Движение темное время суток пдд. Вождение автомобиля темное время суток и в условиях недостаточной видимости - ночная езда, вождение авто ночью и в условиях тумана

В темное время суток резко повышается опасность движения. Несмотря на то, что интенсивность движения в этот период в 5-10 раз ниже, чем в светлое время, доля ДТП составляет 40-60% их общего числа.

С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположенных на ней объектов. Фары автомобиля освещают лишь ограниченный участок дороги, причем объекты появляются в освещенной зоне внезапно, для опознания их требуется больше времени, чем днем. Время реакции водителя ночью увеличивается в среднем в 2 раза.

Происшествия в темное время характеризуются большей тяжестью последствий. Основной предпосылкой повышения опасности движения в темное время суток является резкое снижение эффективности зрительного восприятия водителями дороги и окружающей обстановки, обусловливаемое физиологическими особенностями зрения человека.

Если учесть, что до 90% информации, на основе переработки которой происходит оценка обстановки, водитель получает при помощи зрения, становятся очевидными снижение надежности его действий в темный период и увеличение вероятности отказа в системе ВАДС.

Увеличение тяжести последствий ДТП в темное время суток объясняется, таким образом, тем, что водитель позже, чем днем, обнаруживает препятствие и, следовательно, в меньшей степени успевает снизить скорость движения. В темноте водитель значительно хуже воспринимает обстановку, с меньшей точностью оценивает скорость своего автомобиля и, что очень важно, подвержен ослеплению светом фар, а иногда и стационарных источников света.

Результаты исследований специалистов по безопасности дорожного движения (табл. 1) подтверждают эти данные.

Процентное распределение ДТП, совершенных днём и ночью Таблица 1.1

С наступлением темноты ухудшается видимость дороги, ориентирование, притупляется наблюдательность, быстрее появляется усталость, часты случаи ослепляемости встречным транспортом. Все это создает опасные условия для управления транспортным средством.

Согласно статистическим данным, наибольшее число ДТП возникает в период с 16 до 20 ч. На эти 5 ч приходится почти 40% ДТП и 40% погибших от среднесуточных показателей аварийности. Показатель тяжести последствий ДТП имеет наименьшее значение в начальные часы рабочего дня и увеличивается в вечерние часы, достигая максимума ночью.

Сложность ночного вождения связана с особенностями зрения человека и недостаточным освещением дороги фарами. Поэтому работе в ночное время должна предшествовать подготовка автомобиля: проверка световых, сигнальных приборов, размещение необходимых принадлежностей, инструмента на определенных местах. Требуется изучить предстоящий маршрут движения (особенности дороги, мостов, пункты следования и т.д.).

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости почти невозможно цветоощущение предметов. Они отличаются не по цвету, а по яркости, причем яркость объектов дорожной обстановки (транспортные средства, пешеходы) и контрастность их относительно дороги сильно снижаются. Расстояние, на котором обнаруживаются транспортные средства ночью, сокращается почти вдвое по сравнению со светлым временем, однако водителю кажется, что они находятся на большем расстоянии.

Вообще в вечерние сумерки и на рассвете у многих водителей появляется так называемый оптический обман. Контуры предметов расплываются, автомобили небелого и не ярко-желтого цветов сливаются с фоном и покрытием дороги. В свете фар искажаются предметы и неровности дороги.

Резкие и частые изменения освещенности и яркости предметов требуют непрерывной адаптации зрения, в результате чего глаза водителя быстро утомляются. Наибольшая опасность возникает при ослеплении водителя светом фар: видимость резко ухудшается, а зачастую и совершенно пропадает.

Если при ослеплении водитель не выполнит предписание Правил («не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться»), то в течение времени темновой адаптации движение автомобиля окажется неуправляемым, причем даже при малой скорости (30-40 км/ч) автомобиль проходит 100 м и более.

В этих условиях водитель может не только не увидеть опасность или препятствие, но и не выдержать траекторию движения автомобиля. Как правило, он следит лишь за тем, чтобы рулевое колесо не меняло положения. Однако автомобиль способен изменить траекторию без участия водителя и выйти за пределы дороги. Более всего подвержен ослеплению утомленный водитель.

Аварийность увеличивается, в частности, из-за ослабления контроля за движением. Снижение интенсивности движения порождает у многих водителей уверенность в том, что можно двигаться с более высокой скоростью и свободнее маневрировать, чем днем, а ослабление контроля порождает чувство безнаказанности.

В темное время и в условиях недостаточной видимости водитель большую часть времени находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, поэтому он намного быстрее утомляется, чем в светлое время суток.

Таким образом, анализ статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях свидетельствует о том, что одной из основных причин их возникновения являются дорожные условия. Низкое качество дорожных условий приводит к увеличению числа ДТП и пострадавших. Поэтому основной задачей дорожных организаций является своевременный ремонт и содержание дорог в состоянии, обеспечивающем комфортное и безопасное движение автомобилей по ним.

Знаете ли вы, что половина всех дорожно-транспортных происшествий происходит в ночное время? И это не смотря на то, что в темное время суток интенсивность дорожного движения в целых десять раз ниже, чем днем. Это связано с тем, что возможности человеческого зрения в темноте значительно ограничены по всем параметрам – углу зрения, точности восприятия цветов, глубине, периферическому обзору. Реакция водителя затормаживается в связи с тем, что он не в состоянии качественно визуально оценить опасную ситуацию на ночном пути.

В связи с этим, к сожалению, процент ДТП со смертельным исходом во время длительных поездок ночью в три раза выше, чем при свете дня. Главными причинами этих печальных последствий являются наезды на пешеходов и столкновения машин. Долгая дорога в темноте таит в себе множество опасностей, и в этой статье мы расскажем о том, как правильно подготовить автомобиль к путешествию в темное время суток и какие обязательно следует принимать в процессе ночного вождения.

Итак, при , вам постоянно следует быть предельно внимательным ко всему происходящему «за бортом» вашего автомобиля. Повышенный риск ночной езды связан с тем, что водитель может видеть всего лишь несколько десятков метров дороги, попадающих в свет фар и, соответственно, лишен возможности корректно проанализировать реальные ситуации на своем пути.

Отправляясь в долгую дорогу, перестрахуйтесь и включите ближний свет еще до того, как наступят сумерки. Также будьте осторожны, приближаясь к подъемам, ведь если сверху появится встречная машина – она может на некоторое время ослепить вас своими фарами. Соответственно, подъезжая к спуску, не забывайте о том, что сейчас кто-то может подниматься навстречу вам снизу. Это же касается и поворотов, особенно на незнакомой дороге – после наступления темноты, на всякий случай, относитесь к каждому из них как к потенциально опасному – это поможет вам быстро мобилизоваться в том случае, если реальная опасность действительно внезапно возникнет.


Опасности вождения «под покровом тьмы» увеличиваются сообразно с возрастом автовладельца. Чем старше водитель, тем больше ему требуется света для адекватного восприятия дороги. Кроме того, такие факторы как быстрота реакции и концентрация внимания тоже зависят от возраста водителя, постепенно понижаясь с годами.

Разумеется, о вождении в нетрезвом состоянии уже сказано множество слов, однако нелишним будет еще раз напомнить о том, что основная часть , заканчивающихся смертельным исходом, случается именно по вине пьяных водителей. Пожалуйста, не пейте, садясь за руль в ночное время, не надейтесь на пустую дорогу и прочие «плюсы» темноты – это может поставить под угрозу вашу жизнь и жизнь окружающих вас людей.

Подготовка автомобиля к ночному путешествию

Отправляясь в длительную поездку, вы должны предварительно подготовить к ней и вашего четырехколесного друга. Самое главное – тщательно , проверив техническую исправность всех его систем и агрегатов. После этого следует позаботиться о чистоте окон, а также задних и передних фар – для улучшения всех параметров обзора.

Не забывайте о насекомых, множество которых разбивается о лобовое стекло при путешествии в летние ночи. Опасность грязного стекла заключается не только в ухудшении общей видимости, но и в рассеивании света от фар встречных машин. Для очистки от всех загрязнений оптимальным вариантом будет остановка и тщательное промывание фар и ветрового стекла водой с последующим протиранием их насухо. полезно взять с собой небольшой запас специальных жидкостей для мытья стекол. Не старайтесь облегчить себе задачу с помощью стеклоочистителя и омывателя – такими способами вы только размажете по стеклу грязь, чем, соответственно, навредите и без того не лучшей видимости.


Если во время ночной поездки возникает необходимость остановки на темном участке дороги – оставляйте «габариты» включенными. Разумеется, оптимальным вариантом было бы отъехать с дороги подальше или вообще найти специализированную стоянку, однако если такая «роскошь» в данный момент недоступна – просто остановите автомобиль на краю полосы и включите аварийку.

Постарайтесь качественно перед поездкой. По-настоящему хорошо «поставленные» фары способны осветить ваш путь на 40-50 метров при ближнем свете и до 100 метров при дальнем. Любые предметы, попадающие в луч света фар, воспринимаются человеческим органом зрения как темные силуэты, лишенные мелких деталей. Вообще полезно знать, что, при увеличении скорости ночью, дальность четкой видимости понижается в два раза по сравнению со светлым временем суток. Именно поэтому рекомендуется ограничивать скорость ночного движения до 50 км/ч в пределах населенных пунктов и до 90 км/ч в условиях загородных трасс.

Одной из главных опасностей долгих ночных путешествий является ослепление водителей светом, исходящим от фар встречных машин. Разъезжаясь со встречным автомобилем, шофер почти ничего не видит в течение нескольких секунд, это связано с резким переходом из света в темноту – человеческий глаз не сразу адаптируется к такому резкому резонансу, и нормальное зрение постепенно восстанавливается потом еще некоторое время. Самый оптимальный вариант при ослеплении фарами встречной машины – это ненадолго остановиться и подождать, пока восстановится зрение.


Кстати, при долгой ночной поездке не рекомендуется включать освещение в салоне автомобиля, даже ненадолго. Из темного салона лучше просматривается дорога. Это же правило относится и к зажигалкам, поэтому закуривать сигарету лучше при помощи прикуривателя или турбо-зажигалки, чтобы не воздействовать лишний раз на глаза резким ярким светом открытого пламени.

Если ваш путь пролегает по лесной дороге – будьте готовы к тому, что обитатели леса тоже могут представлять собой некоторую угрозу вашему движению в темное время суток. Дикие животные – олени, еноты, белки, кабаны – имеют обыкновение внезапно выбегать из чащи на дорогу перед самым автомобилем. Поэтому следует не терять бдительность и удерживаться от «виляния» машины – особенно на высокой скорости – если животное резко появится в свете фар.

Помимо прочих опасных «прелестей» ночной езды, периодически могут иметь место легкие галлюцинации у водителя. Это не является признаком надвигающегося психического расстройства, а является результатом переутомления и напряжения при долгих путешествиях по темным дорогам. Иногда водителю может показаться, что дорогу перебегает человек или животное, также случаются «мороки» в виде туманных пятен или предметов, стоящих прямо на дороге. Столкнувшись с таким явлением, может чисто машинально затормозить или резко свернуть в сторону, чтобы избежать столкновения – однако «объект», как правило, сразу же исчезает после этого, поскольку стрессовая ситуация быстро развеивает видение уставшей психики. Так или иначе, несмотря на кажущуюся безопасность таких «помутнений», следует остановиться и отдохнуть, в противном случае можно рано или поздно принять за галлюцинацию вполне реальный объект – и тогда аварии уж точно будет не избежать.


Перед предстоящим ночным путешествием обратите внимание на приборный щиток авто – его слишком яркие приборы и сигнальные лампы можно заклеить скотчем, если в машине нет реостата для снижения силы тока, благодаря которому можно уменьшить общую освещенность щитка.

Когда на темной дороге вы видите впереди одну светящуюся фару и пока не можете из-за расстояния опознать транспортное средство, которому она принадлежит – условно считайте эту фару правой фарой автомобиля и будьте готовы прижаться к обочине. Разумеется, она может быть и левой, и вообще это может быть просто мотоциклист – однако перестраховаться не помешает.

Если сзади вашего автомобиля движется другой, со включенным дальним светом – мигните ему стоп-сигналами. По неписаным правилам водительской вежливости, его водитель после этого должен выключить дальний свет, чтобы не ослеплять вас через зеркала заднего вида. Если же этого не произошло – что ж, значит данный индивид не знаком с кодексом дорожной чести – поэтому спокойно позвольте ему обогнать вас и старайтесь не смотреть в зеркала. Также внимательно следите за включенным дальним светом, когда приближаетесь сзади к другому автомобилю на темной дороге.

При выполнении встречного разъезда держитесь поближе к правой стороне дороги, чтобы ваше расстояние от встречного транспортного средства было максимальным. Это делается на случай того, если на встречном автомобиле вдруг окажется груз, выходящий за пределы габаритов, но плохо различимый в темноте.

Самое опасное время

Наиболее опасным для вождения периодом суток являются сумерки – вечерние или предрассветные. Особенности естественного освещения в это время таковы, что свет фар уже не дает необходимого эффекта, а видимость уже (или все еще) плохая. Будьте особенно осторожны в ожидании полного захода или восхода солнца, снизьте скорость, внимательно всматривайтесь в дорогу.

Видео — управление автомобилем в ночное время

Заключение!

И, конечно, старайтесь уделять время на отдых так часто, насколько это возможно. Умывание холодной водой, крепкий чай, громкая музыка – все это поможет на некоторое время побороться с сонливостью, но полноценного отдыха, безусловно, не заменит. Всего лишь час-полтора глубокого сна взбодрят вас надолго и позволят проехать еще достаточно долгий путь до следующего качественного привала.

  • Новости
  • Практикум

Honda CR-V — представлено новое поколение

На чем же основано такое утверждение? 1. Дизайн стал другим. При оценке машины сложно оперировать понятиями красиво/не красиво. Но можно не сомневаться, что у CR-V есть все шансы стать одним из самых модных автомобилей на ближайшие пару лет. Причем даже внешне понятно, что пятый CR-V - это уже не простая машинка для поездок...

Регистрация в ГИБДД: россияне жалуются на ловких помощников

В одном из двух пунктов в столице, где можно круглосуточно поставить машину на учёт, в очередях собираются сотни человек. Такая ситуация во многом связана с распространением «помощников», которые за дополнительную плату занимают очередь в ГИБДД и добывают для своих клиентов талончики на запись, сообщает телеканал «Москва 24». На первый взгляд, ничего плохого...

СМИ: в Москве VIP-автомобиль насмерть сбил гаишника

По неподтверждённой информации, автомобилем, сбившим человека, оказалась BMW 7-й серии с номерами престижной серии АМР (А 607 МР) - данная машина числится за Минобороны, в частности, за замглавы ведомства Дмитрием Булгаковым. На сайте радиостанции «Говорит Москва», появилось видео произошедшего. На кадрах видно, как мужчина в белой рубашке, похожей на форменную...

Новый Suzuki Swift заметили на дорогах (фото)

В настоящее время новый Suzuki Swift проходит финальные испытания. В распоряжении издания Autocar оказались первые шпионские снимки, на которых новинка запечатлена в защитном камуфляже. Судя по фото, после смены поколений модель получит полностью другую переднюю часть с новой трапециевидной решеткой радиатора и другими фарами, но при этом сохранит общие...

Штрафстоянки будут отдавать машины без предоплаты

Совет Федерации одобрил новый закон, согласно которому забрать автомобиль со штрафстоянки можно будет без оплаты стоимости эвакуации и штрафа за парковку в неположенном месте. Достаточно будет только предъявить документы, подтверждающие право собственности на автомобиль. Ранее этот законопроект уже был утвержден Госдумой. Суть этого нововведения не только в том, чтобы...

Появился способ узнать реальный пробег подержанного автомобиля

Чтобы узнать, сколько километров в действительности проехал автомобиль, пользователю необходимо ввести VIN-номер или госномер машины, а также номер и серию свидетельства регистрации ТС, сообщает портал Mos.ru. В настоящее время информация о реальном пробеге уже доступна для более 100 тысяч автомобилей. Как рассказали в столичном Департаменте информационных технологий (ДИТ), ...

ОСАГО: ремонтировать нельзя выплатить

В минувший понедельник одной из тем программы «Итоги недели с Петром Шкуматовым» на телеканале «Авто Плюс» стало обсуждение варианта развития системы ОСАГО, который подразумевает отмену денежных компенсаций. Видеоверсия программы доступна он-лайн. О плюсах и минусах натуральной формы возмещения убытков по ОСАГО, нам рассказал ведущий программы, популярный...

GM-АвтоВАЗ отказалось от участия в автосалоне в Москве

Директор по продажам и маркетингу СП «GM-АвтоВАЗ» Константин Байшев в интервью агентству «Автостат» заявил, что предприятие не будет участвовать в московском автосалоне. Надо отметить, что от участия в московском автосалоне отказалось довольно много компаний - судя по всему, грядущая выставка будет самой скромной за все последние годы. Что касается перспектив появления новой Chevrolet ...

В этом году трассу М7 снова парализуют пробки

В прошлом году масштабная реконструкция участка автодороги М7 «Волга», которая велась на отрезке со 145 по 156 километр (в черте города Лакинск Владимирской области), фактически парализовала движение по трассе М7. Так, на преодоление 11 ремонтируемых километров автомобилисты тратили не меньше двух часов, а при неудачном стечении обстоятельств - более четырех. ...

Самые популярные автомобили на вторичном рынке: рейтинг

Причем, лидируют сразу две такие модели: Lada-2114 и старая «девятка». На третьем месте идет заднеприводная «семерка», передает «Автостат-Инфо». Ну а среди иномарок на первом месте с большим отрывом от конкурентов по итогам 9 месяцев этого года следует Ford Focus — всего было продано более 100 тысяч машин различных...

Какой автомобиль выбрать семьянину

Какой автомобиль выбрать семьянину

Семейный автомобиль должен быть безопасным, вместительным и комфортным. Кроме того, семейные машины должны быть удобны в использовании. Разновидности семейных машин Как правило, у большинства людей понятие «семейный автомобиль» ассоциируется с 6-7-миместной моделью. Универсал. Такая модель обладает 5-ю дверями и 3-мя...

КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.

КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.

Как выбрать подержанное авто Желающих купить автомобиль довольно много, однако не у всех есть возможность приобрести новенькую машину в салоне, именно поэтому стоит обратить свое внимание на подержанные автомобили. Их выбор – дело непростое, и порой, чтобы из всего многообразия...

Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире

К ним можно относиться как угодно - восхищаться, ненавидеть, любоваться, испытывать отвращение, но равнодушным они не оставят никого. Часть из них - это просто памятник человеческой бездарности, выполненный из золота и рубинов в натуральную величину, часть настолько эксклюзивны, что при...

Самые угоняемые автомобили Москвы в 2017 году

Самые угоняемые автомобили Москвы в 2017 году

Рейтинг самых угоняемых машин в Москве остается почти неизменным в течение нескольких лет. Ежедневно в столице угоняется около 35 автомобилей, причем 26 из них являются иномарками. Самые угоняемые марки По сведениям портала «Прайм Страхование» наиболее угоняемые машины 2017 года в...

Со времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое оснащение и дизайн удовлетворят потребности любого из покупателей. Покупаемость той или иной марки, самый точный...

ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.

ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.

Выбираем автомобиль: «европеец» или «японец» Собираясь приобрести новый автомобиль, автолюбитель несомненно столкнется с вопросом о том, что же предпочесть: левый руль «японца» или правый – законный – «европейца». Хочу водить авто: подводные камни новых упражнений на автодроме Хочу водить авто: ...

Как заказать автомобиль из Германии Существует два варианта покупки подержанного немецкого автомобиля. Первый вариант предполагает самостоятельную поездку в Германию, выбор, покупку и перегон. Но этот способ не всем подходит ввиду отсутствия опыта, знаний, времени или желания. Выход – заказать авто...

Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan

Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan

Еще каких-то 2-3 год назад считалось априори, что у доступного автомобиля должна быть механическая коробка передач. Их уделом считалась пятиступенчатая механика. Однако в настоящее время все резко изменилось. Сначала установили автомат на «Логан», немного позднее – на украинский «Шанс», а...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Факторов, которые усложняют процесс вождения в темное время суток, существует великое множество. Но есть основные моменты, выделив которые, можно научиться прорываться на своем автомобиле сквозь непроглядные редуты слепой ночи.

Езда ночью предъявляет к водителю особые требования

Вы уже поняли, что для того, дабы вождение ночью было максимально безопасным, водитель должен в полной мере соответствовать тем повышенным требованиям, которые предъявляет к нему богиня ночи Никта. Но оставим в покое древнегреческих небожителей и займемся более насущными проблемами.



На ночной дороге все контуры размыты

Ученые утверждают, что чаще всего дорожно-транспортные происшествия, связанные с плохой видимостью на дороге, случаются в период с 21:00 до 6:00. Неопытные водители склонны к авариям именно в этот промежуток. Так в чем же заключается опасность движения ночью?



Заметить ночью пешехода, облаченного в темные одежды, очень сложно

Масса автовладельцев уверена в том, что движение по ночной дороге не является чем-то сложным. Мало того, водители уверены, что ехать ночью легче, нежели днем, по той простой причине, что интенсивность трафика в ночное время довольно низкая, а отсутствие большого количества машин на дороге позволяет ехать спокойно и на достаточно высокой скорости. Казалось бы, рассуждения вполне логичны, но, увы, статистика не поддерживает эти доводы. Факты указывают на то, что в среднем 50% всех дорожно-транспортных происшествий происходит именно в темное время суток. И это невзирая на тот факт, что интенсивность движения в темное время суток в 10 раз ниже, чем днем. Так что вывод один - ночная езда с точки зрения работоспособности человека, находящегося за рулем, является очень опасной, потому как водитель не видит четко и далеко, а посему не способен предвидеть изменения ситуации на дороге.



Вы в безопасности, если трасса хорошо освещена естественно...

Какие же основные причины того, что ночь представляет собой довольно опасную пору для вождения?



Или искусственно

1. Плохая видимость .
Даже если вы используете фары, в темноте очень сложно определять расстояние и скорость транспортного средства.



Вовремя переключайтесь с дальнего на ближний

2. Ослепление .
Это явление связанно с теми особенностями, которые характерны для зрения человека. Наш глаз - это крайне чувствительный орган, который может прекрасно видеть как на залитой солнечным светом снежной вершине, где уровень освещения составляет 100 тыс. лк, так и в ночной степи, которая освещается исключительно звездами - уровень освещения не превышает 0,0001 лк. Но, несмотря на такие фантастические показатели, у нашего зрения есть огромный недостаток - оно невероятно медленно и лениво приспосабливается к изменению яркости освещения. Сужение или расширение зрачков занимает довольно много времени - десятки секунд. Если переход из темноты на свет или наоборот происходит резко, это даже может провоцировать временную слепоту, продолжительность которой составляет 10-30 секунд. Недооценивать фактор ослепления ни в коем случае нельзя: обобщенная статистика говорит о том, что порядка 12% ДТП в темное время суток случаются именно из-за ослепления.



Скоростной режим должен быть на порядок ниже, чем днем

3. Алкогольное опьянение .
Воздействие алкоголя на нервную систему водителя вообще смертельно опасно, а если совместить опьянение с непроглядностью ночи, то получаем то, что имеем - употребление алкоголя и вождение в ночное время продолжают лидировать в списке причин гибели молодых неопытных водителей.

4. Возраст .
Уже в 20 лет у человека начинает снижаться острота зрения. С возрастом роговица начинает пропускать все меньше света, и уже к 60 годам человеку нужно втрое больше света, чем в молодости.



Приглушите освещение приборной панели, которая тоже может ослепить

5. Усталость .
Если человек устал, у него снижается концентрация и значительно увеличивается время реагирования. Самая большая потребность во сне возникает сразу после обеда, а также в промежутке между 3:00 и 7:00.

Выучите габариты своего автомобиля

Незнание габаритов собственного авто может быть чревато серьезными последствиями, если не для вас, то для вашей машины точно. Неопытный водитель, который еще не чувствует машину, в темное время суток может неправильно рассчитать движение. Нужно уметь представлять габариты по памяти, потому как в темноте иногда бывает сложно различить внешние контуры авто. Впрочем, тут дело еще в хорошем глазомере.



Ночью на дороге нужно быть крайне внимательным

Этот лживый красный свет

Особо внимательным необходимо быть в том случае, если появляется сигнал красного света, который может быть как сигналом светофора или железнодорожного переезда, так и сигналом ограждения участка дорожных работ или поврежденного участка трассы. Особенность красного света заключается в том, что человеку кажется, будто он дальше, чем есть на самом деле, потому необходимо быть максимально осторожным и рассчитывать расстояние с большим запасом.не забывайте выключать дальний свет за несколько сот метров до автомобиля, который движется по встречке;

  • держите фары, благодаря которым вы и получаете всю информацию на ночной дороге, исправными и чистыми;
  • особое внимание уделяйте чистоте ветрового стекла - если оно будет грязным, то это не только затруднит видимость, но и будет рассеивать свет фар встречных машин.
  • Это далеко не все рекомендации, которые могут пригодиться вам на ночной дороге. И если до сих пор ночь была временем любви, воровства и убийства, то теперь она станет прекрасной порой наслаждения ездой на автомобиле и самым светлым временем суток.

    Статистика ДТП многих стран показывает, что в темное время су­ток резко повышается опасность движения. Несмотря на то, что ин­тенсивность движения в этот период в 5–10 раз ниже, чем в светлое время, доля ДТП составляет 40–60 % их общего числа.

    Происшествия в темное время характеризуются большей тяжестью последствий. Основной предпосылкой повышения опасности движе­ния в темное время суток является резкое снижение эффективности зрительного восприятия водителями дороги и окружающей обстанов­ки, обусловливаемое физиологическими особенностями зрения чело­века. Если учесть, что до 90 % информации, на основе переработки которой происходит оценка обстановки, водитель получает при помо­щи зрения, становятся очевидными снижение надежности его действий в темный период и увеличение вероятности отказа в системе ВАДС. Увеличение тяжести последствий ДТП в темное время суток объясня­ется, таким образом, тем, что водитель позже, чем днем, обнаруживает препятствие и, следовательно, в меньшей степени успевает снизить скорость движения.

    В темноте водитель значительно хуже воспринимает обстановку, с меньшей точностью оценивает скорость своего автомобиля и, что очень важно, подвержен ослеплению светом фар, а иногда и стационарных источников света.

    Результаты исследований специалистов по безопасности дорожного движения (табл. 6.1) подтверждают эти данные.

    Видимость объекта в темноте определяется: яркостью дорожного покрытия (поля адаптации) Я Д; яркостью объекта наблюдения Я о; контрастом между объектом наблюдения и дорожным покрытием К , опре­деляемым относительной разностью яркостей.

    Таблица 6.1

    Контраст:

    Для возможности зрительного обнаружения объекта необходимо обеспечить некоторое минимальное значение контраста, называемого пороговым:

    где Я пор – минимальная разность яркостей объекта и дорожного покрытия (фона), которая может быть надежно воспринята глазом.

    Показатель Я пор называется пороговой разностью яркостей. Отчет­ливая видимость обеспечивается при отношении К: К пор = 15:20.

    Основной задачей повышения безопасности движения ночью яв­ляется создание таких условий видимости, при которых водитель мо­жет, во-первых, легко различать дорогу и ее направление и, во-вторых, своевременно обнаруживать появляющиеся в поле зрения препятствия. Для этого надо усиливать освещение дорог. Одновременно необходимо решать задачу борьбы с ослеплением водителей. Сложность ее реше­ния заключается в том, что она находится в противоречии с первой.

    Несмотря на многочисленные работы и определенные успехи в со­вершенствовании приборов головного освещения автомобилей, до сих пор проблема эффективного и не слепящего их действия до конца не решена. Поэтому на ближайшую перспективу важнейшими средства­ми обеспечения безопасности в темное время суток являются устрой­ство и совершенствование стационарного освещения в населенных пунктах, а также на магистральных дорогах с большим объемом движе­ния. Так, по мнению шведских специалистов глобальное улучшение ос­вещенности улиц и дорог может обеспечить снижение аварийности на 10–30%. Для предотвращения или снижения вероятности ослепления водителей при организации дорожного движения в настоящее время могут быть применены следующие меры: взаимное удаление встречных потоков транспортных средств или их полная изоляция (односторон­нее движение); установка противоослепляющих устройств на полосе, разделяющей встречные потоки; контроль состояния стационарного освещения, в том числе применения прожекторов на строительных пло­щадках, железнодорожных станциях, расположенных поблизости от дорог. Наиболее надежной организационной мерой предупреждения ослепления водителей в городах, как уже указывалось, является введе­ние одностороннего движения. Увеличение ширины разделительной полосы является наиболее эффективной мерой для предотвращения ДТП, связанных с ослеплением. Специалисты считают, что для исключения ослепления ширина полосы должна быть 20 м для автомагист­ралей и 7 м для дорог в городах.

    Очевидно, что устройство широкой разделительной полосы может быть предусмотрено при проектировании новых дорог или их реконст­рукции, но практически этого невозможно достичь в большинстве эксп­луатационных условий. При узкой разделительной полосе эффектив­ное снижение слепящего действия фар может быть обеспечено уста­новкой противоослепляющих экранов или ограждений. Одновремен­но эти устройства препятствуют переходу проезжей части пешеходами в неустановленных местах. Основные требования, предъявляемые к противоослепляющим ограждениям, сводятся к следующему: высота ог­раждения должна быть не менее 1600 мм, а нижнего края – не более 450 мм от поверхности дороги; ограждение не должно пропускать све­товой поток фар встречных автомобилей при угле действия в пределах 0 – 20°. При большем угле слепящее действие незначительно. В каче­стве противоослепляющих мер может быть использована также посад­ка кустарников.

    Особое внимание необходимо уделять предотвращению ослепления водителей на участках дорог, проходящих вблизи крупных строитель­ных площадок. Здесь велика опасность ослепления стационарными прожекторами. Поэтому при обследовании дорог необходимо выявлять и требовать изменения расположения тех прожекторов, которые ослеп­ляют водителей.

    На улицах и дорогах без стационарного освещения особое значе­ние для обеспечения безопасности имеет оптическое ориентирование водителей. Оно помогает водителю более четко воспринимать границы проезжей части и полос движения, а также определять направление дороги. К средствам оптического ориентирования, эффективным в темное время суток, можно отнести продольную разметку проезжей части. Разметку выполняют светоотражающей краской или дополняют реф­лектирующими приспособлениями, встроенными в поверхность доро­ги. Световозращающие элементы необходимо также использовать на вертикальных направляющих устройствах, применение которых пре­дусмотрено нормативными документами.

    Направляющие столбики располагают на расстоянии не менее 0,75 м от края проезжей части (рис. 6.1). Светоотражающие элементы на столбиках справа должны быть красными, а слева – белыми или желтыми. Такое расположение предписано Конвенцией о дорожных знаках и сигналах и соответствует общим требованиям, выполнение ко­торых обеспечивается светосигнальными приборами автомобилей. Пра­вая сторона дороги обозначается красными сигналами аналогично цвету задних габаритных огней, а левая – аналогично белому или желтому цвету габаритных огней встречных автомобилей.

    Опыт показывает, что нанесение только лишь прерывистой осевой линии на всем протяжении дороги заметно повышает безопасность дви­жения в темноте. Особенно эффективно в этом отношении нанесение краевой разметки. Недостаток этих простейших средств заключается в их подверженности загрязнению. Поэтому на дорогах с плохо укреп­ленными обочинами очень важно дополнять разметку направляющи­ми столбиками и постоянно следить за их чистотой.

    Введение стационарного освещения также не исключает необходи­мости в средствах оптического ориентирования. Особенно необходи­мо применение светящихся маячков на островках безопасности, а так­же перед въездами в тоннели, на эстакады и на пешеходных переходах.

    Важнейшим условием четкости и безопасности движения в темно­те является обеспечение своевременного восприятия водителями до­рожных знаков. Распознавание знаков в темноте возможно лишь при условии, что они имеют собственное внутреннее или наружное осве­щение либо выполнены с применением световозвращающих материа­лов. Эти положения установлены техническими требованиями ГОСТ 10807-78.

    В процессе эксплуатации необходим контроль за исправностью ос­вещаемых знаков и качеством поверхностей знаков со световозвращающей пленкой.

     

    Возможно, будет полезно почитать: