Реле вентилятора ваз 2109. Замена вентилятора охлаждения

Как известно, на ваз 2109 вентилятор охлаждения выполняет множество функций. Замена вентилятора охлаждения ваз 2109 – процесс нужный и важный, который можно провести и своими силами.

Причины неправильной работы вентилятора

В машине ваз 2109 вентилятор системы охлаждения в процессе работы может издавать посторонние звуки.
Причин такого поведения может быть очень много:

  • Возможно, болт, с помощью которого вентилятор крепится к двигателю, попросту раскрутился. Из-за того, что он плохо держится, во время езды он пошатывается.
    Собственно, это и приводит к образованию непонятных звуков.
  • Радиатор неправильно установлен. То есть, он не находится на своем месте. Возможно, он лежит на поперечине подвески, что тоже не есть очень хорошо.
  • Возможно, вентилятор надломился с одной стороны, что привело к дисбалансу.

Примечание: при этом не обязательно менять его полностью. Достаточно только заменить поврежденную часть.

  • На крыльчатку попала грязь. Это, казалось бы, совершенный пустяк, однако он приводит к дисбалансу. Как следствие – непонятное постукивание.

  • Подушки плохо зажаты, поэтому они плохо держат мотор. Возможно, подушки прожаты (так бывает после длительной эксплуатации). В итоге мотор вибрирует.

Примечание: исправить данную проблему можно, заменив подушки или вставив прокладки из резины.

  • Если вентилятор сильно гудит, значит ему не хватает смазки (нужно срочно смазать двигатель маслом).
  • Подшипник разбился. Эта проблема возникает из-за того, что крыльчатка долгое время была поврежденной, поэтому в системе наблюдался дисбаланс.

Примечание: решить эту проблему можно только одним способом – заменить подшипник. Однако перед этим нужно исправить положение крыльчатки, так как в скором времени из-за нее может быть поврежден еще один подшипник.

Как сбалансировать крыльчатку

Есть два варианта балансировки:

  • Первый – на лопасть вентилятора закрутить тоненькую проволочку. Посмотреть, с какой стороны дисбаланс проявляется сильнее.
    Плавным движением попытаться выровнять крыльчатку, пока посторонние звуки не исчезнут.
  • Второй – в отверстие вставить ось, диаметр которой сходен с диаметром отверстия. Установить крыльчатку на две опоры, расположенные в горизонтальном положении.
    Если существует дисбаланс, то избавиться от него можно, обточив более тяжелую лопасть, либо приклеив небольшой грузик к лопасти с меньшей массой.

Примечание: в качестве оси может служить обычное сверло. Роль двух горизонтальных опор могут выполнять два стола.

Можно поменять четырех-лопастную крыльчатку (это стандартная деталь) на восьми-лопастную.

Примечание: нельзя сказать, что вторые охлаждают намного лучше первых, но уж точно не хуже. Зачастую, заменив крыльчатку, посторонние звуки в вентиляторе охлаждения полностью исчезают.

В продаже можно встретить как отдельные крыльчатки, так и в комплекте с мотором. Вторые, естественно, стоят гораздо дороже.
Поэтому не стоит выбирать второй вариант, если мотор исправен (обычно его нужно просто смазать, чтобы он стал лучше работать).
Не стоит приобретать самые дешевые крыльчатки. Обычно они имеют небольшие дефекты.

Примечание: встречаются модели стоимостью от 100 до 1000 рублей.

Как заменить вентилятор


Если замена крыльчатки не помогла, значит придется приступать к крайним мерам – заменить сам вентилятор охлаждения.


Для этого нужно сделать следующее:

  • Открыть капот.
  • Снять .

Примечание: после этого будет достаточно места, чтобы проводить дальнейшие работы.

  • Чтобы без проблем снять рамку вентилятора, следует открутить 2 гайки и 2 болта (ключом на 10). Две гайки и первый болт откручиваются без труда.
    Однако с последним болтом придется повозиться. Дело в том, что он расположен в не очень удобном месте.
    Получить к нему доступ мешает поперечная балка и рычаги, которые к ней крепятся.

  • Оттопырить крыльчатку. Для этого подойдет любой удобный инструмент.

Примечание: крыльчатка сама по себе очень хрупкая, поэтому работы с ней следует проводить аккуратно.

  • С помощью головки на 13 открутить гайку, которая крепит крыльчатку.
  • Ни в коем случае нельзя потерять шпонку, которая вставляется в вал двигателя. Иначе придется самостоятельно мастерить что-то похожее на нее, а это не так-то и просто.
  • Заменить лопасти крыльчатки.


  • Вставить ее на место (при необходимости можно использовать новую крыльчатку). Гайку нужно затянуть как можно сильнее, ведь если крыльчатка будет болтаться, то в скором времени она снова сломается.


  • Прежде чем поставить вентилятор на место, необходимо установить две резиновые шайбы. Это поспособствует тому, что вибрация, идущая от вентилятора, будет менее ощутима на .
  • Чтобы без труда одеть крепление на шпильку обратно, можно в нижнем креплении рамки сделать небольшую прорезь.


  • Вставить вентилятор. Закрутить все гайки, которые его крепят.

Двойной вентилятор

В летнее время «девятки» особенно перегреваются. Поэтому, чтобы обеспечить максимальное , можно на место одного вентилятора установить два.
Для этого:

  • В первую очередь нужно сделать еще одно крепление для вентилятора.
  • Кроме того в самом вентиляторе также нужно проделать небольшое отверстие, чтобы его можно было без труда установить на место.
  • Разобрать мотор и снять магниты (лучше использовать отвертку, чтобы они не раскололись).

Примечание: важно не перепутать, в какой последовательности стояли магниты, поэтому их нужно пометить.

  • Срезать болгаркой предыдущие крепления цилиндра и приварить на их место новые.
  • Собрать мотор в обратном порядке.
  • Прикрутить рамку к мотору.
  • Поставить лопасти.
  • К лопастям подключить два вентилятора.

Примечание: один вентилятор уже будет подключен (так как он штатный). Другой можно включать по необходимости, сделав в салоне специальную кнопку.

Цена ремонта вентилятора охлаждения в автосалоне не является слишком высокой. Однако, если выполнять эту работу своими руками, то платить придется еще меньше.
Не нужно забывать, что перед этим стоит пересмотреть различные фото и видео на данную тему. Возможно, инструкция, предложенная нами, также пригодится.

Всем привет!
Особенно привет тем, кто подписан на девятку!
Итак, пришла такая идея, почему бы не перенести вентилятор из моторного отсека куда-то в другое место.
Зачем переносить, менять что сделали на заводе автоваза?
А всё для того, чтобы хоть немного добавить свободного места под капотом. В связи с установкой 16кл двигателя, места под капотом стало совершенно мало. При мелком ремонте, руку никуда не просунуть…
Но, в большей степени напрягал сам процесс работы вентилятора.
Напомню, что при карбюраторном ДВС, вентилятор был подключен к датчику тепмературы, расположенном на верхней части радиатора. Включение вентиляьлора зависило от датчика (90-100 градусов). В моём случае, датчик стоит от классики, температура работы от 90 градусов.
Инжектор - работа вентилятора от мозгов (у меня Январь). На термостате стоит датчик температуры, от него сигнал на мозги, и когда достигнит нужной температуры, мозги включают вентилятор. В общем, всё тут понятно. Но почему-то, включение от мозгов происходило не всегда при 105градусах. Бывало и выше. В пробках это сильно беспокоило. Приходилось включать печку на всю! Тосол кипел…Поэтому и было решено перестроить конструкцию.
Идею про два вентилятора на передок видел уже давно в интернете. Многие покупают вентиляторы от новой Нивы (21213…) или от ШевролеНивы, но это для меня пока дороговато. вот фото вентиляторов, стоимостью свыше 3000 р.

новые от нивы

Было решено самому сварить два вентилятора .
Сперва снимаем старый вентилятор вместе с коробом.


Пришлось помучится с ним немного, не вылезал. Можно было снять защиту, задрать морду и вытащить снизу, но… Просто открутил патрубок верхний, идущий на радиатор, снял его и вытащил вентилятор вверх.


Что же с ним делать, как быть?..
…По счастливой случайности, друзья достали мне две коробки для вентилятора от классики и сам мотор с лопостями.
Примерил короб от 2108

короб от 2108

как написал - от классики

Короб 2103 более менее элегантнее сделал и в большей степени подойдет.
Моторы одинаковые, что на классике, что на девятвке - от ваз 2103. Лопостя тоже.
Снимаем лопостя, чтоб они не мешали и чтоб их покрасить. За одно и чистим мотор от окислений, да смазываем.
Вот схемка.

как разобрать.

Купили ядовитую краску. Флюрисцентная.


Так же, была найдена и черная краска.
Процесс сварных работ незачем описывать…
После сварки, примеряем к машине, мешают углы и грани коробов вентиляторов. Берем балгарку и делаем всё так, как нам удобно.
Примеряем, сидит прекрано.

Теперь берем дрель, сверло на 6,5 и сверлим отверстия, чтобы закрепить конструкцию на телевизоре. Осторожно, неповредите радиатор!
Далее, как всё подходит, красим конструкции в несколько слоёв.
Ах да, пришлось отрезать ушки крепления решетки радиатора, ну мешали немного. Потом поставим решетку, это не столь важно)
Высохло,



обновили телек

собираем, устанавливаем.

Дело за электропроводкой .
Будем подключать вентиляторы таким образом, чтобы один работал от датчика на радиаторе, другой от мозгов.
Пошукавшись, мне помог со схемой besxes .
Присла вот такую схему.

Я чуть её изменил, но по факту, всё так и осталось, как он прислал.

Для подключения нам нужны:
Колодки папа/мама;
провода;
реле 4х контактное;
коробка с предахранителем, клемы проводов;
изолента и чуть мозгов.)))

С первых дней создания двигателя внутреннего сгорания у него присутствует одна главная проблема - повышенное выделение теплоты. Это явление сопровождается перегревом двигателя, ресурс которого может быстро сократиться. При перегреве двигателя может произойти деформация многих частей поршневой группы, повреждения сальников, уплотнителей и подшипников, а также воспламенение топлива в системе подачи ее подачи.

Первая система охлаждения омывала стенки двигателя некоторым количеством воды. При нагреве вода испарялась и «забирала» у двигателя некоторое количество теплоты. Позднее появились более совершенные, замкнутые системы охлаждения двигателя, действие которых усиливалось с помощью вентиляторов охлаждения.

Изначально, вентилятор крепился к водяному насосу или . Раскручиваясь, вентилятор работал постоянно и охлаждал двигатель на заданном уровне весь период эксплуатации. Недостатком такого вентилятор является то, что его вращение не прекращается и зимой, когда прогревание двигателя происходит дольше, чем летом. Таким образом, прогревание происходило намного дольше.

Все недостатки помповых вентиляторов перекрыл электропривод. Электрические вентиляторы появились во второй половине 20 века и заметно улучшили как охлаждение, так и нагрев двигателя до рабочей температуры.

Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения ВАЗ 2109


Вентилятор состоит из электродвигателя, на валу которого расположено колесо с лопастями и специального кожуха с креплениями. Кожух предназначен для крепления вентилятора и имеет такую конструкцию, которая позволяет забирать вентилятору воздух только с передней части автомобиля. Кожух изготавливается из металла, а его крепление осуществляется к радиатору автомобиля.

Вентилятор срабатывает только при определенных значениях температуры охлаждающей жидкости и не допускает повышение температуры выше нормы. При достижении охлаждающей жидкости в радиаторе определенной температуры (87 - 90 градусов Цельсия), срабатывает датчик температуры, расположенный на радиаторе, и замыкает электрическую цепь вентилятора охлаждения. Вентилятор начинает вращение и охлаждает двигатель.

После падения температуры ниже заданных отметок, датчик размыкается и разъединяет электрическую цепь вентилятора охлаждения. Данный цикл продолжается на всем протяжении работы вентилятора и обеспечивает надежное охлаждение двигателя при нормальных режимах работы.

Неисправности и замена вентилятора охлаждения

Основной неисправностью вентилятора считают его отказ в работе. Он проявляется в подъеме температуры охлаждающей жидкости выше нормы. А как только открывают капот - оказалось, что вентилятор и не работал.

Диагностика неисправностей начинается с проверки датчика. Для этого, из датчика вытаскивают провода и замыкают между собой (зажигание должно быть включено). Если вентилятор начинает вращаться, значит, проблема была в датчике, если нет, то проблема сто процентов коснулась вентилятора.

Отказ работы вентилятора, обычно, связан с неисправностями электродвигателя. Починить электродвигатель может только электрик, поэтому в вашем случае, необходимо отнести его в ремонт или же заменить новым. Процесс снятия и установки описан ниже.

Видео - Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2114

Порядок действий при замене

1. Откройте капот и отключите клемму аккумулятора.

2. Отсоедините штекер с проводами из разъема, ведущему к вентилятору.

3. Открутите болта крепления вентилятора и снимите его.

4. Перед установкой нового вентилятора, проверьте его работу, подключив напрямую к аккумулятору. Если он работает, установите его в порядке, обратном демонтажу.

На этом, замена вентилятора охлаждения завершена.

 

Возможно, будет полезно почитать: