Большая энциклопедия нефти и газа. Упорно-опорный подшипник

Cтраница 1


Опорно-упорный подшипник служит для восприятия своей упорной частью осевых усилий (возникающих при работе нагнетателя), которые нормально направлены в сторону всасывающего патрубка. При несвойственных режимах работы нагнетателя (небольшие степени сжатия и большие расходы) осевое усилие уменьшается и даже может изменить свое направление.  

Опорно-упорный подшипник расположен со стороны компрессора.  

Опорно-упорный подшипник, расположенный со стороны всасывания, рассчитан на восприятие разности осевых усилий компрессора и турбины.  

Опорно-упорный подшипник служит для опоры ротора нагнетателя и восприятия своей упорной частью осевых усилий, возникающих при работе нагнетателя.  

Опорно-упорный подшипник нагнетателя смазывается маслом из системы силового масла регулирования. Это масло подводится по трубе 53 к маслоохладителю 54, откуда по трубе 55 поступает к подшипнику.  

Опорно-упорный подшипник паровой турбины, совмещенный с масляным насосом.  


Проверяют опорно-упорные подшипники червяка и колеса и при необходимости восстанавливают их работоспособность.  

Вкладыш опорно-упорного подшипника устанавливается в корпусе подшипника. Его установка осуществляется специальными подушками, прикрепленными к вкладышу винтами. Корпус вкладыша изготовлен из чугуна марки СЧ 15 - 32, а упорные колодки из бронзы ОФ-10-1. Поверхность трения вкладыша и упорных колодок залиты баббитом Б-83. Диаметральный зазор между шейкой вала и расточкой вкладыша выдерживается в пределах 0 14 - 0 19 мм, а осевой разбег ротора (зазор между упорными дисками и колодками) в пределах 0 35 - 0 45 мм.  

Корпус опорно-упорного подшипника прикреплен с помощью полукруглого фланца к торцовой стенке улитки; внутри корпуса установлены реле осевого сдвига ротора и штуцер с трубкой для подвода масла к зубчатой муфте. Ротор нагнетателя - консольного типа, имеет одно рабочее колесо с цельнофрезерованными лопатками. Валы нагнетателя и шестерни редуктора соединены зубчатой муфтой.  

Вкладыши опорно-упорных подшипников 6 (см. рис. 14) турбин, а также вкладыши опорных подшипников некоторых типов турбин устанавливают в соответствующих расточках на промежуточных обоймах. Плотность прилегания сферической поверхности нижних половин вкладыша и обоймы проверяют по щупу и краске при опущенном на вкладыш роторе турбины.  

Корпус опорно-упорного подшипника присоединяют полукруглым фланцем к торцовой стенке улитки. Внутри корпуса этого подшипника устанавливают реле осевого сдвига ротора и штуцер с трубкой для подвода масла к зубчатой муфте. На крышке корпуса имеются гнезда для установки термометров. Улитка и корпус подшипника смонтированы на общей фундаментной раме.  

Упорно-опорный (аксиально-радиальный) подшипник скольжения системы Митчеля предназначен для восприятия осевого упора от винта и радиальной нагрузки от массы валопровода.

Упорно-опорный подшипник может быть расположен в кормовой части фундаментной рамы дизеля, между первым и вторым рамовыми подшипниками (рис. 5.10а), в редукторе (5.106), или в линии валопровода (рис. 5.11 и 5.12).

Подшипник включает: упорный вал с упорным гребнем, упорные подушки (сегменты) и два опорных подшипника.


На судах устанавливают как упорно-опорный подшипник скольжения с индивидуальной смазкой (самосмазкой) и водяным охлаждением (рис. 5.11), так и с циркуляционной смазкой (рис. 5.12). Применяют и упорные подшипники качения.


При индивидуальной смазке упорный гребень при вращении выполняет функции смазочного кольца. Масло поднимается гребнем, снимается маслоуловителем и по сверлениям в крышке попадает в подшипники.

Подшипник с циркуляционной смазкой применяют, когда недостаточно отвода тепла посредством змеевикового охлаждения.

Для образования масляного клина между упорной подушкой и гребнем, ось упора (сухаря) подушки располагают ближе к выходной кромке по направлению движения гребня (рис. 5.13а). Благодаря такой конструкции упорная подушка имеет возможность занять наклонное положение к плоскости гребня и образовывать клиновой зазор.

Применяют и другую конструкцию упорных подушек, у которых ось упора расположена по центру, но внешняя сторона подушки при этом имеет кривизну (рис. 5.136).


Техническое обслуживание упорно-опорного подшипника включает:

Раз в три месяца дополнительно к указанным работам проверяют обжатие крышек уплотнений по валу, болтов и шпилек по разъёму (в случае необходимости поджать болты и гайки);

Раз в год измеряют суммарный осевой зазор между гребнем вала и упорными подушками и диаметральный зазор между верхним вкладышем и опорной шейкой вала. Проводят полную разборку, очистку и промывку всех деталей подшипника, осмотр их состояния, а также опорных шеек и упорного гребня вала.

Дефектоскопия и ремонт. Характерные дефекты упорно-опорного подшипника:

Изнашивание или подплавление баббита упорных подушек переднего и заднего ходов;

Изнашивание или подплавление баббита нижних вкладышей опорных подшипников;

Натяг баббита на рабочих поверхностях упорных подушек и опорных вкладышей подшипников;

Засорение змеевика водяного охлаждения масла в корпусе подшипника.

Ремонт упорных подшипников сводится к перезаливке их баббитом Б83 и обработке на фрезерном станке до толщины 2±01 мм, а затем подгонке по плите на краску и по упорному гребню. Каждая подушка должна прилегать к плите не менее чем на 75% рабочей поверхности. Прилегание подушек к упорному гребню проверяют по натирам баббита, до образования масляного клина под углом 45°, кроме того, должен быть незначительный скос (до 0,1 мм) со стороны выхода масла. Максимально допустимый износ баббита составляет 1 мм.

Чтобы упор гребного винта не передавался на коленчатый вал дизеля, после сборки упорного подшипника определяют у него суммарный осевой зазор, который должен быть меньше, чем у установочного рамового подшипника коленчатого вала.

Для изменения и регулировки суммарного осевого зазора между гребнем вала и упорными поверхностями подушек в подшипнике необходимо:

Отодвинуть коленчатый вал до отказа в сторону носа и в ту же сторону сдвинуть упорный вал так, чтобы гребень упирался в упорные подушки (фланцы валов разобщены, болты удалены);

Пластинами щупа измерить зазор между фланцами упорного и коленчатого валов, который должен быть в пределах 0,3-0,5 мм.

Если зазор между фланцами отсутствует, то под упорное полукольцо упорного подшипника устанавливают стальные или латунные прокладки такой толщины, чтобы между фланцами образовался зазор не менее 0,3-0,5 мм.

Затем упорный и коленчатый валы отодвигают в корму и, если в этом положении между фланцами валов будет зазор, то его измеряют щупом, и к полученной величине зазора прибавляют 0,3-0,5 мм и определяют этим самым толщину прокладки под упорное полукольцо заднего хода, которое и устанавливают.

Максимально допустимый суммарный осевой зазор в эксплуатации допускается 2 мм, например, для упорного подшипника, установленного на СТР-503.

Ресурс упорно-опорного подшипника до первого заводского ремонта составляет не менее 25000 ходовых часов.

Монтажный суммарный зазор между гребнем и упорными поверхностями подушек и диаметральные зазоры в опорных подшипниках приведены в таблице:


Подшипники паровой турбины являются промежуточным зве­ном между ее ротором и статором. Подшипники, служащие опо­рой для ротора, называются опорными. Они предназначены для центрования ротора в радиальном направлении, восприятия веса ротора и сил, возникающих при его вращении. Опорные подшип­ники главных турбин работают с большими окружными скоро­стями, достигающими 50-65 м/сек при удельных нагрузках до 1,0-1,2 Мн/м 2 .

Для надежной работы к подшипникам должно непрерывно подводиться масло под давлением 0,06-0,2 Мн/м 2 , которое одно­временно охлаждает подшипник. Подвод масла целесообразен с двух сторон в районе горизонтального разъема, где давление масляного слоя минимальное и масло затягивается шейкой в ниж­ний вкладыш подшипника. По длине вкладыша масло всегда вво­дится посредине и растекается в обоих направлениях: отвод осу­ществляется с обоих концов нижнего вкладыша в сливную полость. Опорные подшипники турбин имеют цилиндрические и шаровые опоры, в зависимости от которых они делятся соответственно на жесткие и самоустанавливающиеся.

На рис. 34 показан жесткий подшипник, состоящий из сле­дующих основных частей: корпуса или стула 4, крышки 8, нижнего 3 и верхнего 9 вкладышей, имеющих баббитовую заливку 6. Для лучшего удержания баббита во вкладышах выточены про­дольные и поперечные канавки в форме ласточкина хвоста. В со­временных подшипниках канавки заменяют спиральной нарезкой. Масло подводится в кольцевую полость 5 и далее через холодиль­ники к середине шейки, откуда растекается в обоих направлениях по шейке и затем стекает с концов вкладыша в сливную полость. Подшипник снабжен маслоотбойным устройством, состоящим из втулки 12, на концах которой расположены кольцо 2 и выступ 11, и двух вкладышей 10, которые заводятся в крышку и стул под­шипника. Просочившиеся брызги масла отводятся через отвер­стия 1 в сливную полость стула. Буртики 7 предназначены для удержания шейки ротора в случае выплавления баббита, чем будет предотвращено повреждение уплот­нений и лопаточного аппарата.

Жесткие подшипники просты по конструкции, но быстро изнаши­ваются. Прогиб вала (рис. 35, а) приводит к увеличению давления на концевые участки вкладышей и быстрому их износу.


Самоустанавливающиеся под­шипники более сложны по конструкции, по обладают возмож­ностью самоцентрирования, что увеличивает срок их службы. Вкладыши этих подшипников (рис. 35, б ) имеют сферическую опорную поверхность и устанавливаются в сферической расточке корпуса подшипника. При прогибах вала подшипники занимают положение, которое им обеспечивает нормальную работу.


На рис. 36 показан самоустанавливающийся подшипник судо­вой турбины для сухогрузного судна. Нижняя половина обоймы 1 прикреплена к корпусу подшипника, а верхняя 5-к крышке. Внутренняя поверхность обоймы сферическая. На четырех суха­рях 3 , прикрепленных к обойме винтами и имеющих также сфери­ческую поверхность, лежат нижний 6 и верхний 7 вкладыши. Сфе­рическая обойма и сухари позволяют подшипнику самоустанав­ливаться. Рабочая поверхность вкладышей залита тонким слоем баббита. Масло поступает под давлением по направлению враще­ния ротора через каналы 2 в щель 4 (ее назначение - обеспечить подачу масла но всей длине вкладыша); выточка 10 во вкладышах образует специальные масляные карманы, называемые холодиль­никами. По каналу 9 масло подводится к контрольному прибору подшипника. Наборные прокладки 8 облегчают центрование под­шипника по шейке ротора. Подшипник снабжен маслоотбойным щитком 11 .

Крышку подшипника обычно отливают из углеродистой стали марки 25. Вкладыши подшипников изготовляют из стали или бронзы марки ОЦ8-4 или АМЦ10-2. В качестве материала для заливки внутренней поверхности вкладышей применяют антифрик­ционный сплав - баббит марки Б-83.

Упорный подшипник воспринимает осевое усилие, испытываемое ротором во время работы турбины, а также фиксирует осевое положение вращающегося ротора по отношению к неподвижным деталям. Положение ротора в упорном подшипнике и положение самого упорного подшипника в корпусе определяют, таким образом, величину осевых зазоров в проточной части и в уплотнениях.

Зазоры в проточной части и в уплотнениях во время работы турбины определяются, кроме того, разницей температурных удлинений цилиндра и ротора. Это обстоятельство должно учитываться при первоначальной установке упорного подшипника и при назначении и проверке осевых зазоров в турбине, особенно в тех уплотнениях, которые удалены от упорного подшипника (последние диафрагмы, заднее концевое уплотнение).

Конструктивно упорный подшипник чаще всего размещают в корпусе вместе с одним из вкладышей опорного подшипника.

В современных паровых турбинах применяют исключительно сегментные упорные гидродинамические подшипники скольжения. Одна из возможных схем представлена на рис. 6.1.

Р и с. 6.1. Схема упорного подшипника: 1 – вал турбины; 2 – установочное кольцо с отверстием; 3, 5 – сегменты рабочие и установочные; 4 – упорный диск (гребень); 6 – вкладыш подшипника; 7 – перепускной маслопровод; 8 – коллектор подвода масла от насоса; 9 – ребро качания сегмента

На валу 1 турбины выполняют упорный диск (гребень) 4, который через масляный слой опирается в зависимости от направления осевого усилия на упорные колодки (сегменты) 3 или 5, поворачивающиеся около ребер качания 9. Масло для смазки подводится от насоса в коллектор 8, из которого по отверстиям 2 в установочном кольце подается к сегментам 3. Между упорным сегментом и гребнем образуется масляная пленка, препятствующая их контакту. Совокупность корпуса 6 и установленных в нем сегментов называют вкладышем упорного подшипника.

Маслоснабжение сегментов 5 второго ряда может осуществляться либо точно таким же образом (из другого коллектора) либо, как показано на рис.6.1, перепуском масла по маслопроводу 7 в камеру этих сегментов.

Р и с. 6.2. Комбинированный опорно-упорный подшипник турбины ЛМЗ: 1 – вкладыш подшипника; 2 – обойма; 3 – опорные подушки; 4 – упорный диск; 5 – рабочие упорные сегменты; 6 – установочные нерабочие сегменты; 7 – установочные полукольца; 5, 9 – разрезные полукольца под ра-бочие и установочные сегменты; 10 – пружинный амортизатор; 11 – цельное кольцо; 12 -– уплотняющие баббитовые пояски; 13 – стопорный палец; 14 – упорный буртик; 15 – разрезное кольцо; 16 – кольца уплотнения с радиальным зазором к упорному диску 0,7-0,8 мм; 17 – маслоотбойные кольца; 18 – маслоотбойная втулка

Вал в месте выхода из корпуса подшипника уплотняется, и подводимое к вкладышу масло заполняет внутреннюю полость вкладыша и выходит в основной корпус подшипника через отверстия в верхней половине вкладыша.

У турбины ВК-50-1 ЛМЗ осевое давление роторов передается на упорный подшипник (рис.6.2) через упорный диск 4, сидящий с натягом 0,05-0,07 мм на валу турбины. Диск имеет со стороны, обращенной к турбине, упор в виде уступа 14 вала, а с противоположной стороны перемещению диска препятствует разрезное кольцо 15, закладываемое в проточку вала. Разрезное стопорное кольцо охватывается по внешнему диаметру цельным кольцом 11, надеваемым на первое с натягом около 0,1 мм. Между торцом втулки диска и разрезным кольцом при сборке должен быть зазор порядка 0,1 мм.

Давление упорного диска воспринимается упорными колодками 5 из бронзы ОФ-10-1. Рабочая сторона колодок, обращенная к упорному диску, имеет заливку из баббита марки Б-83. Толщина заливки составляет 1,5 мм. В случае ее аварийного расплавления смещение ротора на величину, превышающую 1,5 мм, уже за счет сработки бронзы замедляется, что увеличивает возможность своевременной остановки турбины до появления задеваний в проточной части.

Поверхность колодки, противоположная баббитовой заливке, имеет уступ (рис.6.3).

а б Р и с. 6.3. Упорная колодка

Граница уступа образует ребро, вокруг которого колодка может несколько поворачиваться, в результате чего между рабочей поверхностью колодки и диском образуется клиновидный зазор.

Увлекаемое вращающимся диском масло нагнетается в клиновидный зазор, в котором давление возрастает, благодаря чему масляный слой приобретает способность выдерживать большие осевые давления ротора (рис.6.4).

Наличие масляного клина в каждом сегменте упорного подшипника обеспечивает надежную работу при удельном давлении до 30 кГ/см2 упорной площади.

Упорный подшипник работает надежно только в том случае, когда толщина масляной пленки в самой узкой части клиновидного зазора больше суммы неровностей диска и рабочей поверхности колодки, поэтому важно, чтобы поверхность диска была хорошо отполирована, а поверхность колодок пришабрена и притерта по плите.

Ребро, вокруг которого колодка поворачивается при работе, расположено параллельно выходной кромке рабочей поверхности колодки и делит рабочую часть колодки (по длине дуги среднего диаметра колодок) в отношении 3:2, причем более длинная часть располагается со стороны входа масла под колодку.

Р и с. 6.4. Схема работы сегментного упорного подшипника: 1. 5 – неподвижные опоры (обойма); 2 – рабочая колодка; 3 – упорный гребень; 4 – установочная колодка; 6 – подвод масла; 7 – слив масла

Конструкция упорных сегментов

Упорные сегменты являются основными деталями упорного подшипника, определяющими качество его работы. Размеры упорных сегментов определяются тем средним давлением, которое допустимо. При обычном изготовлении допустимая нагрузка на сегмент составляет 1,5-2 МПа. При тщательном изготовлении сегментов и их сборке можно допустить 3,5-4 МПа.

Несущая способность упорного подшипника зависит не только от удельного давления, но и от формы сегментов, способа их опирания, их общего числа и других факторов. Она обеспечивается при вполне определенном соотношении размеров сегмента (см. рис. 6.3): В /L = 1; h/B = 0,5. Радиальное ребро, к которому подводится свежее масло, называется входным, а противоположное – выходным. Центральный угол, образованный входным и выходным ребрами, составляет 28-35°.

Поверхность сегмента, обращенная к упорному гребню, заливается слоем баббита толщиной примерно 1,5 мм. Для лучшего прилегания баббитовой заливки в сегменте выполняются пазы типа «ласточкин хвост». Для равномерного прилегания сегментов к гребню их периодически подшабривают, и поэтому толщина баббитовой заливки постепенно уменьшается. При ее уменьшении до 0,8-0,9 мм сегменты перезаливают новым слоем баббита.

Роль баббитовой заливки в упорных и опорных подшипниках различна. В опорных вкладышах баббит имеет роль антифрикционного материала, необходимого при работе в режиме полусухого трения. В большинстве упорных подшипников сегменты расположены в масляной ванне, и режим полусухого трения практически не возникает. Поэтому некоторые турбинные заводы изготовляют сегменты вообще без баббитовой заливки. В большинстве случаев сегменты выполняют с баббитовой заливкой.

При внезапном увеличении осевого усилия до недопустимого значения, когда гребень входит в контакт с поверхностью сегмента, происходит почти мгновенное выплавление баббита, и валопровод резко перемещается на 1-1,5 мм. Этот осевой сдвиг валопровода используется в качестве сигнала для защиты турбины от дальнейшего осевого смещения валопровода в ней, когда в контакт уже могут войти вращающиеся и неподвижные элементы проточной части или уплотений.

Каждый упорный сегмент подвешивается на двух штифтах и контактирует с подкладным кольцом только по ребру качания (см. рис. 6.3), вокруг которого он свободно поворачивается при изменении осевого усилия. Ребро качания выполняют параллельно выходному ребру упорного сегмента, что обеспечивает одинаковость зазора по выходному ребру при повороте сегмента, более равномерное распределение давления по его поверхности и его меньший износ. Ребро качания располагают не на середине сегмента, а ближе к выходному ребру (примерно на расстоянии 0,6В). Это, с одной стороны, исключает возможность опрокидывания сегмента с закрытием масляного клина, а с другой – при повороте сегмента не уменьшает зазор на выходе столь сильно, чтобы происходил износ выходной части сегмента.

При нормальной работе упорного подшипника основное выделение тепла происходит в масляном слое. Часть этого тепла уносится потоком масла, а часть передается сегменту. Слои сегмента, прилегающие к баббитовой заливке, нагреваются и расширяются сильнее, чем слои у ребра качания. В результате первоначально плоская рабочая поверхность сегмента приобретает цилиндрическую форму с образующими, параллельными ребру качания. Чем больше неравномерность температур по толщине сегмента, тем сильнее он деформируется и тем меньше его несущая способность. Для уменьшения неравномерности температур сегменты выполняют из материалов, обладающих высокой теплопроводностью и малым коэффициентом линейного расширения. В качестве таких материалов используют сплавы на основе меди – бронзу и латунь. Иногда для сегментов используют даже чистую медь.

При одной и той же суммарной поверхности сегментов, обеспечивающих некоторое среднее удельное давление, можно выполнить либо большое число мелких сегментов, либо малое число больших. При малом их числе увеличиваются размеры подшипника, а при большом – затрудняется охлаждение: при плотном расположении сегментов горячее масло из-под сегмента не успевает перетечь в корпус и подмешивается к холодному маслу, подаваемому под следующий сегмент. Расчеты и опыт эксплуатации показали, что оптимальное число упорных сегментов в подшипнике составляет от шести до восьми.

При сборке упорного подшипника с особой тщательностью следует обеспечивать равномерную нагрузку колодок путем пригонки их толщины на плите по индикатору. Разница отдельных колодок по толщине не должна превышать 0,02 мм. Следы наработки колодок после первых опробований турбины под нагрузкой должны быть одинаковыми на всех колодках, захватывая узкую полосу у выходной кромки в радиальном направлении по всей высоте колодки.

Запрещается делать колодки разной толщины для получения одинаковой наработки колодок в случае перекоса в установке вкладыша. Если же, несмотря на одинаковую толщину колодок, наблюдается различная их наработка, следует проверить правильность установки опорноупорного подшипника. В случае необходимости следует подтянуть или ослабить пружину 10 (см. рис.6.2) амортизатора, которая должна воспринимать вес консольной, упорной части вкладыша. Необходимо также проверить возможность небольшого поворота вкладыша при сборке по сферической поверхности опорной части и убедиться, что до затяжки обоймы 2 шейка вала лежит по всей длине опорной части.

Для проверки положения упорного вкладыша до его сборки, но после укладки ротора на нижнюю половину, рекомендуется положить ватерпас на шейку вала и разъем вкладыша. Показания ватерпаса в обоих положениях должны быть одинаковыми при условии, что плоскость разъема строго параллельна оси расточки баббитовой заливки и нет конусности шейки. Если это не имеет места, то для исправления положения вкладыша надо подтянуть пружину амортизатора или захватить снизу консольную часть нижней половины вкладыша и осторожно повернуть ее краном настолько, чтобы ротор лег по всей длине шейки.

Для того чтобы зафиксировать осевое положение ротора, с противоположной рабочим колодкам стороны упорного диска имеются нерабочие установочные колодки 6. Расстояние между рабочими и установочными колодками должно быть таким, чтобы между упорным диском, когда он прижат к рабочим колодкам, и установочными колодками был зазор, допускающий осевое перемещение ротора и поэтому часто именуемый «разбегом» между колодками.

Этот зазор зависит от диаметра упорного диска и скорости вращения и для упорных подшипников одноцилиндровых турбин должен составлять 0,6– 0,8 мм.

Уменьшение зазора ниже указанных величин может вызвать повышение температуры масла в подшипнике и появление наработки и даже повреждение колодок. В случае малого зазора по обе стороны диска в узких клиновидных зазорах, образуемых колодками и упорным диском, сильно возрастает давление масла, нагружающее колодки сверх величины осевого усилия ротора. С другой стороны, превышение указанных зазоров может при внезапном изменении нагрузки турбины привести к ударному нагружению колодок или задеванию вращающихся частей о неподвижные.

Точный, непосредственный замер осевого зазора в собранном упорном подшипнике затруднителен, поэтому о величине этого зазора рекомендуется судить путем обмера толщины колодок и диска и расстояния между опорными поверхностями колодок во вкладыше. Вычитанием из последнего суммарной толщины диска и колодок получают величину осевого зазора в упорном вкладыше.

Упорные колодки опираются на расположенные за ними стальные полукольца 8 и 9. При разборке вкладыша колодки снимаются вместе с полукольцами после удаления шпонок, расположенных у разъема и удерживающих полукольца от проворачивания. Между колодками предусмотрены широкие свободные промежутки для облегчения циркуляции масла во вкладыше. Колодки удерживаются на полукольцах с помощью пальцев, свободно входящих в гнезда колодок.

Для регулировки осевого зазора в подшипнике под упорные полукольца 9 установочных (нерабочих) колодок подложена сменная стальная прокладка.

Масло подается в опорно-упорные подшипники через дозирующую диафрагму, расположенную под левой установочной подушкой в нижней половине обоймы вкладыша. Затем масло попадает в кольцевой внутренний канал, выточенный в теле опорной части вкладыша, откуда часть масла у разъема поступает к опорной части вкладыша, рабочая поверхность которого выполнена так же, как в обычных опорных подшипниках. Кольцевой масляный канал соединяется наклонными сверлениями с камерой рабочих колодок, причем между каждой парой колодок имеется одно сверление, подводящее масло.

Слив масла из камер рабочих и установочных колодок упорного вкладыша сделан только в верхней части его, с тем чтобы обеспечить заполнение маслом обеих камер.

Со стороны нерабочих колодок уплотнение вкладыша 12 охватывает втулку упорного диска с зазором 0,5 мм на сторону. В этом месте вкладыш имеет баббитовую заливку.

Для трения упорного диска о масло, которые особенно интенсивны по внешней цилиндрической поверхности диска, эта поверхность отделена кольцами с латунными гребнями 16. Кольца заострены по внутреннему диаметру; зазор между ними и диском не должен превосходить 0,3-0,4 мм на сторону.

Круговая камера, образованная уплотнениями и охватывающая упорный диск по его периферии, дренируется в нижней половине вкладыша с помощью нескольких отверстий. Таким путем трение цилиндрической поверхности упорного диска о масло сводится к минимуму.

Для предотвращения большой утечки масла необходимо обращать внимание на сохранение зазора между уплотнительными гребнями и диском, не допуская его увеличения.

Р и с. 6.5. Опорно-упорный подшипник ЛМЗ: 1 – амортизатор, препятствующий повороту вкладыша в обойме при монтаже; 2, 3 – установочные кольца; 4 – камера масляная; 5 – уплотнение в виде кольцевой баббитовой заливки; 6 – стопорные шайбы; 7, 8 – сегменты рабочие и установочные; 9 – прокладка; 10 – штифты; 11 – гребешки уплотнения; 12 – кольцо разъемное; 13 – сверления наклонные; 14 – отверстия (6 шт.) слива масла в корпус подшипника; 15 – верхняя часть установочных колец; 16 – штифт стопорный; 17, 18 – верхняя и нижняя половины вкладыша, включающие опорную и упорную части; 19 – обойма; 20 – прокладки; 21 – корпус подшипника; 22, 26 – нижние части установочных колец; 27, 28 – отверстия для слива масла в нижних половинах уплотнительного кольца и корпуса вкладыша; 29 – отверстия подвода масла

Шаровая опорная поверхность вкладыша охватывается обоймой 2. Вкладыш зажимается в обойме с натягом около 0,04-0,08 мм, с тем чтобы исключить возможность осевого смещения вкладыша в шаровом гнезде. Обойма с внешней стороны имеет четыре установочных подушки, под которыми расположены стальные прокладки, позволяющие производить центровку опорно-упорного подшипника в радиальном направлении.

Указания по сборке, относящиеся к установочным подушкам опорных вкладышей, в полной мере действительны и в данном случае.

Осевое расположение вкладыша, а следовательно и всего ротора, в цилиндре турбины фиксируется при помощи установочных стальных колец 15 на рис.6.5, закладываемых по обе стороны обоймы.

Каждое кольцо состоит из трех сегментов. Для облегчения выворачива-ния колец при разборке подшипника боковые сегменты 22, 26 снабжаются зубцами для захвата их ломиком.

Толщина колец 15, 22 и 26 по обе стороны обоймы вкладыша может быть различной; ее подбирают исходя из необходимой величины зазоров между рабочими и направляющими лопатками или осевых зазоров в уплотнениях.

Необходимое положение вращающегося ротора относительно деталей статора обеспечивают подшипники турбины, воспринимающие усилия, действующие на ротор.Как правило, в турбостроении применяются подшипники скольжения, которые хорошо сопротивляются статическим и динамическим нагрузкам при высоких окружных скоростях, долговечны и надежны.Между расточкой вкладыша подшипника и шейкой вала при его вращении возникает полусухое (полужидкостное)трение, для уменьшения которого расточку вкладыша покрывают баббитом (антифрикционный сплав), а в качестве смазки –нефтяное турбинное масло марки 22, которое является еще и охладителем трущихся поверхностей.

К конструкции подшипников предъявляется ряд требований:

Работа подшипника должна быть исключительно надежной, т.к. аварии с подшипниками влекут большие повреждения проточной части и уплотнений;

Конструкция должна обеспечивать наибольшую экономичность турбины, т.к. работа и состояние подшипниковобеспечивают оптимальные зазоры в уплотнениях и проточной части, что непосредственно влияет на к.п.д. турбины;

Работа сил трения в смазочном слое подшипника должна быть минимальной, т.к. она совершается за счет энергии вращения вала.Радиальные нагрузки, возникающие от собственного веса ротора, его неуравновешенности, расцентровки от несбалансированных сил в проточной части, особенно при парциальном подводе пара, неправильной работы соединительной муфты (гибкой, полужесткой) или редукторной связи (при наличии редуктора), воспринимают упорные подшипники .Схема опорного подшипника, поясняющая его работу,показана на рисунках 3.19 и 3.20

Шейка вала 1 вращается в расточке вкладыша 2 , диаметр которой несколько больше диаметра шейки вала.Вкладыш, состоящий из двух половин, устанавливается вкорпусе 7 на опорных колодках 6 так, чтобы оси расточки вкладыша и концевых и диафрагменных уплотнений совпадали. В расточку вкладыша по трубопроводу 9 подается масло от насоса. Между шейкой вала и расточкой вкладыша образуется масляная пленка , на которой вращается вал.Подача масла в подшипник регулируется ограничительной шайбой 8 . На крышке корпуса 4 установлен аварийный бачок, в который по трубе 5 поступает масло.


В случае прекращения подачи масла в подшипник (при аварии в маслосистеме) турбогенератор защитой отключается от сети и прекращается подача пара в турбину. Обороты постепенно снижаются и масло в подшипник будет поступать из аварийного бачка. На рисунке 3.20, б, в, г видно как при увеличении оборотов шейка вала увлекает под себя масло и между ней и расточкой появляется устойчивый масляный слой (клин),благодаря которому шейка вала как бы «плавает».Для установки ротора в осевом положении и восприятия осевых усилий, которые меняются при переходных процессах (изменения параметров, сбросы, набросы нагрузки), изменениях зазоров в проточной части (в уплотнениях, при заносе солями) служит упорный подшипник .В паровых турбинах используют только сегментные упорные подшипники (рисунок 3.21).Внутри вкладыша, состоящего из двух половин 1и2,соединяемых горизонтальными фланцами, расположено кольцо 3, на котором установлены упорные колодки 5. На валу турбины имеется упорный диск (гребень), прилегающий своим торцом к поверхностям упорных колодок, залитых баббитом. Упорный диск (гребень) изготавливается заодно с валом или бывает насадным.


К упорным колодкам подается масло, заполняющее весь вкладыш и вытекающее в верхней половине вкладыша. Таким образом, гребень 4 вращается в масляной ванне и придавливается осевым усилием к поверхности колодок.Между гребнем и колодками образуется несущий слой масла, исключающий металлический контакт поверхностей колодок и гребня и обеспечивающий малые потери на трение и незначительный износ колодок.

Изображенный на рисунке 3.21 подшипник можно использовать только при условии, что осевое усилие направлено всегда слева направо.Кроме того, при большом зазоре слева от гребня при малейшем сдвиге ротора влево произойдет повреждение уплотнений и проточной части. Поэтому в упорных подшипниках кроме основных (рабочих) колодок устанавливают дополнительные (установочные) колодки с противоположной стороны гребня. С их помощью устанавливают осевой разбег ротора между колодками.

При сборке его устанавливают в пределах 0,5-0,6 мм, а в работе он будет 0,4-0,5 мм.В крупных многоцилиндровых турбинах различия в работе колодок не существует, т.к. осевое усилие может менять свое направление при изменении режима работы.Упорный подшипник должен обладать абсолютной надежностью, т.к. выход его из строя влечет за собой тяжелые повреждения проточной части.

Часто упорный подшипник объединяют с опорным,т.е. получается комбинированный опорно-упорный подшипник.Вкладыши опорных и упорных подшипников помещают в корпуса, устанавливаемые на фундамент, или присоединяемые непосредственно к корпусу турбины.В корпусе подшипника (обычно первого) размещают главный масляный насос, элементы системы регулирования и защиты турбины.

 

Возможно, будет полезно почитать: