Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах. Какое трансмиссионное масло лучше использовать: результаты тестов и отзывы Масло в кпп ваз 2110 рекомендованное производителем

Уметь правильно выбирать масло для коробки ВАЗ-2114 должен каждый владелец отечественного автомобиля, ведь если масло выбрано неверно, о надежности и стабильности работы трансмиссии остается только мечтать. Выбор масла для КПП в отечественных машинах не так сложен, как кажется, с этим сможет справиться даже начинающий автолюбитель, все что нужно знать, так это несколько важных правил.

О том, какие изготовители производят лучшее масло для коробки ВАЗ-2114 и кого лучше обходить стороной, в этой статье помогут определиться специалисты.

Как подобрать тип масла для КПП ВАЗ-2114

Какая основа будет у масла, не имеет большого значения, поэтому можно купить как минеральное, так и синтетическое. Если смотреть на стоимость и расход, то выгоднее остановить свой выбор на минеральной субстанции. На какие критерии необходимо обратить внимание?

  1. Какова скорость относительного скольжения?
  2. Величина удельных нагрузок, действующих во внутреннем пространстве механизма.

На эти критерии влияет лучшая вязкость масла, подобранная именно для вашего авто, а также нужное число присадок. Противозадирные присадки – желательная характеристика, ведь несмотря на то, что сернистые компоненты, содержащиеся в жидкости, становятся причиной дефектов металла, они также образуют задиры, которые с течением времени формируют тонкую пленку, замедляющую процесс износа. Это позволяет механизму дольше работать даже в самых суровых климатических условиях, а вопрос дефекта металла отходит на второй план.

Если раньше в качестве смазки для трансмиссии отечественных авто применялись ТАД-17И, то сегодня его успешно заменяет качественное ТМ5-18.

Какими еще бывают трансмиссионные масла:

  1. GL-4 – подходящие для коробки передач переднеприводных машин.
  2. GL-5 – считаются самыми универсальными, подходят для машин отечественных марок, отличаются лучшим качеством.

Кроме минеральных смазок формата Рексол ТМ-5-18, Норси и Лукойл ТМ-5-18, бывают массы не такие густые – Велс ТМ, Спектрол-Форвард, Техасо Geartex EP-C. Также на полках магазинов встречаются синтетические и полусинтетические смазки для КПП Motulgear, Teboil EP, BP Energear SGX.

Масло лучшей вязкости для коробки ВАЗ-2114


Если машина эксплуатируется в регионе с устойчивой жаркой погодой, лучше залить в коробку Лады масло класса 140, если смотреть по каталогу, то это тип SAE. Ориентируясь на температурный режим, для умеренного выберите субстанции класса 90.

В России собственники ВАЗ-2114 хорошо покупают внесезонную жидкость:

  1. 75W-90 – выдерживает даже критические минусовые температуры. Основным недостатком считается шум, без которого не обходится работа КПП.
  2. 80W-90 – универсальная смазка для авто с хорошим пробегом, по цене дешевле чем предыдущий образец. Требует замены через каждые 50 000 – 70 000 км пробега.
  3. 85W-90 – не годятся для суровых российских зим, поэтому лучше вообще не тратить на них свои кровные.

Выбирая масло, отдавайте предпочтение иностранным производителям – они редко вызывают износ синхронизаторов быстрыми темпами.

От какого масла владельцам ВАЗ-2114 лучше держать подальше, так это от жидкостей высокой вязкости 85W-90. Чем выше показатель вязкости, тем прочнее формируется масляная пленка, это означает, что смазка тяжелее достигает составляющей коробки передач и заставляет работать синхронизаторы буквально на износ.

В каждой трансмиссии имеются шестерни, установленные на валах. Они вращаются за счет подшипников, которые наряду с зацепляющимися шестернями требуют регулярной смазки. Выбирать масло необходимо с учетом эксплуатационных условий для трущихся пар. И здесь стает вопрос какое масло лучше в кпп ВАЗ?Для большинства автомобилистов не секрет, что в коробках используются косозубые цилиндрические передачи, в которых две шестерни соприкасаются друг с другом зубьями. Данный контакт имеет плоскостно-неподвижный характер, то есть когда два зуба зацепляются, они становятся неподвижными друг относительно друга.

В этом заключается основное отличие их от гипоидных трансмиссий, в которых контакт точечный. В силу определенных конструктивных особенностей у них возникает продольное скольжение зубьев, вызывающее сильные контактные напряжения и существенно ухудшающие смазывающие условия.

Масла для гипоидных КПП

Серьезные удельные давления и существенное продольное скольжение вызывают разрушение масляной пленки в контактной зоне, а это может способствовать заеданию металла трущихся поверхностей. Данный недостаток гипоидных коробок передач обычно устраняют использованием масел повышенной вязкости с особыми присадками, которые обуславливают достаточную прочность масляной пленки. Также шестерни получают дополнительное фосфатирование.

Классификация масел

Согласно международной системы API трансмиссионные масла делятся на несколько категорий:

  1. GL-1 — SAE 75W. Данные масла подходят для прямозубых, червячных, конических передач, работающих с давлением до 1600 МПа и температурой не более 90 градусов.
  2. GL-2 — SAE 80W/85W. Подходят для прямозубых и спирально-конических передач. Работают с давлением до 2100 МПа и при температуре до 120 градусов.
  3. GL-3 — SAE 90 – аналогично предыдущему, но выдерживает до 2500 МПа и до 120 градусов.
  4. GL-4 – SAE 140. Предназначены для разных трансмиссий, в том числе гипоидных с рабочим давлением до 3000 МПа и температурой до 150 градусов.
  5. GL-5 – SAE 250. Создано для гипоидных передач с давлением более 3000 МПа и температурой более 180 градусов.
  6. GL-6 – применимо с гипоидными передачами, работающими в суровых эксплуатационных условиях. В масле присутствуют особенно эффективные противоизносные и противозадирные присадки.

Масло, предназначенное для масла ВАЗ, подходит для машин с передним приводом. Обычно в такие коробки заливают смазки классов GL-3 или GL-4.

Моторное масло в коробку ВАЗ

Некоторым автовладельцам непонятно, откуда взялась рекомендация заливания моторных масел в трансмиссии автомобилей ВАЗ. Дело в том, что моторные масла по эксплуатационным характеристикам относятся к GL-1 или GL-2. Когда в 1984 году автопроизводитель начал выпускать первые переднеприводные ВАЗ 2108, в СССР не было достаточного объема подходящих масел, удовлетворяющих нужным свойствам. Наиболее популярными для легковых авто тогда были моторные М5з, М6з, М8з, а также трансмиссионное ТАД-17, которое позднее было заменено ТАД-17И. Два последних соответствуют требованиям группы GL-5.

Следовательно, из двух зол автомобилисты выбирали меньшее. Слишком вязкое масло в коробках большего объема вызывало высокие нагрузки, воздействующие на синхронизаторы и вызывающие существенные механические потери в мороз.

Масла для первой заливки

Постепенно появлялись новые виды масел, в том числе импортного производства, а рекомендации автопроизводителей менялись. Сам завод начал внедрять в сборочном производстве масло в коробку ваз для первого залива ТМ 5-9П.

Данное масло заливают только на заводе, а в продажу оно не поступает. По рекомендациям автопроизводителя данную смазочную жидкость в переднеприводных КПП необходимо менять через 75 тыс. километров пробега. На классике и полноприводных ВАЗах это масло меняют после приработки, то есть через 2-3 тыс. километра пробега.

В продаже имеются масла для коробок ВАЗ 08-099 следующих марок:

  • ТСп-10 (ТМ-3-9),
  • ТСп-15к (ТМ-3-18),
  • Тап-15в (ТМ-3-18),
  • ТСз-9гип (ТМ-4-9з),
  • «Рексол Т» SAE 80W-85 API GL-4,
  • «Волнез ТМ 5-12».

Что касается импортных трансмиссионных жидкостей, при можно использовать почти любые смазки, соответствующие классификациям GL-3 и GL-4.

Выбор вязкости

Применение отечественных трансмиссионных масел для ВАЗ, многие из которых сегодня относятся к классу API GL-5, способствует ускоренному износу синхронизаторов. В связи с этим в трансмиссии переднеприводных авто лучше заливать жидкости API GL-4 либо API GL-4/5 с вязкостью:

  • SAE 75W-80,
  • SAE 80W-85,
  • SAE 80W-90.

Отечественное масло GL-4 найти непросто и зачастую это дорогостоящая полусинтетика или синтетика. Лучше покупать импортные жидкости, использование которых способствует продлению срока службы трансмиссии автомобиля. Как производится замена масла в КПП ВАЗ, читайте в отдельной статье на нашем сайте.

Не нужно заливать масло в КПП ВАЗ высокой вязкости, среди которых моторные 5W-50 и 10W-50, а также трансмиссионные 85W-90. Чем выше вязкость, тем более прочной является масляная пленка и тем худе масло проникает к элементам коробки. Слишком высокая вязкость способствует затруднению работы синхронизаторов, так как излишки масла должны выдавливаться. Автопроизводитель ВАЗ рекомендует жидкость ТМ-4-12 с вязкостью SAE 80W-85. Главное найти в продаже оригинал, а не подделку.

В сети очень часто встречаются тематические форумы, где не утихают споры автомобилистов по поводу выбора моторного масла. Кто-то льет только то, что имеет допуски завода-изготовителя, другие же водители не придерживаются таких жестких рамок. Полностью аналогичная ситуация сложилась вокруг вопроса, какое трансмиссионное масло лучше для той или иной модели автомобиля. С этим вопросом мы постараемся разобраться в данной статье.

Что нужно знать?

Назначение трансмиссионного масла примерно такое же, как и моторного, с небольшими отличиями. Такое масло должно равномерно и эффективно смазывать трущиеся узлы коробки переключения передач. Нужно это для дополнительного охлаждения и снижения коэффициента трения. Многие автомобилисты вообще никогда не меняют масло в коробке, что впоследствии приводит к необходимости её переборки.

В данной статье мы рассмотрим линейку отечественных автомобилей с механической коробкой передач. Автомат - это уже другая тема для разговора, так как там все устроено по-другому, но масло тоже нужно менять. Первым делом разберемся с тем, стоит ли следовать рекомендациям-завода изготовителя. Помимо этого, рассмотрим отзывы автомобилистов по поводу той или иной марки трансмиссионного масла. В целом, постараемся осветить этот вопрос как можно лучше.

Какое трансмиссионное масло лучше для ВАЗ-2107

Большая часть автомобилистов придерживается рекомендаций завода-изготовителя. Именно сертифицированные трансмиссионные масла с необходимыми допусками способны обеспечить длительную и бесперебойную работу коробки передач 2107. Среди наиболее популярных смазочных жидкостей стоит выделить следующие:

  • Лукойл ТМ-5 85w-90.
  • ТНК Гипоид 80w-90 или 85w90.
  • Спектрол 80w-90.

Это далеко не все трансмиссионные масла, подходящие для использования в КПП ВАЗ-2107, но они проверены и считаются достаточно качественными. Тем не менее, не все придерживаются этих рекомендаций. Многие опытные водители рекомендуют особо не заморачиваться при выборе трансмиссионки и останавливаться на более или менее доступном по бюджету варианте.

Группа трансмиссионного масла

Для того чтобы более подробно разобраться с тем, какое трансмиссионное масло лучше для ВАЗ-2107, необходимо рассмотреть несколько важных характеристик смазочного материала. В частности, это касается группы смазочного состава, которые бывают:

  • GL-4 - масла с большим количеством присадок. Отлично подходят для использования в коробках, режим эксплуатации которых не предусматривает высоких крутящих моментов. Есть также масла, которые, наоборот, больше подходят для высоких крутящих моментов;
  • GL-5 - группа масел, предназначенных для гипоидных передач. Если автомобиль оснащается КПП с гипоидной передачей, то заливать в редуктор можно только GL-5.

Крайне важно правильно подобрать группу масла. Это позволит обеспечить длительную работу КПП даже в тяжелых условиях. При этом не стоит забывать о регулярной замене, но об этом мы поговорим немного позже.

О классе вязкости

Если говорить о таких моделях, как ВАЗ-2106, 2107, то для этих автомобилей чаще всего выбирают смазку с вязкостью 75w90. Это синтетическая или полусинтетическая основа. Такое трансмиссионное масло отлично подходит для эксплуатации в суровых погодных условиях. Диапазон температур, при которых можно использовать такую смазку, - от -40 до +35 градусов по Цельсию.

Помимо этого широкое распространение получили масла вязкостью 75w85 и 80w85. Это всесезонные смазочные материалы, которые также отлично подходят для использования при низких температурах. Стоит заметить, что завод изготовитель рекомендует использовать именно такие классы вязкости. В целом, в отечественную классику можно лить такие масла, как ТНК или Лукойл соответствующей группы и класса.

Какое трансмиссионное масло лучше для "Калины"

Очень часто встречаются мнения автомобилистов о том, что на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля масло в коробке передач менять не нужно. Но на самом деле это несколько не так. Ведь подобный состав со временем теряет свои эксплуатационные характеристики, поэтому его периодически необходимо менять. Что касается авто "Лада Калина", то большинство владельцев этой машины рекомендуют заливать ТНК TRANS KP Super. Трансмиссионное масло от данного производителя делает работу КПП более тихой, а переключение скоростей - плавным.

Но и тут есть некоторые нюансы. Во-первых, желательно отдавать предпочтение только оригинальным смазочным жидкостям. Во-вторых, после капитального ремонта или во время обкатки можно лить самое простое масло ТАД-17. Что касается интервала замены, то не стоит тянуть дольше 150 тысяч километров. Если замена будет произведена несвоевременно, то ресурс коробки понизится. Поэтому не рекомендуется затягивать с данным вопросом.

Что и когда лить в КПП ВАЗ-2110?

Коробка, которая используется в отечественной "десятке", достаточно живучая и выносливая. Но это только при условии правильной эксплуатации и своевременной замены трансмиссионного масла. Наиболее подходящим для КПП ВАЗ-2110 можно считать синтетическую основу. Особенно это актуально для автомобилей, которые эксплуатируются в экстремальных режимах. Правда, у синтетики есть один недостаток, который заключается в высокой стоимости. Но, учитывая интервал замены, можно и потратиться. В крайнем случае, допустимо использовать полусинтетические масла. А вот смешивать синтетику и полусинтетику нельзя. Об этом забывать не стоит.

Если говорить о том, какое трансмиссионное масло лучше для ВАЗ-2110, то тут первым делом нужно определиться с вязкостью. Существуют летние, зимние и всесезонные трансмиссионные масла. Последние наиболее популярны ввиду своей универсальности. Правда, ценник на такую смазку чуть выше, но оно того стоит. Производителем рекомендовано масло ТМ-14-2, именно его и нужно заливать в коробку. Есть более качественные аналоги, такие как Лукойл-Супер. Правда основа тут минеральная, поэтому для шестеренок подходит плохо, а вот работу синхронизаторов поддерживает отлично. Valvoline SynPower - голландское синтетическое масло. Стоит дорого, но эксплуатационные характеристики на высшем уровне.

КПП "Нивы Шевроле"

Отечественный внедорожник крайне проходим и надежен, но требует бережного ухода. В частности, это касается механической коробки передач. Допускается использование масла группы GL-4/GL-5 или же GL-5. Для нормальной работы узла лучше всего подойдут масла со следующей вязкостью: SAE 75W-90, 80W-85 и 80W-90. Если соблюдать все вышеперечисленные требования, то коробка будет работать гораздо тише и дольше.

Среди автомобилистов уже давно сформировался рейтинг проверенных трансмиссионных масел. Именно на них лучше всего и обратить внимание. Если вы задаетесь вопросом: "Какое трансмиссионное масло лучше для "Нивы Шевроле"?", то однозначно стоит попробовать Eneos 80W90 Gear GL5. Эта смазка отлично показала себя при низких температурах, сохранив допустимую текучесть. Правда, продается только в 4-литровых канистрах, что не слишком удобно. Также многие автомобилисты советуют попробовать Castrol Syntrax Universal Plus. Это дорогая трансмиссионка, которая обеспечивает безупречную мягкость переключения передач с длительным интервалом замены - 300 тысяч километров.

Что лучше всего подойдет для КПП "Приоры"?

Примерно 90% владельцев данного седана предпочитают лить именно то, что рекомендует завод-изготовитель. Все дело в том, что в "Приору" советуют заливать Лукойл ТМ-412. Это относительно недорогой, но в то же время качественный смазочный материал, который имеется во всех автомагазинах. Тем не менее, есть и множество других подходящих трансмиссионных масел. Например, часто заливают "Роснефть", "Кастрол", "Мотюль" и др. Последние два варианта наиболее предпочтительны. Правда, их стоимость намного выше, нежели отечественных аналогов.

Лучше не использовать масла на минеральной основе. Такая смазка окисляется гораздо быстрее, поэтому требует более частой замены. Кроме того, будет присутствовать неравномерный износ трущихся деталей, что в конечном итоге приведет к появлению физических колебаний и ухудшению работы узла в целом. Поэтому желательно заливать качественное синтетическое всесезонное трансмиссионное масло. Если при этом соблюдать интервалы и не перегружать КПП, то она будет работать долго и исправно. Какое трансмиссионное масло лучше для "Приоры"? Обычно достаточно качественной смазки ТМ-412, но можно лить и более дорогие аналоги.

Лучший выбор для отечественной классики

Механические которые устанавливаются на отечественные авто, имеют несколько неопровержимых преимуществ. Во-первых, это крайне надежный узел, который не требует дорогостоящего обслуживания. Даже если возникнет необходимость в капитальном ремонте, то он обойдется относительно недорого.

Тем не менее, не стоит пренебрегать регулярным обслуживанием. Смазку желательно приобретать в проверенных местах и не экономить. Интервал замены - 3-4 года или 150 тысяч километров, в зависимости от того, что наступит раньше. Это не моторное масло, которое нужно менять каждые 8-10 тысяч пробега. Отличным выбором будет "Кастрол" или "Мотюль". Из бюджетных и качественных можно порекомендовать производителя "Лукойл".

Безусловно, трансмиссия является одним из самых важных узлов любого автомобиля. Именно благодаря происходит вращение коленвала двигателя и передача усилий на ведущие колеса. Но как и все остальные узлы, КПП нуждается в постоянном техническом обслуживании. И сегодня мы рассмотрим, какое масло залить в коробку и в каких пропорциях.

Особенности ВАЗовских КПП

С появлением в 80-х годах автомобилей «восьмого» и «девятого» семейства у многих автовладельцев вызывал недоумение тот факт, что в трансмиссию данных моделей можно было заливать моторное масло.


Такая оригинальность была вызвана принципиально новой конструкцией коробки передач, которая работала исключительно на специальных жидкостях. Но поскольку таких масел в СССР выпускалось довольно мало, в КПП лили обычные моторные вещества.

Немного истории

Какие смазывающие жидкости были популярны в СССР? Наиболее распространенным в то время трансмиссионным маслом было ТАД-17И. Данное средство было создано специально для косо-прямозубых и гипоидных передач. Однако по некоторым причинам ТАД-17И оказалось непригодным для использования на современных КПП. Его повышенная вязкость и специальные присадки не способствовали полному образованию пленки на рабочих поверхностях синхронизаторов.

В связи с этим не обеспечивалось выравнивание угловой скорости шестерен и муфты. Поэтому передачи на трансмиссии «девяток» включались с очень большим усилием, к тому же во время переключения образовывался характерный звук заедавших шестеренок. Все это не только создавало дискомфорт при езде, но и в значительной мере уменьшало ресурс коробки передач, что вело к ускоренной его поломке.

По государственному стандарту, более подходящими маслами для «девяток» оказались вещества группы ТМ-1 и ТМ-2, что обеспечивало больший ресурс и долговечность деталей КПП. В это же время популярный ТАД-17И соответствовал стандарту ТМ-5, поэтому использовать его на новых трансмиссиях было просто нецелесообразно, поскольку главная пара на «восьмерках» и «девятках» имела не гипоидное, а косозубое зацепление.

Какое масло залить в коробку ВАЗ 2109? Об особенностях ТМ 5-9П

Так продолжалось до тех пор, пока в начале 90-х годов (после 10 лет серийного производства «Самары») для отечественных трансмиссий было создано новое вещество ТМ 5-9П. Как показывала практика, на переднеприводных автомобилях данное масло обеспечивало образование тонкой пленки на зубьях на протяжении почти 75 тысяч километров. Однако этот ресурс считывался после обкатки КПП (до этого периода ТМ 5-9П единожды менялось после 2-3 тысяч километров пробега).

Что можно залить в «девятку» сегодня?

С развитием автомобильного рынка в России с каждым годом увеличивается количество производителей трансмиссионных масел. Какое масло залить в коробку «девятки» можно сейчас? Специалисты рекомендуют приобретать для КПП ВАЗ 2109 вещества, соответствующие по API группе GL-4. По ГОСТу это могут быть масла ТМ-4 и ТМ 5-9П. По характеристикам вязкости лучше ориентироваться на выбор товаров со следующей маркировкой SAE:

  • 75W-90;
  • 80W-90;
  • 80W-85.

Вот какое масло залить в коробку "девятки" рекомендуют специалисты. Именно такие жидкости являются наиболее подходящими для коробок передач автомобилей ВАЗ 2109 и ВАЗ 2108. Они имеют очень высокий ресурс и обеспечивают слаженную работу деталей КПП на протяжении нескольких десятков тысяч километров.

Как заменить трансмиссионное масло на «девятке»?

Какое масло залить в коробку ВАЗ 2109, мы уже выяснили, теперь о том, как правильно его заменить. Отметим сразу, что это займет у вас не более 15-20 минут свободного времени, поэтому на СТО ехать просто нет смысла.

Итак, для начала готовим инструменты. В ходе работ нам понадобятся на 10 и 17 миллиметров, а также емкость для отработанной жидкости. Последнюю можно сделать из пустой канистры из-под антифриза или машинного масла - достаточно просто вырезать ножом одну ее боковую часть.

Приступаем к работе. Для начала необходимо при помощи ключа на 10 мм открутить крепежные элементы защиты ДВС. Они находятся под передним бампером. Далее при помощи отвертки отворачиваем 2 болта защиты, которая расположена ближе к салону.

Теперь ставим под машину нашу «модернизованную» канистру в горизонтальном положении и при помощи ключа на 17 мм отвинчиваем пробку сливного отверстия. Обратите внимание, что эта деталь находится под давлением и вместе с жидкостью она может упасть в канистру.

Ждем, пока старое трансмиссионное масло вытечет, и заворачиваем пробку обратно. Далее ставим на место защиту двигателя и берем из коробки передач масляный щуп. Последний находится в верхней части КПП. Чтобы узнать уровень масла, нужно протереть щуп сухой ветошью, заново установить на место и через 2-3 секунды вытащить снова. При этом автомобиль не должен находиться под уклоном. В идеале на щупе не должно быть ни капли масла. Если это так, то в КПП можно смело заливать новую жидкость.

Норма количества масла

Сколько заливать масла в коробку «девятки»? Согласно техническим данным, этот показатель составляет 3.0 литра для авто с 4-ступенчатой трансмиссией и 3.3 для машин с 5-ступенчатой КПП.

Заливать масло нужно с небольшим запасом в 200-250 миллилитров. В таком случае на щупе уровень жидкости будет на 4-5 миллиметра выше отметки «МАХ».

Куда заливать масло в коробку? Его следует лить в ту же горловину, откуда исходит щуп. На этом в коробке ВАЗ 2109 завершена. Все, теперь можно снова приступать к эксплуатации автомобиля!

Итак, мы выяснили, и как произвести его замену.

4 января 2017

Замена жидкой смазки в коробке с ручным переключением – операция неизбежная, поскольку в процессе эксплуатации свойства любого смазывающего материала ухудшаются. Это ускоряет износ трущихся поверхностей на деталях, вызывает перегрев узла, а в запущенных случаях приводит к затрудненному включению скоростей. Если хозяин автомобиля решил выполнить замену самостоятельно, то сразу возникает вопрос, какое масло заливать в механическую коробку передач (сокращенно МКПП). Разобраться в нем стоит и тем водителям, кто пользуется услугами СТО, чтобы не допустить ошибки при выборе трансмиссионной смазки.

О роли трансмиссионного масла

Условия работы смазочной жидкости в двигателе и коробке передач сильно отличаются. В первом случае она должна проникать в многочисленные мелкие каналы и минимизировать силу трения скольжения, возникающую при контакте различных поверхностей. В механической КПП, где крутящий момент передается от первичного вала вторичному через шестеренки с косыми зубьями, сила трения действует иначе.

При зацеплении косозубых шестерен в месте контакта действует 2 силы – высокое давление и трение от продольного смещения друг относительно друга. Если не свести трение между поверхностями к минимуму, то металл быстро перегреется и расширится, отчего на зубьях уменьшатся рабочие зазоры и механизм начнет заедать. Это вызовет очередной рост температуры и поломку контактирующих деталей .

Чтобы шестеренчатый механизм надежно функционировал в течение длительного времени, масло для МКПП должно решать следующие задачи:

  • создание устойчивой и прочной пленки на рабочей части шестерен;
  • отвод излишков тепла, возникающего при трении деталей;
  • вымывание мельчайших частиц из зоны контакта зубьев;
  • обеспечение работы подшипников качения, на которых вращаются валы.

Успешным решением перечисленных задач явилось масло повышенной вязкости, заливаемое в механические коробки. Оно образует устойчивый смазывающий слой, усиленный специальными присадками на основе активной серы и цинка. В результате минимальный ресурс трансмиссионной смазки составил 30 тыс. км для автомобилей ВАЗ, в иностранных марках этот пробег еще больше.

Виды смазочных материалов для КПП

Перед тем как выбрать масло для трансмиссии, необходимо разобраться в его классификации. Как и жидкости для смазывания деталей двигателя, масла для коробки передач делятся на 3 вида по способу изготовления:

  • наиболее дешевые – минеральные составы, получаемые из нефти по технологии крекинга;
  • смазки, синтезируемые искусственно (синтетические);
  • полусинтетические смазочные материалы – продукт частичного синтеза.

По всем эксплуатационным показателям выигрывают синтетические масла, но они существенно дороже минеральных. Полусинтетические составы – это компромисс как по стоимости, так и по рабочим характеристикам.

Подавляющее большинство автолюбителей Российской Федерации используют в своих машинах 2 типа масел – на минеральной и полусинтетической основе. При этом смешивать их между собой не допускается.

Смазочные материалы для МКПП также делятся на классы по двум международным системам – SAE и API. В первом случае классифицируется вязкость масла и его применяемость в различных температурных режимах:

  1. Материал с маркировкой 75W сохраняет свойства до температуры -40°С. Буква W обозначает, что масло «зимнее» (в переводе с английского слова winter).
  2. То же, с обозначением 80 W – до температуры -26°С.
  3. То же, с маркировкой 85 W – до температуры -12°С.
  4. Летние виды трансмиссионных смазок обозначаются цифрами без буквенного индекса W – 90, 140, 250.

В системе API смазочные составы классифицируются по содержанию противозадирных присадок. Общее количество классов – 6, но реально применяется только 3 из них:

  • GL-1 присваивается маслу, не имеющему противозадирных присадок и заливаемому в механизмы с небольшими нагрузками;
  • сфера применения смазки GL-4, включающей оптимальный набор присадок, – механические коробки с ручным переключением передач;
  • GL-5 – это смазочный материал с высоким содержанием активных присадок, противостоящих износу и задиру механизмов, используется при эксплуатации МКПП и редукторов в тяжелых условиях.

Классификация API относится только к механическим коробкам, для автоматических трансмиссий предусмотрена отдельная градация.

Приняв решение самостоятельно сменить смазку и выбирая, какое масло лучше, первым делом загляните в инструкцию по эксплуатации автомобиля. В ней четко прописан класс вязкости и тип применяемого материала, а в некоторых случаях даже фирма – изготовитель. Последовав указаниям инструкции, вы точно не ошибетесь . Если же документация на автомобиль по каким-то причинам отсутствует либо вы хотите залить другой тип смазки, то изучите следующие рекомендации:

  1. Для механических коробок передач машин, эксплуатирующихся на территории Российской Федерации, лучше всего подойдет всесезонное масло с маркировкой по SAE 75W-90 или 80W-85. Поскольку замена выполняется не чаще, чем 1 раз за 30 тыс. км, то брать летнюю либо чисто зимнюю смазку нецелесообразно, вряд ли вы столько проедете за сезон.
  2. По классификации API в механическую КПП современного авто лучше заливать масло GL-4, а при тяжелых условиях эксплуатации – GL-5. Под такими условиями подразумевается езда на большой скорости, по плохим дорогам или постоянная перевозка грузов.
  3. В МКПП допускается заливать смазочный материал, предназначенный для коробки-автомата, лишь бы соответствовал класс вязкости. Правда, подобная покупка обойдется дороже, поскольку к маслам для автоматической трансмиссии предъявляются особые требования.
  4. Для смазывания КПП классических моделей Жигулей отлично подойдет «родное» масло ТАД-17И.

Одно время известный российский производитель АвтоВАЗ рекомендовал заливать в механические коробки переднеприводных машин ВАЗ 2108 и 2109 моторную смазку, что и делают некоторые автолюбители по сей день. Причина такой рекомендации – отсутствие на рынке масел подходящей вязкости. Трансмиссионное ТАД-17И в эти коробки лить уже нельзя, а других вариантов не было.

На данный момент ситуация изменилась, поэтому для машин ВАЗ с передним приводом лучше выбрать трансмиссионное масло по SAE 80W-85 и API GL-4.

Если вам неизвестно, какой тип смазки залит в коробку передач, то перед заменой ее стоит хорошо прогреть, слить отработку, а потом промыть специальным составом. Смешивания смазывающих материалов допустить нельзя, поскольку это скажется на сроке службы вашей МКПП.

 

Возможно, будет полезно почитать: