Фары и габаритные огни на авто. Дневные ходовые огни (ДХО): кто в выигрыше

Оборудование автомобилей дневными ходовыми огнями, наличие которых предусматривается новыми поправками к ПДД, на сегодняшний день является очень актуальной темой как для граждан России, так и соседней Украины. Но эти новшества повлекли за собой ряд проблем, о которых далее и пойдёт речь.

Конечно же, очень многие водители сталкивались на дороге с тем что, не только в тёмное время суток, но даже днём при солнечном свете (особенно это касается междугородних трасс), очень удобно определять расстояние до встречного транспортного средства, если ближний свет или ДХО на нём включены, особенно при выполнении манёвров. А это уже очень важный момент безопасности. Но, как говорится, всё делается для людей.

Опыт внедрения включенных фар днём

Так, в Европе правило «Сел за руль – включи ближний свет» существует давно (в Финляндии с 70-х годов). В большинстве стран Европы принятие решения включать или не включать ближний свет в пределах города полностью отдаётся на усмотрение и совесть самого водителя (за пределами же населённых пунктов БС или ДХО должны быть включёны всегда). Кроме того, установка дневных ходовых огней на ещё не оборудованные ими ТС является обязательной, но на льготных условиях. А это говорит о том, что в странах Европы заботятся не только о безопасности своих граждан, но и размере их кошелька. В странах же СНГ ситуация складывается несколько иная.

В России, для увеличения безопасности на дорогах, закон, обязывающий водителей включать ближний свет (БС) или ДХО в светлое время суток как за городом, так и в городе, существует с 2010 года (Постановление Правительства РФ №316). В Украине же он вступил в силу только в апреле текущего года и распространяется только на осенне-зимний период (с 1 октября по 1 мая) и только при езде за пределами населённых пунктов.

Результатом такого решения властей стала статистика, согласно которой по отчётам МВД в 2011 году количество аварий в России действительно уменьшилось на 15%. Но это лишь одна сторона медали. Но есть и другая сторона…

Скрытые дополнительные расходы

При постоянно включённом ближнем свет фар, лампочки быстрее выходят из строя и требуют более частой их замены. И здесь уже речь идёт не только о ближнем свете, но и о лампочках габаритов, подсветке номеров, приборной доски и приборов управления.

Для примера возьмём самую распространённую двухнитиевую лампу Н4, срок службы которой составляет порядка 450 часов, а лапочка A12-5, которая часто используется для подсветки номера прослужит вам и того меньше всего 230 часов. Казалось бы, мелочь, но перегореть она может в пути, а это уже грозит стычкой с ГАИ и штрафом в размере 500 руб. Кодекс РФ об административных правонарушениях Глава 12, Статья 12.2.

1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей…
Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.

Кроме того, при постоянно включённых фарах растет нагрузка на генератор – примерно на 150 Вт/ч (110 Вт ближний свет + 10 Вт передние габариты + 10 Вт задние габариты + 10 Вт подсветка номера + 10 Вт подсветка панели приборов и органов управления). Это влечёт за собой увеличение нагрузки на двигатель и, как следствие, повышенный расход топлива, примерно на 1 – 3% (для сравнения, кондиционер увеличивает его расход на 10 %).

Сумма получается незначительная, и в год она составит ориентировочно 960 руб. (расход топлива в среднем 8 литров на сотню, при увеличении на 2 % он составит 8,16 л., а при расстоянии в 20 000 км в год вы перерасходуете 32 литра бензина при его средней стоимости в 30 руб. за л). Но если прибавить стоимость ламп и более быстрый износ аккумулятора (ведь от забывчивости выключить габариты никто не застрахован), но получается сумма в год, с которой вовсе не хочется зазря расставаться.

Дневные ходовые огни как альтернатива

Хорошим решением может стать установка дневных ходовых огней. Но и здесь есть свои нюансы. Новые автомобили, приходящие на российский рынок из Европы, уже оборудованы ДХО. Другие же автомобили, уже бороздящие российские просторы, приходится оборудовать ДХО самостоятельно и за свой счёт, чтобы немного сэкономить на описанных выше расходах и выполнить требования ПДД. К сведению скажем, что сегодня в России автомобилей, оборудованных дневными ходовыми огнями, в общем количестве составляет не более 2,5%, на Украине не более 1%.

При этом российское законодательство именно в вопросе установки дневных световых огней на транспортные средства оказалось более гуманным, чем на Украине. Так, техническим регламентом предусмотрено установление данного вида освещения самостоятельно или на специализированных СТО без последующей перерегистрации транспортных средств в ГАИ. Главное, чтобы новоустановленное осветительное оборудование соответствовало требованиям технического регламента «О безопасности колёсных ТС» пп.6.19.1 – 6.19.9, утверждённого Правительством Российской Федерации 10 сентября 2009 г., а также ГОСТ Р 41.87-99 и правилам ЕЭК ООН № 48 и № 87.

В двух словах основные требования сводятся к следующим параметрам:

Яркость ДХО должна варьироваться в пределах 400 – 1200 кандел;
цвет ламп должен быть исключительно белым;
расстояние между краями двух внутренних видимых поверхностей должно составлять не менее 60 см;
приборы должны располагаться на высоте от 25 до 150 см над уровнем дорожного покрытия;
геометрическая видимость горизонтального угла составлять 20° , вертикального — 10°;
ДХО должны включаться при запуске двигателя автоматически, а выключаться при включении противотуманных или фар ближнего/дальнего света, а также при выключении зажигания.

Но поскольку сама формулировка пунктов технического регламента несколько размазана, да и контроль над соблюдением этих самых требований не достаточно жёсткий, то каждый начал трактовать понятие ДХО по-своему. Кто диодные лампочки прямо в фары врезает, кто в противотуманках их устанавливает, а кто и вовсе в поворотниках умудряется найти им применение. Кстати, не так давно мы писали об установке ксенона, читайте .

А результатом является такая себе какофония света, в которой теперь стало трудно отличить, где колонна, где автомобиль буксируется, где маршрутка, где горит только одна лампочка из двух. Про мотоциклы же и мопеды с их одной единственной фарой мы и вовсе умолим, так как в такой гирлянде они просто теряются. И тут уже, похоже, не до безопасности…

Опыт внедрения дневных ходовых огней на Украине

На Украине же к данному вопросу подошли со всей строгостью. Сначала автовладелец должен получить заключение о возможности установки на его транспортное средство ДХО в Центре безопасности дорожного движения и автоматизированных систем МВД Украины. А после выполнения переоборудования ТС, стребовать (не бесплатно) с исполнителей работ Акт проведения технической экспертизы о соответствии конструкции и технического состояния ТЗ украинским требованиям безопасности либо сертификат соответствия. Подобные документы, как вы понимаете, выдаются не где попало, а только на сертифицированных УкрСЕПРО или НААУ сервисных центрах. После же прохождения всех этих процедур владелец авто дожжен обратиться в МРЭО для внесения соответствующих изменений в регистрационные документы. Без перерегистрации вам никто не разрешит использование ДХО кроме штатных, конечно.

Что же касается стоимости установки дневных световых огней, то и в Украине и в России она будет примерно одинаковой и составит в среднем 3000 руб. (материал + работа), с той лишь разницей, что украинцу придётся дополнительно выложить ещё 2800 руб. (официально) за обязательное оформление всех разрешительных документов. Расход же топлива при использовании LED –лампочек останется неизменным (увеличится всего лишь на 0,3%).

Вообще, каждый решает для себя сам – устанавливать на свою машину дневные ходовые огни или нет. Расклад по экономии мы представили. Отметим, что плохие дороги увеличивают опасность аварии на 30-50%. И чем вгонять водителей в «световую» кабалу, властям неплохо бы побеспокоиться об улучшении качества наших трасс, за которые собственно эти водители и платят, причём немалые деньги.

P.S. Хотите получать интересную информацию и полезные советы на автомобильную тематику на свою электронную почту?

Необходимы для того, чтобы выделить и выразить автомобиль в дневное суточное время. Благодаря этому повышается броскость машины, а соответственно и безопасность водителя. Огни ставятся на передней части автомобиля. Но перед тем как вооружать машину таким устройством, вам обязательно необходимо ознакомиться с законодательством. Нужно узнать все правила и положения ПДД и ГОСТ, поэтому в этой статье мы приведем главные нюансы по работе с фонарями. Закон о ДХО в России с 2011 года обязует всех водителей ездить в дневное время с включенным светом фар. Стоит отметить, что на сегодняшнее время огни дневного свечения классифицируются не только как отдельные световые элементы, но и как свет ближних фар, противотуманки. По статистике, после того, как был принят на ходовые огни закон, практически в половину снизилось количество дорожных происшествий.

На сегодняшнее время относительно дневных огней действуют требования которые регламентируются множеством законных и подзаконных актов. Поэтому, если вы решили поставить на свой автомобиль дневные огни, тогда вам обязательно нужно тщательно ознакомиться с каждым пунктом, который прописан в законодательстве. Первый закон, где упоминаются дневные ходовые огни – это Постановление Правительства РФ №316 в городе Москва от 10 мая 2010 года. Здесь указывается все изменения, которые были внесены в постановление Совета Министров - Правительства РФ №1090 от 23 октября 1993 года.

Таким образом, в ПДД Российской Федерации были внесены следующие изменения:

  • 19. Были привнесены изменения о пользовании внешними световыми приборами.
  • 19. 5 В дневное суточное время на всех транспортных средствах, для обозначения автомобиля должны использоваться фары ближнего света или же .

ГОСТ на ходовые огни Р 41.87-99 предписывает, что официально утверждены огни дневного света на механических транспортных средствах. Далее, на дневные ходовые огни ГОСТ Р 41.48-2004 того же положения, но с внесением изменений в определения что такое ДХО, основываясь на международных стандартах Европейской экономической комиссии ООН №48 гласит:

«Единообразные предписания которые касаются сертификации транспортных средств, по отношению к монтажу устройств наружного автомобильного освещения и световой сигнализации.»

Введены изменения были 1 января 2005 года, и они заменяют положение прежних стандартов ДХО ГОСТ Р 41.48-99. Последнее положение, относительно установки ДХО по ГОСТу стандартизирует, что на всех видах механических транспортных средствах должны находиться дневные огни, обязательно соответствующие требованиям ЕЭК ООН.

Согласно такому требованию, на всех видах огнях, а также на автомобилях, обязательно должны находиться специальные знаки, утверждающие официальную и сертифицированную установку ДХО. Это должны быть обозначения, которые определяют , а также показывают штатное ли оборудование или же самодельное.

Установка ДХО по ГОСТу

В Российской Федерации для ДХО есть специальные стандарты, которым должны придерживаться водители, оснащенные отдельными световыми сигнальными огнями. Стоит отметить, что стандарты монтажа ДХО в России и в Европе немного отличаются.

  • Высота монтажа дневных огней, относительно поверхности земли должны быть в пределах 25-150см.
  • Друг от друга самостоятельные блоки огней дневного света должны находиться на минимальном расстоянии в 60см. Исключение составляет только для автомобилей, характеризующихся маленьким до 1300 см кузовом, поэтому допускается расстояние между огнями в 40см.
  • Площадь излучения, то есть площадь, которую охватывает свет ДХО должна быть в пределах от 25 до 200 сантиметров в квадрате.
  • Яркость ДХО ГОСТ или же сила света, которую обеспечивают огни дневного света - от 400 до 800 Кд.

Любая установка ходовых огней по ГОСТу должна соответствовать вышеуказанным требованиям и правилам. Если хоть один параметр будет отклоняться от нормы, то в случае остановки вас на дороге правоохранительными органами, вы можете не только обзавестись штрафом, но и лишиться автомобиля, поскольку в редких случаях его могут отогнать на штраф стоянку.

Стоит отметить, что как правило, качественные и сертифицированные ДХО выпускаются немецкими высококачественными и популярными фирмами, такими, как , или же . Дневные фонари данных компаний отличаются не только соответствием ГОСТУ России, но и обеспечивают максимальный эффект, и высшую степень безопасности при поездках в дневное суточное время. При прохождении плановой проверки автомобиля на СТО, не возникает никаких проблем, как зачастую случается с теми вариантами огней, которые были произведены владельцами машин самостоятельно.

Единственное, что доставляет проблемы и неудобства, если производится установка ДХО по российскому ГОСТу – это вмешательство в целостность конструкции автомобиля. Присуще это в основном старым моделям автомобиля, которые выпускались до принятия закона с обязательным включением света днем при вождении. То есть, если вам необходимо установить ДХО на автомобиль, где это не предусмотрено, тогда вам необходимо собирать полный пакет документов и добиваться официального разрешения на внесение изменений в механическую конструкцию авто. К тому же, вам придется еще и производить более сложные технические работы по их монтажу. Обязательно необходимо будет делать пропилы или же вырезы в бампере, для того, чтобы точно расположить модули огней для совершения дневных поездок. Как правильно сделать ДХО своими руками, а также установить и подключить его в авто, вы можете узнать в .


11 Коментировать "Законы ДХО в России: ГОСТ и ПДД"

Иван - 19.12.2016


ВОПРОС: Существуют ли какой то стандарт ну световой пучок ДХО, можно ли использовать 2х режимные лампы ДХО + поворот._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ОТВЕТ: Здравствуйте, Иван! Согласно ТР, Приложение 5 1.3.29. Требования к дневным ходовым огням: 1.3.29.1. Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов. Таким образом использовать 2х режимные лампы ДХО + поворот незаконно.

Павел - 14.11.2016


ВОПРОС: Добрый день! Скажите, пожалуйста, возможно ли по центру легкового автомобиля, поставить ДХО, по принципу внедорожника, т.е. своего рода фару со светодиодами длинной 40 см?__________________________________________________________________________________________________________ ОТВЕТ: Здравствуйте, Павел! Ваш вопрос довольно деликатный и ответить на него смогут наши специалисты, которые занимаются установкой ДХО. Для того чтоб они с Вами связались и проконсультировали, оставьте свои контактные данные.

дима - 04.11.2016


ВОПРОС: могу ли я самостоятельно установить дхо на ваз 21099 не собирая кучу документов на разрешение в изменении конструкции______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ОТВЕТ:Здравствуйте Дмитрий. Установка ДХО - это внесение изменений в конструкцию транспортного средства это указано в ГОСТ Р 41.48-2004 и Техническом регламенте. А любое изменение в конструкции требует "собирать кучу документов на разрешение".

Алексей - 10.10.2016


ВОПРОС: Здравствуйте. Могу ли я установить гибкую светодиодную ленту в фару своего авто? Как сейчас многие делают. И будет ли это законным или нет? Спасибо________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ОТВЕТ: Здравствуйте, Алексей, благодарим вас за столь актуальный вопрос. Установка светодиодной ленты в фару будет относиться к перечню неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. Управление указанным транспортным средством должно квалифицироваться сотрудниками Госавтоинспекции как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Константин - 15.08.2016


ВОПРОС: Судя по стандартам ГОСТа, установка на мотоциклы в принципе не возможна? Возможно ли узаконить такую установку ДХО (см. фото по ссылке)? http://pp.vk.me/c625817/v625817542/1bf6b/8Ib0hPvpEB0.jpg________________________________________________________________________________________________________________ОТВЕТ: Здравствуйте, Константин. Вопрос, касающийся узаконивания ДХО, довольно щепетильный. Для более достоверной информации оставьте свой контактный номер и квалифицированный специалист проконсультирует вас в телефонном режиме.

Владимир - 29.06.2016


ВОПРОС:Добрый день. Очень интересует вопрос: можно ли у нас использовать в качестве ДХО дальний свет в половину накала от номинального значения, или же в 30%, как предлагают некоторые изготовители автоаксессуаров?______________________________________________________________________________________________________ОТВЕТ: Здравствуйте, Владимир! По правилам ПДД России разрешается использовать в качестве ДХО дальний свет в половину накала от номинального значения, или же в 30%. При правильной схеме подключения включение дальнего света можно сделать автоматическим более опдробную информацию читайте в этой статье https://сайт/cat-dnevnye-hodovye-ogni/a-dalnij-svet-v-kachestve-dho

Алексей - 21.06.2016


ВОПРОС: добрый день, есть возможность использовать поворотники, в качестве ДХО, поворотники в штатной фаре, оранжевого цвета, но по госту 2004 года ДХО должны быть белыми, но ведб поворотники не являются ДХО напрямую, а комбинированные (или сгрупированные) световые приборы, работающие в разных режимах, могут ли возникнуть проблемы с ГАИ по этому поводу. просто знаю что на авто американского производства с завода вместо ДХО используются поворотники или лампы дальнего света в режиме так называемого "пол накала"___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ОТВЕТ: Добрый день, Алексей! Данными вопросами занимаются наши юрист-консультанты, оставьте пожалуйста свои контактные данные и они свяжутся с вами в ближайшее время.

На сегодняшний день каждый автомобиль, использующийся на территории РФ, должен быть оборудован дневными ходовыми огнями (ДХО). Причем этот тип оптики обязательно должен быть включен в любое время суток. Подробнее о том, как регламентируют правила ПДД, вы сможете узнать из этой статьи.

Законы и правила, регулирующие требования к ДХО

На данный момент правила установки ДХО и общие требования к этому типу оптики регламентируются многими законными актами. Разумеется, знать о них не помешает каждому автолюбителю. Основным документом, в котором четко указаны требования к дневным ходовым огням, считается Постановление Правительства РФ № 316, подписанное в мае 2010 года.



В соответствии с этим документом в правила дорожного движения были внесены коррективы. В частности, теперь дневные ходовые огни в России необходимо устанавливать на все без исключения автомобили. Основное требование к ДХО такое, что эта оптика или должны быть включены в любом время суток, что необходимо для обозначения транспортного средства среди других участников дорожного движения. В противном случае водителю может грозить штраф.

В соответствии с ГОСТом под номером Р 41.87-99, дневные ходовые огни представляют собой тип оптики, обозначающий габариты автомобиля. Данный документ стандартизирует оптику для всех типов автомобилей в соответствии с европейскими стандартами. То есть установленный дневной огонь (фара) должен быть сертифицирован, а это значит, что на корпусе или стекле должен присутствовать символ официального утверждения.

Основные требования в соответствии с ГОСТ и ПДД



Суточные ДХО должны не только присутствовать на каждом автомобиле, их важно правильно установить.

В соответствии с российским государственным стандартом, при установке дневных ходовых огней необходимо учитывать такие параметры:

  • от дорожного полотна оптика должна быть расположена на расстоянии от 0.25 до 1.5 м;
  • минимальное расстояние между фарами должно быть не меньше 0.6 м, а от края кузова транспортного средства они должны быть установлены не дальше, чем на 0.4 м;
  • что касается светового потока, которым обладают дневные ходовые огни, то он должен быть в районе 25-200 см2;
  • еще один параметр — сила излучения, в общей сложности он должен варьироваться от 400 до 800 Кд.

При несоблюдении этих параметров водителю может грозить реальный штраф. Разумеется, не каждый инспектор ДПС для того, чтобы определить несоответствие стандартов, будет линейкой замерять, правильно ли вы установили оптику. Однако штраф за это предусмотрен, поэтому при установке огней все же лучше соблюдать правила.

Фактически же ДХО, выпускаемые известными брендами, такими как Philips, Hella и прочими, удовлетворяют требованиями законодательства. Покупая такую оптику, ее без проблем можно установить в домашних условиях, а проблем в плане технического обслуживания при ее использовании у вас не возникнет. Что касается недостатков, то в этом случае он один. Чтобы все сделать в соответствии со стандартом РФ, особенно, если речь идет о старых авто, придется вмешаться в конструкцию бампера. То есть нужно будет сделать соответствующие пропилы и провести прочие монтажные работы, чтобы произвести установку оптики (автор видео — Azamchik Abdizhalilov).

Установка ходовых огней по ГОСТу

Если вы намерены оборудовать свое транспортное средство этим типом оптики, при этом сделать так, чтобы установка соответствовала правилам и стандартам, просто соблюдайте параметры, указанные выше. Если вы этого не сделаете то, как мы уже сообщили, вам будет грозить штраф. Более того, если сотрудник ДПС расценит эта нарушение как «особое», машина может быть и вовсе отправлена на штраф-стоянку.

Поэтому, чтобы не навлечь на себя проблем, необходимо не только производить монтаж в соответствии с требованиями, но и правильно подобрать оптику для своего авто. Помните о том, что следует уделить внимание выбору типа оптики, а также марке, то есть производителю, поскольку от этого зависит многое. Покупая ДХО от известных мировых брендов, таких как Philips или, к примеру, Osram, вы сможете быть на 100% уверены в том, что оптика полностью соответствует стандарту.

Но выбирать известных производителей нужно не только потому, что их продукция соответствует правилам, ГОСТам и стандартам. Продукция от мировых брендов, как показывает практика, является наиболее надежной и эффективной, а это, в свою очередь, позволит вам наиболее безопасно передвигаться по российским дорогам. Лампы и фары от указанных выше производителей проходят все необходимые тестирования и поверки на зарубежных СТО. Это неоспоримый плюс, особенно, если сравнивать ДХО с оптикой, изготовленной в гаражных условиях.

Итак, как производится установка:

  1. Когда вы выбрали место для монтажа, необходимо произвести монтаж крепежных элементов фонарей под необходимым углом, для этого используются саморезы. Установка может быть осуществлена как под бампером, так и внутри него, оптимально, разумеется, будет установить фонари непосредственно в конструкцию. Если в бампере имеются заглушки, их необходимо демонтировать и очистить от пыли и грязи. В соответствии с размерами фонарей в заглушках необходимо проделать отверстия.
  2. На обратной стороне заглушки нужно прорезать горизонтальную планку и демонтировать ребро жесткости.
  3. К кронштейну фары следует прикрутить уголки фиксации для дальнейшего монтажа ее на машину. Затем кронштейн следует зафиксировать на заглушке.
  4. После этих действий нужно открыть капот и установить блок управления дневной оптикой, монтировать его необходимо как можно ближе к АКБ. Для установки используются стяжки, хомуты или скотч.
  5. Затем производится укладка проводки для левой и правой фары. Остается только подключить фонари. По стандарту черный кабель подключается к массе транспортного средства, а красный необходимо подключить с одним из кабелей, который подключается к плюсу АКБ. После этого фиксируется предохранитель.

 

Возможно, будет полезно почитать: