Как сделать массу на ваз. Как подключить выключатель массы. Преимущества механических выключателей масс

Выключатель массы

Если вы собираетесь отправить на продолжительный простой автомобиль ВАЗ или другой марки, необходимо следовать определённым правилам. Один из пунктов – установка выключателя массы аккумулятора. Он надолго сохранит батарею в рабочем состоянии, предотвратив утечку жидкости. Кроме того, наличие этого узла послужит серьёзным препятствием для тех, кто попытается совершить угон. Рассмотрим, как установить выключатель массы на автомобиль ВАЗ своими руками. При этом предупреждаем: если у вас нет достаточных навыков, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

С чего начать

Перед тем как установить выключатель массы, необходимо его подобрать в соответствии с техническими характеристиками авто. Сделать это можно в специализированной организации. Услуги в этом направлении предоставляет интернет-магазин, работающий от ООО «ВДС-Торг». Компания поставляет на рынок запасные части для автобусов «Богдан», «Эталон», «Атаман», а также для грузовых автомобилей «Тата», «Исузу». Здесь заинтересованный покупатель находит:

  1. Только сертифицированный товар.
  2. Высокий уровень сервиса.
  3. Индивидуальный подход к клиенту – учитываются все его пожелания, предлагаются оптимальные варианты запасных частей исходя из цены и технических характеристик транспортных средств, на которые их планируется устанавливать.

Надёжный выключатель массы можно найти в каталоге запчастей «Богдан» , включающий свыше 1000 наименований товаров, вот хорошая модель . Все комплектующие новые, поставляются непосредственно от производителя. Цена деталей и узлов в интернет-магазине VDS уточняется у менеджера.

Обратите внимание на технологические нюансы

Хороший выключатель снабжается предохранителями и служит для обесточивания аккумулятора автомобиля. Именно это обстоятельство является дополнительной проблемой для потенциальных угонщиков. Если вы решили приобрести выключатель массы, следите, чтобы он был новым. Не стоит пользоваться бывшим в употреблении! В таком состоянии ВМ легко нанесёт вред электросистеме машины.

Когда проводится обесточивание аккумулятора, существует большая вероятность отключения автомобильного компьютера. Это, в свою очередь, грозит сбоями, такими как стирание из памяти информации, необходимой для полноценной работы. Как предотвратить подобное развитие событий, какой источник энергии купить и каким образом его подсоединить – эти вопросы следует обсудить с профессионалами.

Ход работы

Итак, вы приобрели выключатель массы на автомобиль ВАЗ. Теперь дело за малым – процесс подключения. Для этого готовится рабочее место и необходимый инструмент:

  • ключи;
  • плоскогубцы;
  • отвёртки;
  • щётки;
  • щупы.

Отсоединение клеммы от массы аккумулятора. Это предотвратит короткое замыкание, которое может спровоцировать не только перегорание электрики автомобиля, но даже удар током. Провести операцию несложно, так как провод клеммы выкрашивается в чёрный цвет и помечается знаком минус.

Отсоединение от положительного вывода аккумулятора. Провод этой клеммы красный и помечен знаком «+».

Отсоединение осуществляется аккуратно. При этом проверяется уровень электролитной жидкости аккумулятора и щёткой чистятся его выводы – как положительный, так и отрицательный. Клемма «массы» сохраняется – она понадобится, когда автомобиль вернётся к активной эксплуатации.

Работа непосредственно с выключателем. Этот узел ключом соответствующего размера подсоединяется к отрицательному выводу аккумулятора. После затягивания нужно обязательно убедиться в надёжности крепления. Клемма проводки, в свою очередь, соединяется с положительным выводом аккумулятора, а выключатель – с проводом массы.

После того как система собрана, проводится её испытание. Делается это при отключенном выключателе массы (в противном случае перегорят предохранители). После того, как вы убедитесь в том, что система работает нормально, можно включать ВМ.

Вместо послесловия

Выводы на основе отзывов о выключателях аккумуляторной массы на автомобиль ВАЗ делятся на положительные и отрицательные:

По таблице видно, что отрицательные стороны, скорее, гипотетичны, нежели критичны.

Работа по установке выключателя массы аккумулятора на автомобиль ВАЗ на первый взгляд несложная, но подразумевает множество нюансов. Если вы сомневаетесь в том, что выполните всё правильно, доверьте её специалистам автосервиса. Таким образом исключатся все ошибки, которые могут привести к перегоранию проводки.

Если вырешились провести работу самостоятельно, тщательно обдумайте алгоритм. Подберите не только выключатель массы на соответствующую модель автомобиля ВАЗ, но и необходимый инвентарь. Хорошим помощником в работе послужит инструкция. Она прилагается к каждому выключателю массы, предназначенному для эксплуатации на автомобиле ВАЗ. Там не только расписано как установить его, но и показаны электрические схемы.

Простая схема выключателя массы для автомобиля.


Многие автолюбители при длительной стоянке автомобиля желают отключать аккумулятор от бортовой сети, и чтобы постоянно не откидывать клеммы, самостоятельно устанавливают в подкапотном пространстве всевозможные механические выключатели, потому как в серийных легковых автомобилях таких выключателей не предусмотрено.

Контакты механических выключателей должны быть рассчитаны на пропускание тока в несколько сотен ампер и иметь очень маленькое переходное сопротивление, поэтому применение обычных сетевых выключателей или тумблеров в данной ситуации не приемлемо. Для этих целей существуют специальные выключатели массы автомобиля, например, ВК-318, или в некоторых статьях, попадающихся на сайтах, упоминается устройство дистанционного выключения массы РАД-1, правда нам информацию по РАДу найти в интернете так и не удалось. (Может, конечно, мы плохо и не там искали, но тем не менее…).

Схема, которую мы хотим предложить, не имеет механических контактов, и основным ее достоинством является то, что этим выключателем массы можно управлять дистанционно с помощью небольшого тумблера или кнопки, имеющей фиксированные положения, установленной в любом удобном для вас месте. Его можно установить в салоне автомобиля, и для того, чтобы выключить массу не обязательно будет открывать крышку капота.

Данная схема как то была давным-давно опубликована в одном из радиотехнических журналов, поэтому мы не будем изобретать велосипед и перерисовывать ее по своему, она довольно информативна и доходчива, поэтому выкладываем вам скан принципиальной схемы в оригинале как есть без изменений.

На рисунке показано, что мощный тиристор и диод установлены на алюминиевый уголок с указанием размеров. На вертикальной стороне (по рисунку) имеется отверстие, через которое он крепится в подкапотном пространстве к кузову автомобиля не очень далеко от аккумулятора.

Тиристор работает как ключ, при включенном тумблере он будет открыт. Но есть одно “но”… Как известно, тиристор может пропускать ток только в одном направлении (от анода к катоду), и для того чтобы аккумулятор в процессе езды получал подзарядку от генератора в параллель тиристору установлен диод но с противоположной полярностью.

Крепление уголка к кузову автомобиля должно иметь хороший электрический контакт, а провод, соединяющий тиристор с наконечником должен иметь достаточно внушительное сечение, можно использовать тот, который соединяет минусовую клемму аккумулятора с кузовом автомобиля, в остальном каких-либо критических требований не предъявляется. Некоторые умельцы советуют поместить устройство в металлическую коробку и покрасить ее в цвет кузова автомобиля.

Параметры некоторых мощных тиристоров изложены на следующем изображении, для увеличения которого кликните мышкой на картинке.

В попытках защитить своего "железного коня" от талантливых и находчивых угонщиков автовладельцы идут на разного рода ухищрения и выдумки. Кто-то ставит на свой автомобиль дорогущие сигнализации с функцией отслеживания через спутник, кто-то намертво блокирует рулевое колесо с ручкой коробки переключения передач или педалью сцепления, а кто-то ставит простенькую звуковую "пищалку". Существуют даже истории об устанавливаемых на ночь медвежьих капканах. Однако некоторые автолюбители по старинке предпочитают обесточить свою "ласточку" через выключатель массы, который можно спрятать где угодно в автомобиле и тем самым серьёзно усложнить потенциальному воришке его задачу.

Минусы сигнализации

Конечно, сравнивать такие хайтек-системы и выключатель массы - это всё равно, что сравнивать тетрис и айфон, однако даже самые простые, но проверенные временем вещи порою служат намного эффективнее своих современных аналогов.

Что это такое

Давайте разберёмся, что же представляет собой это устройство. Любая электрическая цепь - это замкнутая система. Если система разомкнута, то электрический ток не течет, электроприбор не работает. В качестве электроприбора может выступать лампочка, электромотор, интегральная схема либо их совокупность. Пользователю достаточно лишь нажать на кнопку, вдавить клавишу либо щелкнуть тумблером - цепь замыкается - зажигается свет, например, включается пылесос, начинает работать телевизор. Причем провод, по которому подается напряжение на прибор, называется фазой, а второй провод, замыкающий цепь, называется "нуль".

Иногда, чтобы замкнуть цепь и обезопасить, например, какой-нибудь станок, нулевой провод отводят в землю, тогда его называют "земля". Заземлить оборудование можно через что-нибудь стальное, имеющее с землёй непосредственный контакт, например, через водопроводные трубы. Большая площадь поверхности резко завышает проходное сечение проводника, снижая его напряжение и делая его безопасным для человека на касание. Отвод нуля на большую площадь поверхности называют массой. Выключатель массы - это устройство для разрыва цепи посредством размыкания нулевого провода.

В автомобиле

Аналогичная система энергоснабжения, только другого вольтажа и ампеража, существует в каждом автомобиле. Не обращая внимания на детали, можно выделить два основных элемента автомобильной электрической цепи. Аккумулятор - источник электричества, и генератор - устройство, отбирающее часть тепловой энергии от сгорания топлива на пополнение запасов аккумулятора. Фазу даёт плюсовая клемма батареи, массу - её минусовая клемма.

Выключатель массы автомобиля монтируется на размыкание нулевой цепи, то есть той её стороны, которая находится не под нагрузкой. Это делается для того, чтобы во время замыкания цепи исключить резкие скачки напряжения, которые могут стать причиной короткого замыкания, выхода из строя электрического и электронного оборудования автомобиля, а иногда даже для предотвращения пожара.

Установка выключателя массы

Она довольно простая и не требует серьезного вмешательства в электрическую цепь. Однако монтаж всё же лучше доверить квалифицированному специалисту. Современный выключатель массы может быть механическим (вкручивание винта-замыкателя) и электронным (нажатие кнопки или их последовательности).

Их также можно разделить по типу установки: открытого типа и скрытая установка. По способу включения: ручная (тактильное нажатие) и дистанционная (включение с брелока). В последние годы особую популярность обрёл электронный выключатель массы, активируемый последовательным нажатием различных кнопок на приборной панели. Пользователю сообщается комбинация клавиш (как правило, в абсолютно произвольной последовательности), которые он должен нажать до включения зажигания. В противном случае двигатель не заработает, ведь будет разомкнут выключатель массы. Схема простейшего размыкателя приведена ниже.

Также следует помнить, что после разрыва цепи возможны сбои электронных настроек различных систем автомобиля. А в новейших машинах премиум-класса даже кратковременное отключение питания бортовой сети является недопустимым и считается грубейшим нарушением условий эксплуатации.

Многие автомобили и автобусы, особенно отечественного производства, комплектуются простым и эффективным средством защиты аккумулятора от разряда во время длительной стоянки — дистанционным выключателем массы. Все об этом устройстве, его конструкции, работе, установке и эксплуатации читайте в статье.

Назначение дистанционного выключателя массы

Во время стоянки автомобиля его аккумуляторная батарея постепенно теряет заряд. Причина этого явления проста — в автомобиле всегда присутствуют неотключаемые потребители тока, из которых больше всего мощности потребляют сигнализация, часы, магнитола и другие. И если после кратковременной стоянки (даже в течение двух-трех дней) АКБ способна дать энергию для работы стартера, то через неделю-другую батарея может разрядиться "в ноль". Поэтому при длительной стоянке аккумуляторную батарею рекомендуется отключать от бортовой сети — для этого служит специальный дистанционный выключатель (или, наоборот, включатель) "массы".

— электромеханическое либо электронное коммутирующее устройство, предназначенное для отключения АКБ от всех потребителей бортовой электрической сети автомобиля. Данный выключатель, как понятно из его названия, управляется дистанционно с помощью кнопки в кабине.

Дистанционный выключатель массы выполняет две ключевых функции:

  • Полное отключение АКБ от бортовой сети автомобиля/автобуса;
  • Выполнение функций противоугонного средства (иммобилайзера).

Таким образом, выключатель помогает не только сохранить заряд батареи, но и предотвращает угон транспортного средства. Скрытная установка выключателя (а также и его кнопки у водительского места) не позволяет злоумышленнику запустить мотор автомобиля или потребует от него взлома аккумуляторного отсека, что привлечет внимание окружающих.

Следует отметить, что дистанционные выключатели массы используются преимущественно на грузовых автомобилях и автобусах, и практически не получили распространение на легковых авто (за исключением УАЗов и им подобных). Дело в том, что грузовики и автобусы не оснащаются сигнализацией и другими средствами, которые нуждаются в постоянном подключении к источнику тока. Если же на авто установлен тахограф или спутниковая система контроля транспорта, то в этих устройствах обычно есть свой аккумулятор.

Типы и конструкция выключателей массы

В настоящее время существует два принципиально разных типа дистанционных выключателей массы:

  • Электромагнитные выключатели;
  • Электронные (тиристорные) выключатели.

Электронные выключатели построены на основе тиристоров, они получили популярность у владельцев отечественных легковых автомобилей ВАЗ, "Нива" и других. Такие выключатели рассчитаны на небольшие токи, поэтому для грузовиков не подходят, на тяжелом транспорте применяются электромагнитные выключатели, о которых пойдет речь далее.

Основу выключателя массы составляет корпус (обычно цилиндрический), в котором находится три узла:

  • Электромагнит с якорем и штоком — находится в верхней части. Обычно якорь объединен с кнопкой, закрытой герметичным резиновым колпачком. Сбоку на корпусе выключателя предусмотрены две клеммы для подачи тока на обмотку;
  • Фиксатор (механизм передачи усилия от якоря на контактное устройство) — располагается в средней части, он обеспечивает передачу усилия от якоря на контактное устройство и фиксацию контактов в замкнутом положении (такой же механизм используется в обычных кнопках с фиксацией);
  • Контактное устройство — располагается в нижней части выключателя, состоит из контактного диска, установленного на фиксаторе, и двух силовых клемм (резьбовых с гайками).

Функционирует следующим образом. При кратковременной подаче тока на обмотку электромагнита происходит втягивание его якоря, а связанный с ним шток через фиксатор приводит в движение контактное устройство — контактный диск соединяет клеммы и АКБ подключается к массе. При этом фиксатор устанавливается в данном положении и обеспечивает постоянный прижим диска к контактам. После подключения аккумулятора к массе подача тока на электромагнит больше не нужна, так как контактное устройство удерживается фиксатором.

Для отключения АКБ от массы нужно еще раз подать ток на обмотку электромагнита, якорь вновь втянется и штоком надавит на фиксатор — в этом случае фиксатор переключится и поднимет контактный диск. В результате произойдет отключение АКБ от массы.

Управлять включателем можно и вручную. Для этого на нем предусмотрена кнопка, которая непосредственно связана с якорем электромагнита. При нажатии на кнопку якорь входит в обмотку электромагнита и происходят все описанные выше процессы.

Варианты и особенности инсталляции дистанционных включателей массы

Монтаж включателя массы производится довольно просто, здесь нужно отметить несколько основных моментов:

  • Выключатель чаще всего монтируется в аккумуляторном отсеке грузовика или автобуса, это необходимо для сокращения длины "массового" провода;
  • Силовые клеммы выключателя подключаются в разрыв минусового провода, идущего от аккумуляторной батареи на "массу" автомобиля. Для этого применяется толстый многожильный провод, рассчитанный на высокие токи;
  • Одна клемма обмотки электромагнита подключается к клемме "−" аккумулятора;
  • Вторая клемма обмотки электромагнита тонким многожильным проводом подключается к кнопке, установленной в любом удобном месте кабины автомобиля (причем эта кнопка может быть скрытой);
  • Вторая клемма кнопки тонким проводником в любой точке кабины подключается к "массе". В качестве этой точки выбираются контакт "+" любого прибора — магнитолы, замка зажигания, блока реле и предохранителей и т.д.;
  • В кабине устанавливается кнопка без фиксации, так как на электромагнит нужно подавать лишь кратковременный импульс тока, достаточный для втягивания якоря и срабатывания фиксатора.

Для безопасности подключение обмотки электромагнита к кнопке осуществляется через предохранитель (обычно на 5 А), а для удобства между кнопкой и массой рекомендуется устанавливать контрольную лампу. При необходимости кнопка может подключаться к выключателю массы через дополнительное реле, это оправдано при использовании кнопки, рассчитанной на малый ток, в грузовиках и автобусах с электросистемами, имеющими мощных потребителей.

Типичные неисправности, ремонт и обслуживание включателя массы

Выключатель и вся связанная с ним электрическая цепь отличается надежностью и может без проблем служить многие годы. Однако при неудачном расположении выключателя (например, если он плохо защищен от влаги и грязи) в нем может возникнуть коррозия, которая приведет к ухудшению контакта между контактным диском и клеммами, а также между клеммами и соединенными с ними проводами. В этом случае выключатель можно разобрать и прочистить.

Иногда возможны и более серьезные неисправности выключателя — обрыв обмотки электромагнита, поломка фиксатора, проседание или поломка пружин, деформация штока якоря и другие. В этих случаях гораздо проще и дешевле полностью заменить выключатель.

При правильной инсталляции и бережной эксплуатации дистанционный включатель массы будет на протяжении длительного времени защищать аккумулятор от потери заряда и автомобиль от угона, не требуя к себе никакого внимания.

Прочитал комментарии. Судя по всему большинство об автоматических выключателях знает, что они есть. А как работают или их параметры - совершенно темный лес. Причем даже знаний из Википедии нет.
И вместо того, чтобы плодить кучу комментариев - напишу один большой.

Для автора
Напишу далеко не первый - такая разрядка аккумулятора ненормальна. Нужно искать проблему.
И как ниже отмечали - ток генератора вполне может быть больше максимального допустимого длительного тока для автомата (в данном случае 71,2А).

Аккумулятор
Здесь больше общая информация:

ish

Ну и пусковой ток, указанный на аккумуляторе - 640А, видимо автора тоже не смущает

Это паспортная величина ограничения аккумулятора. Это не та величина, на которую нужно в этом случае ориентироваться.

sergku1213

Опять же - разряженная часть аккумулятора (пусть даже 13%) на холоду начинает подвергаться сульфатизации, сиречь необратимой деградации аккумулятора.

Не факт. В нашем универе завалялся аккумулятор, который 2 или 3 года стоял в неотапливаемом помещении (остатки старых исследований). Его емкость была всего 10% от номинала.
В результате многократных зарядов/разрядов очень малым током его удалось вернуть к жизни с емкостью 95%. Его еще неделю потом погоняли, падения емкости не было. Потом утилизировали.
Сульфатация не необратимая, но по затратам времени - бессмысленна (на восстановление потратили 1,5 месяца постоянных зарядов/разрядов).

Выключатель

Немного теории.
Каждый автомат с обозначениями A, B, C, D, K и Z имеет определённые точные значения (). Я остановлюсь на B,C,D, как наиболее часто встречаемые и применимые (остальные зачастую - разработки фирм под определенные цели).
Каждый выключатель имеет две категории двух основных показателей по международным стандартам:

Ток перегрузки
- Ток короткого замыкания

Показатель:

Максимальный ток несрабатывания
- Минимальный ток гарантированного срабатывания

В общем эти величины следующие для перегрузки через 1 час (срабатывание по тепловой энергии) для автоматов до 63А (тип B,C,D)
Максимальный ток несрабатывания = 1,13 номинального тока
Минимальный ток гарантированного срабатывания = 1,45 номинального тока

Для короткого замыкания эти величины отличаются для выключателей (т.н. электромагнитное срабатывание без задержки):
тип B - 3*In и 5*In
тип C - 5*In и 10*In
тип D - 10*In и 20*In

Что происходит между линиями - никто гарантировать не может и не будет. В принципе выключатель может срабатывать сразу от минимальной величины или не срабатывать до максимальной. И нужно смотреть исходя из собственных требований.

Пример токово-временных линий автоматических выключателей 63 А от Сименс B, C, D серии 5SY

Теперь по ошибкам в комментариях:

kvazimoda24 , george_vernin

Говоря же о токе, в первую очередь речь идёт о самой защитной функции автомата. Он расчитан на 63 ампера и при большем токе, он разомкнёт цепь

Не вырубится - ему больше 100 ампер нужно будет в таком режиме - электромагнитная защита.

Там величина еще больше, цифры приведены выше.

Valerij56

Зато после нескольких срабатываний «чувствительность» теплового реле может увеличиться.

После нескольких срабатываний подряд - возможно, но если речь о «сработало, включил - все в порядке», то поведение не измениться на протяжении заявленного периода эксплуатации (не должно у нормального производителя).
Valerij56
Но, во первых, они есть не во всех автоматах, а во вторых, они срабатывают, минимум, раз в десять больше номинального, поэтому, если он не срабатывает - то всё в порядке.

Зависит от буквы автомата, детально я описал выше.

DMGarikk

вас не смущает что ток стартера больше 200А может быть?

Impuls
поставить автомат на 60 ампер, в то время как пусковые токи могут доходить до 200-300 ампер - не правильно решение.

Пусковой ток для C63А не более 315 A может быть. Именно так часто и ставят (он ведь еще и к.з. отключить должен, потому D не всегда подходит).

BigBeaver , Ezhyg

То есть, если поставить выключатель на 64 А / 12 В, в сеть с напряжением 230 Вольт и потребителем, кушающим 64 Ампера, ничего не изменится?

Я такого не говорил. Если быть точным, для ответа на это не достаточно данных.

MEG123
Автомат предназначен для переменного тока, это такой же как постоянный в авто, но - переменный.

По приведенной мной выше ссылке на АВВ (этой) описываются автоматы серии S200, которые можно использовать в постоянном токе напряжением от 24В. Единственное что - электромагнитный срабатыватель срабатывает для токов в 1,5 раза выше.
В принципе практически любой автомат без проблем можно использовать на 60В от крупного производителя без проблем. В случае АВВ - от 24В.

MEG123

150А, в зависимости от буквы на автомате его будет вышибать или с вероятность 50 или с вероятностью 100% на таком стартёре.

Можно взглянуть на график выше от Сименс. Такой автомат может выбить после 7 секунд на 150 А независимо от буквы.

MEG123

на этом колхозе запросто пару вольт будет просаживаться если включить весь свет и подогрев

Сопротивление автомата на 63А где-то 0,003-0,004 Ом. При 200 А это 0,8В. Неприятно, но пока аккумулятор новый - не критично.

MEG123

Обычный автомат рассчитан на подводящий кабель сечением в 6-10 квадратов, от аккума масса отходит квадратов эдак в 25-40, т.е. чтоб запихать её в автомат явно пришлось зарезать сечение провода

А погуглить? Как правило автомат на 63А позволяет подключать до 35 мм² одножильный или 25 мм² многожильный. Ваши 6-10 - это для автоматов на 16А-25А, может 40А (но только при открытой прокладке кабелей и проводов, так как автомат должен провод от перегрузки защитить).

Serge3leo

Автомат C63 ещё туда-сюда, срабатывает в течении 10 с на токи 315...630А.

У Сименса до 10 секунд в варианте выше (выключатель 5SY), тут нужно смотреть конкретного производителя или даже модельный ряд (есть и у Сименса подольше на те же буквы, но их мало).

 

Возможно, будет полезно почитать: