включительно до 31 декабря 2014 года. По анализу Минтруда, в указанном году у порядка 150 компаний истекает срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

Отметим, что для экспертов законом также предусмотрены переходные положения. В связи с тем, что обучение экспертов и их последующая аттестация в Минтруде занимает немало времени, положением о СОУТ разрешено исполнять обязанности экспертов лицам, работающим в организациях по трудовому договору и допущенных к работе в испытательных лабораториях по состоянию на день вступления в силу Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2014 года.

Страхование ответственности организациями по СОУТ

Каждая организация может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям и работникам, путем добровольного страхования.

При разработке федерального закона, точнее, в первой версии законопроекта, требования данного пункта имели обязательное значение для всех организаций. Без наличия обязательного страхования организациям проводить работы по СОУТ не разрешалось. Но аттестующие организации смогли отстоять свое право, и пункт закона уже стал носить добровольный характер.

Реестр организаций, проводящих спецоценку

Вся информация о деятельности организаций, проводящих СОУТ, хранится в открытом доступе на официальном сайте Минтруда в специальном реестре . В нем содержатся следующие сведения:

  • Полное наименование организации и место нахождения;
  • Основной государственный регистрационный номер;
  • Регистрационный номер записи в реестре организаций;
  • Дата внесения сведений об организации;
  • Дата принятия решения о приостановления деятельности и основания для его принятия;
  • Дата принятия решения о возобновлении деятельности с основаниями для возобновления.

В случае принятия решения о прекращении деятельности организации в области оказания услуг и работ по СОУТ, в реестре также делается запись, и приводятся законные основания для этого.

Организации, проводящие спецоценку и работодатели по мере проведения работ должны находиться в тесном сотрудничестве. Организация должна оказывать правомерные действия, работодатель – не препятствовать проведению исследований и давать все необходимые сведения и документы, характеризующие условия труда. Если одна из сторон нарушает правила, каждый из участников может отказаться от .

Главный принцип, который должна соблюдать организация по СОУТ – принцип независимости. Невзирая ни на что, результат должен быть достоверным и объективно отражать состояние условий труда на рабочих местах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Посмотрите самый актуальный реестр организаций и экспертов России, оказывающих услуги специальной оценки труда (СОУТ), который опубликован на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Для перехода на сайт Минтруда нажмите одну их кнопок:

Для чего нужен реестр СОУТ?

Реестр нужен для поиска организаций или экспертов, оказывающих услуги СОУТ, а также для проверки любой организации, чтобы узнать, имеет ли она право оказывать такие услуги или нет.

Ранее мы писали о том, что фирмы, у которых есть рабочие места должны проводить специальную оценку условий труда при создании рабочего места, и далее, с периодичностью 1 раз в 5 лет. При этом, согласно Российскому законодательству оценка не может проводиться самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию, которая имеет право оказывать услуги СОУТ. Такие организации подлежат контролю и учету со стороны государства. Учет всех организаций СОУТ осуществляется в реестре на сайте Минтруда. Вы можете воспользоваться реестром Минтруда по СОУТ, чтобы найти любую из них.

На сайте можно ознакомиться со списком организаций, проводящих специальную оценку условий труда, а также посмотреть реестр аккредитованных организаций по охране труда, осуществляющие функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

Как пользоваться реестром СОУТ?

После перехода на официальный сайт Минтруда имеется возможность:

задать критерии поиска нужной организации (эксперта) , например, если Вы знаете название организации, ИНН или номер организации (эксперта) в реестре. Для этого необходимо ввести нужное значение в соответствующее поле и нажать «НАЙТИ».

просмотреть в реестре все организации (всех экспертов) , оказывающие услуги СОУТ. Для этого достаточно прокрутить страницу вниз, и ознакомиться со списком компаний (экспертов). Этот способ не очень удобен, т.к. требует бесконечной прокрутки списка, пока не найдется нужная компания. Также имеется возможность скачать все организации в файл Excel. Для скачивания нажмите на кнопку «Экспорт в csv » .

посмотреть организации, зарегистрированные в конкретном регионе России . Для этого необходимо немного прокрутить страницу вниз и найти поле «Субъект (количество организаций)» . Выберете нужный регион и нажмите кнопку «НАЙТИ». Мы рекомендуем этот способ поиска организаций и экспертов, т.к. в этом случае Вы можете увидеть все организации в Вашем регионе проживания и выбрать одну из них для получения услуг СОУТ.


Какие сведения содержит реестр Минтруда по СОУТ?

Согласно Правилам допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 06 2014 г. N 599 в реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда вносятся следующие сведения:

— название организации и ее местонахождение, а также название и местонахождение ее филиалов (дополнительных офисов);
— ИНН;
— ОГРН;
— регистрационный номер фирмы;
— дата, когда фирма занесена в реестр Минтруда по СОУТ;
— дата, начиная с которой фирма приостановила свою деятельность по СОУТ. (Приостановка деятельности может произведена организацией самостоятельно, но чаще всего по требованию органов госнадзора, в случае, когда такая фирма не отвечает требованиям законодательства);
— дата, начиная с которой фирма возобновила свою деятельность по оказанию услуг СОУТ на основании решения органов гос. надзора;
— дата прекращения деятельности фирмы в области СОУТ. Несмотря на то, что фирма находится в списке, она не имеет право оказывать услуги СОУТ.

В реестр экспертов СОУТ вносятся следующие сведения:

— ФИО эксперта;
— данные сертификата эксперта (номер сертификата, период действия, дата выдачи и срок окончания);
— область деятельности;
— дата прекращения сертификата эксперта СОУТ.

Требования к организациям, занесённым в реестр

Согласно Постановлению от 30 июня 2014 г. № 599 в реестре аккредитованных организаций по охране труда размещаются фирмы, которые соответствуют следующим требованиям:

— фирма имеет испытательную лабораторию, которая обязательно имеет аккредитацию Федеральной службой по аккредитации;
— в фирме работают как минимум пять экспертов, прошедших сертификацию на проведение СОУТ. С каждым экспертом должен быть заключен трудовой договор. Как минимум, один из экспертов должен иметь высшее образование врача в области гигиены труда.

В реестре СОУТ экспертов размещаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям:

— эксперт должен иметь высшее образование;
— в случае отсутствия профильного образования, эксперт должен иметь подтверждение повышения квалификации по соответствующим учебным программам оценки условий труда продолжительностью не мене 72 часа.
— эксперт должен уметь оценивать условия труда и иметь опыт работы не менее 3 лет в области охраны труда, в том числе в СОУТ.

Какой закон требует ведение реестра СОУТ?

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда формируется на основании статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда N 426-ФЗ от 28 12 2013 года N 426-ФЗ.

В статье сказано, что сведения об организациях, проводящих СОУТ должны размещаться в Интернет открытым способом, чтобы любой желающий мог получить информацию. Список должен быть доступен на официальном сайте органа государственной власти ответственного за политику в области трудового законодательства (сайт Министерства труда и социальной защиты РФ).

Подытожим. Вы получили полное представление о реестре организаций проводящих специальную оценку условий труда и реестре экспертов СОУТ, которые работают в этих компаниях. Вы узнали, чем Вам может быть полезен реестр, как перейти на официальный сайт, где размещен реестр и как им пользоваться, что содержит реестр и какой закон требует его ведения.

Право проведения процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ - Спецоценка, - ред.) пока еще принадлежит организациям, оказывающим услуги по аттестации рабочих мест (АРМ, - ред.), но с 1 января 2019 года в области оказания услуг по спецоценке должны остаться лишь специализированные организации, имеющие аккредитацию на право проведения работ по СОУТ . Несмотря на то, что это совершенно новая процедура в законодательстве, Минтруд все же решил сделать плавный переход, как в отношении работодателей, так и в отношении аттестующих организаций, отсюда и продление сроков:



Цитата: ‘Мы очень корректно прописали переходные нормы. Все фирмы, которые работают на этом направлении, продолжат работать до окончания срока действия у них аттестата аккредитации. Сейчас в реестре аттестующих организаций зарегистрировано 900 таких организаций. Все они сохранят право осуществлять СОУТ’


Констатирует первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ С. Ф. Вельмяйкин в интервью «Российской бизнес-газете».

В соответствии с переходными положениями послабления были даны даже тем организациям, у которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается в 2014 году. Вне зависимости от того, в каком месяце и какого числа это произойдет, организация, проводящая АРМ , имеет право оказывать услуги по СОУТ включительно до 31 декабря 2014 года. По анализу Минтруда, в указанном году у порядка 150 компаний истекает срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ , организация, проводящая спецоценку, должна соответствовать следующим требованиям:


  • Проведение СОУТ должно быть представлено в уставных документах как один из основных видов или один из видов деятельности организации;

  • Наличие в организации не менее 5 экспертов по спецоценке условий труда, работающих по трудовому договору, причем один из них обязательно должен иметь высшее образование по специальности - врач по гигиене или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

  • Наличие структурного подразделения - аккредитованной лаборатории, имеющей право на выполнение исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды (ВОПФ, - ред.) и трудового процесса.

Организация по СОУТ вправе привлекать к работе по гражданско-правовому договору другие аккредитованные лаборатории, но только в части замеров следующих видов факторов: энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников, рентгеновское и нейтронное излучения, биологические факторы. Законом подобное сотрудничество предусмотрено потому, что не все испытательные центры имеют разрешение на измерения этих видов факторов, к тому же и закупка оборудования для них является одной из самых дорогостоящих.

Эксперт организации, проводящей СОУТ

Отметим, что для экспертов законом также предусмотрены переходные положения. В связи с тем, что обучение экспертов и их последующая аттестация в Минтруде занимает немало времени, положением о СОУТ разрешено исполнять обязанности экспертов лицам, работающим в организациях по трудовому договору и допущенных к работе в испытательных лабораториях по состоянию на день вступления в силу Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2014 года.

Страхование ответственности организациями по СОУТ

Каждая организация может обеспечить исполнение своих обязательств, связанных с риском наступления имущественной ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба работодателям и работникам, путем добровольного страхования.

При разработке федерального закона, точнее, в первой версии законопроекта, требования данного пункта имели обязательное значение для всех организаций. Без наличия обязательного страхования организациям проводить работы по СОУТ не разрешалось. Но аттестующие организации смогли отстоять свое право, и пункт закона уже стал носить добровольный характер.

Реестр организаций, проводящих спецоценку

Вся информация о деятельности организаций, проводящих СОУТ, хранится в открытом доступе на официальном сайте Минтруда в специальном реестре . В нем содержатся следующие сведения:


  • Полное наименование организации и место нахождения;


  • Основной государственный регистрационный номер;

  • Регистрационный номер записи в реестре организаций;

  • Дата внесения сведений об организации;

  • Дата принятия решения о приостановления деятельности и основания для его принятия;

  • Дата принятия решения о возобновлении деятельности с основаниями для возобновления.

В случае принятия решения о прекращении деятельности организации в области оказания услуг и работ по СОУТ, в реестре также делается запись, и приводятся законные основания для этого.

Организации, проводящие спецоценку и работодатели по мере проведения работ должны находиться в тесном сотрудничестве. Организация должна оказывать правомерные действия, работодатель - не препятствовать проведению исследований и давать все необходимые сведения и документы, характеризующие условия труда. Если одна из сторон нарушает правила, каждый из участников может отказаться от проведения СОУТ.

Главный принцип, который должна соблюдать организация по СОУТ - принцип независимости. Невзирая ни на что, результат должен быть достоверным и объективно отражать состояние условий труда на рабочих местах.

 

Возможно, будет полезно почитать: